Использование элементов педагогической технологии при преподавании дисциплин «Факультативная терапия» и «Кардиология» для формирования клинического мышления будущих врачей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ахмедова, Н. Д. Использование элементов педагогической технологии при преподавании дисциплин «Факультативная терапия» и «Кардиология» для формирования клинического мышления будущих врачей / Н. Д. Ахмедова, Н. Б. Ботирова, Сарвиноз Юлдашева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 19 (205). — С. 179-181. — URL: https://moluch.ru/archive/205/50315/ (дата обращения: 16.11.2024).



Классическое медицинское образование ХХ века строилось на непосредственной передаче знаний от учителя к ученикам и имело в качестве одного из главных инструментов лекции и обучение «у постели» больного, что не удовлетворяет требованиям сегодняшнего дня. Одним из значимых компонентов стратегии перестройки профессионального образования стало широкое внедрение в учебный процесс активных форм обучения, которые охватывают все виды аудиторных и внеаудиторных занятий со студентами [1].

Активное обучение — это, прежде всего, новые формы, методы и средства обучения, которые побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Предполагается, что использование такой системы методов направлено главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение студентами знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Применение интерактивных методов предполагает включение в образовательный процесс соответствующих средств обучения. Одним из ведущих принципов интерактивного обучения является активное использование разнообразных технических и электронных средств [2, с. 3]. Безусловно, большой популярностью сегодня пользуются учебные электронные презентации, созданные в программе MS Power Point: — презентация-фронтальный опрос; — электронный диктант; — учебная презентация с использованием интерактивной анимации с помощью триггеров; — компьютерные презентации, сопровождающие воспитательные мероприятия: игра «Кто хочет стать отличником?» и др. В ходе обучения на цикле факультативная терапия и основы кардиологии (4 и 5 курс медицинских вузов) обучающийся должен сформировать и продемонстрировать ряд общекультурных (способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального содержания, сотрудничеству и разрешению конфликтов, толерантности) и профессиональных компетенций (способность и готовность к формированию системного подхода, анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности). С целью освоения вышеизложенных компетенций, а также для побуждения студента к мыслительной деятельности, развития его творческого мышления, умений и навыков самостоятельной работы, что очень важно для практического врача, мы ввели в учебный процесс ряд инновационных технологий обучения.

Инновационные технологии активно внедряются в образовательный процесс. Сегодня невозможно себе представить лекций без презентаций, практических занятий − без использования компьютеров, даже лабораторные работы переводят на виртуальные с цифровой обработкой данных и графическим представление полученной информации. С таким разнообразием использования компьютерной техники и программного обеспечения формы контроля знаний тоже претерпевают перестройку. С нашей точки зрения образовательная среда Moodle, мнемоника, кейс-стадий, игровые методики являются уникальной платформой для создания инновационных технологий контролирующего блока.

На кафедре факультативная терапия уже более двух лет нами осуществляется преподавание дисциплины «кардиология» с использованием платформы LMS Moodle, кейс-стадий, мнемоника, а также игровые технологии обучения.

M-лекции и М-тесты — это лекции и задания в тестовой форме, спроектированные для уникальной образовательной платформы Moodle (LMS Moodle) с учетом специфики дистанционного обучения.

Сравнительно недавно широкое распространение в образовании получил метод решения кейсов, став одной из самых эффективных технологий обучения. Внедрение учебных кейсов в практику медицинского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. Соответственно, решить кейс — это значит проанализировать предложенную ситуацию и найти оптимальное решение. Врач решает кейсы каждый раз, когда ставит пациенту диагноз и назначает лечение. Работа студентов с медицинскими кейсами предполагает активный метод обучения, основанный на рассмотрении конкретных (реальных) ситуаций из практики будущей деятельности обучающихся. Студенты получают клиническую информацию в первой части которой описывается начальное состояние пациента и симптомы болезни, вторая содержит в себе результаты первичного осмотра, последующие части посвящены результатам анализов, диагнозу специалистов, назначенному лечению, реакции пациента на это лечение и дальнейшему прогрессу лечения. В ходе обсуждения от студентов требуется поставить дополнительные вопросы, выдвинуть гипотезы, сформировать план для самостоятельного изучения материалов по теме. Таким образом, с введением кейсов в обучение студенты-медики погружаются в мир врачебной практики вместо чисто теоретической подготовки.

Модульная система обучения — это современная педагогическая технология, которая базируется на блочном (модульном) построении материала, который усваивается последовательно и оценивается путем накопления рейтинговых баллов за занятия и самостоятельную работу. Она реализуется в контексте принципов познавательной деятельности, индивидуальной структуризации программы и психологического комфорта. Преподаватель в учебном плане самостоятельно распределяет количество баллов на каждый модуль, за разные виды учебной деятельности, формы контроля знаний. Использование модульного обучения в «Кардиологии» позволяет не только активизировать познавательные способности учащихся, но и повышает их интерес к освоению учебного материла. Это связано с тем, что модульное обучение позволяет понять причинно-следственные связи между теорией и непосредственной практической деятельностью специалиста [3]

Технология «Тематический кроссворд». Вряд ли кто-то вспомнит и задумается о том, кто был первопроходцем в составлении кроссвордов. Уже много лет эта чудная игра живет, растет, развивается и видоизменяется. Многие преподаватели согласятся с тем, что применение кроссвордов, их составление, решение, способствует развитию мышления учащихся, учит четко, логично и лаконично выражать свои мысли [5]. Составление кроссвордов ориентировано на развитие интеллектуально-творческих, общекультурных и профессиональных компетенций. После изучения тематического блока дисциплины преподаватель, как вариант самостоятельной работы, предлагает каждому студенту индивидуально составить кроссворд с целью повторения и закрепления пройденного материала. При составлении кроссворда студентам рекомендуется обращаться к учебной и научной литературе. Например, занятие по теме: «Приобретенные пороки сердца». Студент 1 — составляет кроссворд на тему «митральные пороки», студент 2 — «Аортальные порки сердца» и т. д. Минимальное количество слов в кроссворде не менее 30.

Решение кроссвордов составляет альтернативу тестовому контролю знаний обучающихся. Наличие вопросов в кроссворде, на которые следует дать ответ, сближает кроссворды с тестами открытой формы, а наличие подсказки (буквы на пересечении слов) — с тестами закрытой формы. На занятии студенты сначала работают в паре (предлагают друг другу решить свои кроссворды), что позволяет проверить индивидуальную подготовку к занятию каждого студента, а затем идет общее обсуждение кроссвордов, которые представляет в группе сам автор — проверка общей готовности группы к занятию. Тематические кроссворды предполагают балльное оценивание: как составление, так и решение. С целью стимулирования творческо-образовательного процесса студенты выбирают лучший кроссворд, что позволяет автору получить поощрительные баллы.

На наш взгляд, такой вид обучения стимулирует познавательную активность студента (активная работа с медицинской литературой); расширяет его кругозор по обсуждаемой теме; обогащает профессиональный глоссарий; способствует развитию логического мышления и творческих способностей. Все эти навыки необходимы современному специалисту медицинского профиля. Используя такой метод обучения, преподаватель осуществляет дифференцированный подход (как путем создания ресурсов разного уровня сложности, так и постановкой задач: решить/составить).

С целью обеспечения непрерывного контроля работы учащихся по качеству усвоения материала преподаватель должен разделить учебный материал на структурно-логические модули (блоки), определив нормативные баллы (правила их начисления) на все задания и задачи дисциплины. Составить регламент, с учетом рейтинга, на основе которого будет производиться оценивание знаний. Общая оценка представляет собой сумму рейтинговых оценок за отдельные модули. В качестве модулей предмета/дисциплины целесообразно выделить самостоятельный цикл работы, индивидуальные домашние работы с целью закрепления теоретических знаний. По завершении модуля проводится контроль знаний (в виде тестирования, контрольной работы, контрольных задач, устного опроса, написания отчета и собеседования и т. д.), а для коррекции процесса обучения, в процессе текущего контроля, целесообразно вести учет и анализ ошибок, указывающих на пробелы в знаниях.

Таким образом, важным компонентом применения современных педагогических технологий является гибкость и возможная перестройка изложения учебного материала. Методической задачей является поиск правильных путей применения интенсивных средств и форм обучения, а одним из показателей рациональности использования современных педагогических технологий будет интерес у учащихся к предмету изучения, стремление к самостоятельной деятельности и профессиональному и карьерному росту. Постепенный переход вузов к современным образовательным технологиям даст новый импульс системе медицинского образования, позволит перейти к инновационному пути развития высшего медицинского образования.

Литература:

  1. Гущин, В. Ю. Интерактивные методы обучения в высшей школе / В. Ю. Гущин // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». — 2012. — № 2. — С. 1–18.
  2. Интерактивные методы, формы и средства обучения: методические рекомендации. — Ростов-на-Дону: РЮИ, 2013. — 49 с. 90
  3. Кашлев, С. С. Технология интерактивного обучения / С. С. Кашлев. — Минск, Белорусский верасень, 2005. — 196 с.
  4. Реутова, Е. А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза / Е. А. Реутова. — Новосибирск: Изд- во НГАУ, 2012. — 58 с.
  5. Ульяновская С. А., Баженов Д. В. Клинический подход в преподавании анатомии на английском языке /Материалы конф. Посвящ.50-летию Медицинского института и кафедры нормальной анатомии Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева. –Саранск, 2017.- С.20–22.
Основные термины (генерируются автоматически): LMS, студент, кроссворд, медицинское образование, самостоятельная работа, учебный материал, модульное обучение, образовательный процесс, практическая деятельность, учебный процесс.


Похожие статьи

Использование модульно-рейтинговой технологии в преподавании дисциплин профессионального учебного цикла на примере преподавания учебной дисциплины «Электротехника и электроника»

Использование современных образовательных технологий в преподавании дисциплин профессионального цикла на кафедре биологии

Применение электронных учебников и интерактивных пособий УМК «Перспективная начальная школа» в учебном процессе для достижения метапредметных результатов

Методика тренировки «Табата» как начальный этап подготовки к внедрению методики «Кроссфит» на занятиях по физической культуре в медицинском вузе

Использование ИК-технологий в контроле знаний бакалавров, обучающихся по направлению «Педагогическое образование»

Сочетание традиционных и электронных средств обучения в преподавании математики для студентов нематематических направлений подготовки

Использование информационно-коммуникационных технологий как средства повышения интереса учащихся к предмету «химия»

Использование современных интерактивных методов и информационных компьютерных технологий при преподавании темы «Корпускулярные свойства света»

Методика преподавания дисциплины «Прикладная механика» в рамках формирующейся формы тотального дистанционного образования

Использование элементов музейной педагогики в преподавании предметов филологического цикла в начальной школе

Похожие статьи

Использование модульно-рейтинговой технологии в преподавании дисциплин профессионального учебного цикла на примере преподавания учебной дисциплины «Электротехника и электроника»

Использование современных образовательных технологий в преподавании дисциплин профессионального цикла на кафедре биологии

Применение электронных учебников и интерактивных пособий УМК «Перспективная начальная школа» в учебном процессе для достижения метапредметных результатов

Методика тренировки «Табата» как начальный этап подготовки к внедрению методики «Кроссфит» на занятиях по физической культуре в медицинском вузе

Использование ИК-технологий в контроле знаний бакалавров, обучающихся по направлению «Педагогическое образование»

Сочетание традиционных и электронных средств обучения в преподавании математики для студентов нематематических направлений подготовки

Использование информационно-коммуникационных технологий как средства повышения интереса учащихся к предмету «химия»

Использование современных интерактивных методов и информационных компьютерных технологий при преподавании темы «Корпускулярные свойства света»

Методика преподавания дисциплины «Прикладная механика» в рамках формирующейся формы тотального дистанционного образования

Использование элементов музейной педагогики в преподавании предметов филологического цикла в начальной школе

Задать вопрос