Сказкотворчество студентов как прием трансформации тем учебных курсов «Педагогика» и «Педагогическое мастерство» в дидактические сказки и педагогические зарисовки
Автор: Тимонина Ирина Владимировна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
X международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Санкт-Петербург, январь 2019)
Дата публикации: 03.01.2019
Статья просмотрена: 672 раза
Библиографическое описание:
Тимонина, И. В. Сказкотворчество студентов как прием трансформации тем учебных курсов «Педагогика» и «Педагогическое мастерство» в дидактические сказки и педагогические зарисовки / И. В. Тимонина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 64-67. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/320/14706/ (дата обращения: 17.12.2024).
Курсы «Педагогика» и «Педагогическое мастерство» занимают ведущее место в системе подготовки педагогических кадров в условиях СПО. Данная учебная дисциплина дает не только знания в области воспитания и обучения подрастающего поколения, но и формирует у студентов педагогических специальностей, обучающихся в ГПОУ «Кемеровском педагогическом колледже», положительную установку на будущую педагогическую деятельность.
Использование на практических занятиях курса «Педагогика» ряда приемов из коммуникативно-речевой технологии «Сказкотворчество» позволяет развивать у студентов коммуникативные, аналитические, проектировочные, креативные способности в ходе индивидуального и группового сказкотворчества.
Сказкотворчество — процесс переработки и комбинирования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых образов, действий, ситуаций, не имевших ранее места в непосредственном восприятии.
Создание предметной педагогической сказки позволяет «сочинителю» воплотить множество граней и смыслов, что помогает понять важные педагогические вопросы, касающиеся воспитания и обучения детей разных возрастных групп.
Использование коммуникативно-речевой технологии «Сказкотворчество» применительно к учебному процессу достаточно нетрадиционно и это вызывает повышенный интерес студенческой аудитории к возможности поучаствовать в создании подобного «творческого продукта».
В процессе создания сказки дидактического типа у обучающихся формируются следующие группы умений:
- Коммуникационные (речевые) умения:
– умение ясно и четко излагать мысли; умение убеждать,
– умение аргументировать; строить логическую систему доказательств,
– умение выносить суждения и анализировать высказывание;
- Учебные умения:
– умение мыслить нешаблонно, оригинально,
– обобщать информацию и четко ее структурировать,
– глубоко прорабатывать материал, выбирая основную, главную, стержневую информацию,
– умение выбирать и систематизировать ключевые понятия, термины, формулы;
- Предметно-творческие умения:
– умение использовать педагогическую терминологию и интегрировать ее в сказочные образы,
– умение характеризовать тот или иной педагогический процесс и поэтапно раскрывать его в ходе сюжетной сказки разного вида (волшебная, бытовая…),
– умение создать сказочный сюжет, сохраняя законы построения определенного вида сказки и показать сущность и характеристику того или иного педагогического явления или категории, обозначить их связи.
Создание дидактической педагогической сказки или зарисовки на основе материала из курса «Педагогики», «Педагогического мастерства» задача достаточно сложная для студента, но эффективный инструмент более глубокого изучения темы или раздела педагогических дисциплин.
По законам жанра сказка обладает особыми характерными чертами, позволяющими не напрямую, а косвенно обобщить и вывести некоторые понятия как часть общей морали. В речи сказочного героя могут присутствовать назидания, жизненные педагогические правила, народная мудрость. Приемы символической аналогии, фантастические свойства объектов, выразительные средства — это тот богатый материал, который позволяет проявлять обучающимся креативность в создании сказочных образов.
Изучая тему из курса «Педагогика» «Сущность и структура целостного педагогического процесса» (ЦПП), студентам было предложено сочинить сказку о целостном педагогическом процессе, показав его сущность и основные характеристики.
Приведем некоторые варианты начала сказки:
«В некотором царстве, в некотором государстве жила была королева Образование. А в другом королевстве по соседству жил король Воспитание. Повстречал как-то на прогулке король Воспитание королеву Образование и влюбился в нее с первого взгляда. Вскоре молодые поженились, и родился у них сын. Долго спорили король с королевой какое имя дать наследнику престола, чтобы в имени малыша было что-то от мамы и от папы. Наконец решили назвать они сыночка-королевича Целостный педагогический процесс, так как в нем соединяются в едино образование и воспитание. Рос сыночек непогодам умным и воспитанным. Уже в подростковом возрасте имел свои принципы: гуманизации, демократизации, природосообразности, культуросообразности, научности, доступности, сознательности и активности» (В.).
«В одном педагогическом царстве — государстве жил дедушка Целостный педагогический процесс. Ибыло у него 4 внука: Содержательно-целевой, Организационно-деятельностный, Эмоционально-мотивационный, Контрольно-оценочный. Каждый внучок имел свой характер и преследовал свои цели. Но все они мечтали найти свою любовь. В их королевстве не было желанных невест. И отправились они как-то весной каждый своей дорогой за своим счастьем. А двигали их к приключениям разные внешние и внутренние противоречия» (С.)
«Как-то давно в одном царстве-государстве жила была царица и звали ее Великая педагогика. Был у Педагогики сынок, чье имя Целостный педагогический процесс. Все считали этого царевича величавым и очень важным. Ав качествах характера царевича жители государства подчеркивали его системность, целостность, двусторонность, целенаправленность, цикличность. Как — то в государство повадилось прилетать чудище о трех головах и съедать по одному жителю. Загоревали жители, пошли за советом к царице Великой педагогике с просьбой навести в стране порядок и избавить их от чудища поганого. Задумалась царица, кого послать из дружины воевать с чудищем: рыцарей Закономерности или конницу Принципы? Но тут сынок царицы Целостный педагогический процесс под воздействием движущих сил решил возглавить войско и встать на защиту своего государства и матушки. (К.)
Приведенные примеры студенческих сказок о ЦПП свидетельствуют, что на основании изученного материала по данной теме образ главного героя четко принимает педагогические очертания и характеристики, что позволяет глубже освоить материал в области педагогики и применить нетрадиционные способы к осмыслению изученного.
Особо стоит остановиться на сочинении сказок нравственно-этического типа, которые имеют ярко выраженную этико-нравственную направленность; в текстах таких сказок прослеживается жизненное правило, выраженное в пословице, поговорке или мудром изречении автора сказки. Это достаточно известные сказки из детства: «Суп из топора», «Вершки и корешки», «Лиса и журавль». Такие сказки можно назвать педагогическими, так как они адресованы как раз детям и достоинство их в том, что такие сказки — это намек на то, как лучше поступить в той или иной жизненной ситуации. Главное в них отсутствует прямой комплекс нравоучений и наставлений, которые так часто слышать дети от взрослых и ненавидят, когда их так «воспитывают». В сказке никто не учит ребенка «жить и поступать правильно». События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи и нормы поведения, существующие в этом мире.
Одну из таких сказок, которые сочинили студенты, мы приводим ниже:
Волшебная ручка
«В одном городе жил маленький мальчик Федя. Учился он в первом классе. Как-то шел он из школы и заигрался на детской площадке. На улице в этот сентябрьский денек было жарко, и Федя сбросил свою курточку на скамейку, кинул туда и портфель, а затем побежал играть с ребятами. День пролетел быстро, и надо было идти домой. На скамейке рядом с вещами Феди сидел какой-то старичок. Пока Федя собирался домой, старичок заговорил с ним и подарил мальчику ручку, сказав, что она волшебная и будет помогать ему в учебе. Надо только знать волшебные слова: Сделал дело — гуляй смело. Повторяй их каждый раз — сказал старичок, — когда принимаешься за какое-либо дело и клади волшебную ручку в карман. Федя поблагодарил старичка, но не очень — то поверил в дедушкины сказки. Дома Феде было нужно сделать уроки, погулять со щенком и вынести мусор. Первым делом дома Федя решил поиграть в компьютерные игры, а потом приступить к выполнению своих обязанностей. Только он сел поиграть, как через минуту почувствовал, что в кармане что-то мешает. А, да это волшебная ручка, — вспомнил мальчик и решил ее испытать. Ну-ка ручка, сделал дело — гуляй смело, — сказал мальчик и посмотрел на ручку. Вот и нет никакого волшебства, это все дедушка выдумал. Мальчик решил продолжить игру в компьютер, но что- то ему сразу расхотелось. Ладно, потом поиграю, — решил мальчик и пошел делать уроки. Уроки как-то легко и быстро удалось в этот раз сделать Феде. Теперь — то я пойду и посмотрю мультики. Но только он залез на диван, как опять в кармане нащупал ручку. Привет ручка: «Сделал дело — гуляй смело, -посмеялся мальчик. Ну, что же в ней волшебного? — озадачился мальчик. Пойду — ка я погуляю со щенком и выброшу мусор, пока мама с работы не вернулась, а заодно и дедушке верну ручку, пусть он не думает, что я поверил, что ручки бывают волшебными.
Федя погулял с собакой, выбросил мусор, но дедушку так и не нашел. Федя вернулся домой и вскоре пришли мама с папой. Федя рассказал им, как он провел день, о подарке дедушки. Мама проверила сделанные уроки и осталась довольна, похвалила сына. А папа сказал, что ручка и вправду волшебная. Не может быть, — удивился Федя. А в чем же волшебство? — спросил Федя папу. А в том, что ручка помогла тебе сделать все дела и теперь у тебя весь вечер свободный, можешь играть сколько хочешь. Вот это здорово, обрадовался Федя и вновь в кармане нащупал ручку. Он бережно достал ручку из кармана и произнес волшебные слова: «Сделал дело — гуляй смело». А ручка — то и в правду волшебная? — подумал Федя. А вы как думаете, — ребята?» (Е.)
В курсе изучения «Педагогического мастерства» в разделе «Мастерство педагогического общения» затрагивается тема, соприкасающаяся с областью психологии, но являющаяся важной при организации процесса обучения школьников с учетом типа восприятия информации (аудиал, визуал, кинестетик). Типизация обучающихся в зависимости от предпочитаемой модальности довольно условна. Если педагог знает определенные характеристики данных психотипов, то их можно использовать в процессе общения при обучении и воспитании ребенка. Это позволит наиболее грамотно будущим педагогам создавать общий сценарий урока. Учителю на этапе планирования подачи информации обучающимся в технологической карте урока следует учесть разные каналы восприятия учеником окружающей действительности: зрительный, слуховой, тактильный, вкусовой, обонятельный, чтобы эффективно выстроить полисенсорное преподнесение материала на уроке. В мозге ребенка сенсорная (полученная органами чувств) информация трансформируется в некоторое представление или модель. Именно ведущая сенсорная система определяет вид восприятия, или его модальность, что запускает процесс мышления обучающихся и становится толчком для других ментальных процессов: памяти, представления, воображения. Конструктивное общение с представителями разных типов и знание об их свойствах анализаторов может помочь педагогу увлечь ученика тем или иным видом деятельности.
Для лучшего запоминания характерных черт представителей типа визуалов, кинестетиков, аудиалов студенты совместно с преподавателем работают в группах и создают портретные характеристики данных типов.
Варианты подобного группового творчества студентов педагогических специальностей ГПОУ «Кемеровского педагогического колледжа характеризующие разных представителей этих типов приведены нами ниже в портретных зарисовках.
«Диван, подушка, лысый кот,
Мохнатый коврик, бутерброд.
Кофейный запах, антрекот.
Пилить, рубить, катить дрова,
Но не сидеть, в мороз дрожа.
Рука потянется к руке,
Прохлада губ, жар на щеке.
Потрогать, ощутить, понять,
Погладить, нежно так обнять.
Всем существом своим дрожа
От чувств моих поет душа.
Идем мы вместе налегке,
Пакет рассыпан, мы в муке.
Пушистый снег, прохладный лед,
Фантазий радужный полет.
Тепло свечи, роман-сюжет
Вот кинестетика портрет». (Т., О.,В.)
«Мир вкрасках» (визуал)
Мое внимание привлек аккуратный, худощавый мальчик, с тонкими губами и слегка приподнятыми бровями. Он сидел прямо, устремив взгляд куда-то вверх. Казалось, что он мечтает о чем-то своем, вглядываясь и всматриваясь сквозь стену классной комнаты. Учитель музыки сказал: Послушайте, какая чудная мелодия»! Мальчик повернул голову и уставился на проигрыватель, как будто впервые его увидел. К музыке он явно был равнодушен. Он достал листок бумаги и стал что-то рисовать, чертить, штриховать…
Но и это ему быстро надоело. Он стал складывать из бумаги прыгающую лягушку. «Смотри, как она прыгает», — весело шепнул он соседу по парте, — она как живая». Но взгляд учителя, брошенный из-под очков, остановил его ликование.
Однако мальчик недолго оставался без дела, его внимание привлекла муха, севшая на парту. Он долго и внимательно, затаив дыхание, рассматривал муху, любовался ее брюшком и прозрачными крылышками, блестевшими в лучах солнца, наблюдал, как она ползает по крышке парты. Он жил в своем красочном мире, полном открытий и впечатлений.
«Иванов, какую музыку мы сейчас слушали? — спросил учитель. «Радужную» — выпалил Иванов, под громкий смех своих соклассников». (С. В. К.)
«Он не такой, как все», — думала мать…(аудиал)»
Он постоянно бормотал что-то про себя, казалось, что он с этим родился. Его любимый вопрос: «Ты слышишь, как звучит…?», порой раздражал и заставлял нервничать мать. Ну как может «звенеть и петь» ночная тишина? Ну как часы-ходики вместо тик-так, могут петь «Ку- шать, ку-шать» или «спать-спать, спать-спать».
В магазине было еще хуже: все, что пищало, гремело, звенело — завораживало малыша, и он пытался воспроизводить всю эту какофонию.
Когда он спал, казалось, что он незримо присутствует среди разговоров взрослых, так как на утро он был в курсе того, что пытались от него скрыть.
Он не любил, чтобы его ласкали, но с удовольствием слушал сказки, заставляя мать играть роль того или иного героя, то кукарекать, то мяукать, то шипеть, как змея. Он прекрасно помнил, что вчера сказал дядя Леня, как звонко поет водосточная труба на соседнем доме. На большинство вопросов, которые для него были не значимы, он отделывался кивком головы. И тихо становилось в квартире, когда, надев наушники, малыш становился «глух и нем» и погружался в мир неведомых звуков, порой вторя в такт всем телом той или иной мелодии.
«Как с ним трудно», — думала мать». (А. П. К)
Таким образом, применяя прием трансформации ряда тем курса «Педагогики» и «Педагогического мастерства» в жанр дидактической сказки или педагогической зарисовки, возможно достичь интерес и положительную мотивацию у студентов к изучению психолого-педагогических дисциплин и повысить профессиональное мастерство будущего педагога начальной школы.