Игровые методы обучения как практическая направленность обучения студентов в формировании личности и стимулировании познавательной активности
Автор: Биккинина Гузель Минираисовна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
V международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2014)
Дата публикации: 18.10.2014
Статья просмотрена: 1762 раза
Библиографическое описание:
Биккинина, Г. М. Игровые методы обучения как практическая направленность обучения студентов в формировании личности и стимулировании познавательной активности / Г. М. Биккинина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 253-255. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6366/ (дата обращения: 16.11.2024).
Образовательный процесс в медицинском вузе направлен на достижение конечных целей обучения. Эти цели сформулированы в квалификационной характеристике специалиста, выражены в знаниях и умениях, которыми должен владеть специалист, и являются требованиями общества к данному специалисту. Образование включает в себя обучение, воспитание и развитие человека. По отношению к студенту образование — это одновременно и процесс и результат обучения, воспитания и развития его. Обучение — это процесс присвоения человеком норм и способов действий, социально значимого опыта, который осуществляется посредством самостоятельной деятельности обучаемого, организованной преподавателем.
Метод обучения в медицинском вузе — это способ совместной деятельности педагога и студента, направленный на реализацию целей и ценностей, предопределяющих становление личности будущего врача и овладение им основами профессиональной деятельности.
Психологической основой обучения является активная познавательная деятельность обучаемых в высшей школе, приводящая к формированию умения творчески мыслить, используя приобретаемые в процессе деятельности знания, умения и навыки.
В зависимости от уровня познавательной активности в учебном процессе различают пассивное и активное обучение.
При пассивном обучении учащийся выступает в роли объекта учебной деятельности, на который направлено педагогическое воздействие преподавателя. Учащийся должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему преподавателем или другим источником знаний. Обучающиеся при этом, как правило, не сотрудничают друг с другом и не выполняют каких-либо проблемных, поисковых заданий. К пассивному обучению относят: лекцию-монолог; наблюдение; рассказ; объяснение; беседу; демонстрацию; работу с учебником.
При активном обучении студент в большей степени становится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания. Осуществляется взаимодействие обучающихся друг с другом при выполнении заданий в паре, группе. К активному обучению в медицинском вузе относят: лабораторные практикумы (изучение материальных объектов, препаратов, муляжей, приборов, макетов, муляжей, выполнении лабораторных работ); решение клинических задач, выполнение мануальных действий на моделях или пациентах (пальпация, перкуссия, аускультация, остановка кровотечения, искусственное дыхание и т. п.); учебные ролевые, имитационные, операционные и деловые игры; “мозговой штурм”, учебно-исследовательская работа студентов; научно-исследовательская работа студентов, интерактивное обучение.
Уровень познавательной активности обучаемого обусловливает достигаемый им уровень знаний. В зависимости от достигнутого результата различают следующие уровни усвоения знаний: уровень узнавания; уровень воспроизведения; уровень умения; уровень навыка; уровень творчества.
Объектом нашего изучения является самостоятельная деятельность студентов, а предметом — условия её реализации. Главная задача заключается в изучении факторов, способствующих развитию активности и самостоятельности у обучаемых в познавательной деятельности, стимулирующих осознание потребности и необходимости овладения знаниями, формирующих современное мировоззрение. Другая — состоит в формировании умения самостоятельно применять имеющиеся знания в дальнейшем обучении и практической деятельности.
Проведена разработка организационно-практических вопросов вовлечения студентов очной формы обучения в самостоятельную деятельность. Исследованы и теоретически обоснованы проблемы игровых методов обучения в свете основных качеств личности представителя современной эпохи — инициативности, самостоятельности, творческой активности — как главных показателей всестороннего развития человека. Поставлена и в значительной степени решается в методическом аспекте проблема соотношения педагогического руководства и самостоятельности студентов в учебном познании. Практика обучения обогатилась содержательными материалами для организации самостоятельной работы студентов-медиков в аудиторное и внеаудиторное время. Поднятие престижа специалиста, за счёт соответствующего его профессиональной деятельности образования, пробуждает у студентов интерес к овладению избранной специальностью.
На наш взгляд, деловые игры служат развитию и формированию личности, вырабатывают инициативу и самостоятельность в принятии решений. Их структура отражает логику практической деятельности, и поэтому они являются не только эффективным средством усвоения 'знаний и формирование умений, но и способом подготовки к профессиональному общению. Игра хранит и развивает огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей человеческих проявлений. Первая культура, созданная человеком, — это игровая культура, основанная на традициях труда, социальной деятельности. Ее создавали и потребляли дети и взрослые совместно в семьях и общественных объединениях. Воспитание детей — самый сложный вид творчества человека. Он требует создания системы просвещенной, цивилизованной, образовательной, гуманизированной культуры наставничества, в которой необходимо найти место преобразующей игре, хранящей духовный потенциал общечеловеческих ценностей.
Игровое поведение является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. Современное общество проявляет особое игровое сознание: игровые раунды разыгрываются как на политической арене, так и в повседневной жизни. Среди разнообразных игровых ситуаций в медицинском образовании особую роль занимают ситуационные задачи. Их решение позволяет студенту вести самостоятельную и рациональную проработку базовых знаний и осуществлять самоконтроль степени усвоения знаний общей патологии, закрепить и продемонстрировать знания основных понятий по предмету, необходимых в его дальнейшей клинической подготовке и практике. Суть их состоит в импровизированном создании ситуаций, моделирующих некую типичную деятельность, решение проблем, возникающих в ходе этой деятельности. В игре участвуют несколько человек, выполняющих различные роли. Одна и та же ситуация может проигрываться несколько раз, чтобы дать возможность всем студентам ознакомиться с функциями разных действующих лиц.
Существуют многочисленные модификации ситуационных игр с использованием различных методик. Их выбор определяется конкретными задачами обучения. Важнейшим моментом является характер задаваемой ситуации, которая включает в себя сюжет игры, поставленную проблему, особенности предусмотренных отношений и исполняемых ролей. При выборе ситуации надо учитывать следующее:
1) ее содержание должно быть адекватным реальной деятельности, т. е. правильно моделировать ее;
2) проблемы, возникающие в ходе игры, должны быть значимы для ее участников.
Обязательное условие эффективности обучения — проигрывание нескольких игр, предъявляемых с учетом нарастающей степени сложности, так как участие в однотипных играх обычно не дает желаемого результата.
Специалисты в области разработки деловых игр выделяют игры с достаточно жестким сценарием и ролевые игры свободной импровизации на заданную тему. В первом случае указываются эталоны действий на каждом этапе, допускаются лишь возможные варианты состояния объекта имитации (в клинических случаях — пациента или его родственников) в зависимости от характера действий играющих (правильных или ошибочных). Для каждого из таких вариантов также имеются соответствующие эталоны действий и формы поведения (состояния) в зависимости от принимаемых последовательных решений и т. д.
В медицинском образовании используются различные виды деловых игр, представленные разными методами.
Игра «врач — пациент».
1. Викторина «Что? Где? Когда?».
Получив определенную информацию, студенты обсуждают между собой, что следует предпринять в данной ситуации и необходимы ли дополнительные сведения (консультации специалистов, проведение лабораторных и инструментальных исследований и т. д.). Приняв согласованное решение, они сообщают его ведущему или вводят в компьютер. После этого, пользуясь эталоном решения, ведущий выдает требуемые сведения или соответствующую решению информацию об изменениях в состоянии больного.
2. Методика последовательной или разорванной цепочки: на каждом этапе такой игры в последовательном или произвольном порядке роль врача поручается разным студентам.
3. Проигрывание ситуации в микрогруппах с последующим обсуждением. Ведущими в микрогруппах могут быть наиболее подготовленные студенты.
Игра «консилиум» — распределение ролей между студентами производится в зависимости от числа участников, вместе с тем в каждой роли могут последовательно выступать несколько студентов.
Ролевые игры без жесткого сценария не имеют четких эталонов действий и представляют собой адаптированный к условиям обучения в вузе вариант «психодрамы» Дж. Морено. Эта методика рассчитана не столько на формирование конкретных профессиональных знаний, сколько на приобретение коммуникативных умений и навыков, эмоционального опыта. Участникам игры предоставляется возможность без строгого сценария сыграть роль, выбранную из реальной жизни (например, разыгрывание различных психологических ситуаций общения врача с больными).
Итак, игра — это жизненно важный и необходимый элемент в развитии как индивидуума, так и общества в целом. Игровые методы обучения стимулируют познавательную активность студентов, способствуют осознанному восприятию окружающего мира, формированию их личности как специалистов.
Таким образом, главной функцией игровых методов обучения, как аспекта самостоятельной работы, является формирование высококультурной личности, так как только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается будущий целитель.