Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Исследовательская деятельность школьников как основа формирования познавательной активности

5. Педагогика общеобразовательной школы
35
Поделиться
Библиографическое описание
Михайлова, В. И. Исследовательская деятельность школьников как основа формирования познавательной активности / В. И. Михайлова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 91-92. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/72/4103/.

Приучение подрастающего поколения к исследованию происходит в разной степени сложности и имеет свою историю. Общие вопросы сущности исследования освещаются в различных монографиях, сборниках и статьях. Достаточно полное представление о признаках научного исследования и основных структурных элементах теоретического познания дают А. Я. Черныш, Н. П. Багмет, Т. Д. Михайленко и другие. Авторы всесторонне объясняют процесс планирования научной работы, уровни научного исследования, взаимосвязь направления, проблемы и темы исследования [7].

О методологии педагогический исследований пишут ученые: Ю. К. Бабанский, В. И. Звягинский, В. А. Сластенин. Они говорят о фундаментальных понятиях, составляющих основу исследования.

Ю. К. Бабанский обращает внимание на методы научных исследований, которые могут применяться в коллективном и индивидуальном поиске [3].В. И. Загвязинский выделяет три этапа в исследовании: выбор темы, методов, оформления результатов исследования [2]. В. А. Сластенин доказывает необходимость отказа от штампов, стереотипов, ратует за творческий подход к делу, за инновации в профессиональной деятельности [6]. Следовательно, ученые рассматривают исследовательскую деятельность как необходимый компонент педагогического процесса. Нужно отметить, что такой подход оказал влияние на развитие познавательной стратегии образования школьников. Исследование стало частью познания, учения, образования в современной школе. По мнению А. А. Плигина, научного руководителя ГЭП «Исследование познавательных стратегий школьников», исследование может быть частью «знаниевой модели» образования и «личностно-ориентированной». Вторая модель дает больший эффект в развитии ребенка [4].

Педагоги-практики применяют исследование в той или иной мере в процессе учебной и внеурочной работы с воспитанниками, учитывая при этом уровень притязаний детей, их потребности и интересы. Вполне естественно, что данный подход широко используется при обучении младших школьников. Интересен опыт учителей начальных классов, Л. Г. Балакшиной, Н. М. Кириченко [1]. Они предлагают обучать детей науке исследования во втором- четвертом классах на факультативных занятиях «Введение в исследовательскую деятельность». Несомненно, регулярные и целенаправленные занятия формируют поисковую активность детей. Опыт этих педагогов мы оценили высоко и убедились в правильности своих идей.

В процессе преподавания русского языка и литературы мы заметили, что поисковая активность учеников является величиной переменной. Она свидетельствует об особом психологическом и интеллектуальном состоянии детей. Можно пронаблюдать процесс формирования активности в различные временные отрезки: в течение нескольких лет, месяцев и дней. Многие условия, внешние и внутренние, влияют на динамику познавательной активности каждого отдельного ребенка. Мы убедились в том, что исследовательская деятельность может быть своеобразным катализатором в указанной ситуации. Для ее осуществления учащиеся должны иметь в своем опыте универсальные учебные умения. Это является залогом успешной исследовательской работы воспитанников и условием их личностного развития.

Существует мнение, что «культурные образовательные традиции ограничивают любопытство детей», «ограничивают исследовательское поведение», их «исследовательскую активность» [5]. В какой-то мере А. И. Савенков прав. Однако педагог- учитель в противовес этой тенденции может ввести элементы исследования в изучение учебного материала. Это обстоятельство позволяет дать возможность детям быть активными в новой учебной ситуации. Мы убедились в этом, общаясь с детьми на уроках русского языка и литературы, и сделали некоторые выводы.

Вывод первый: в процессе изучения отдельных тем русского языка и художественных произведений ученики осуществляют целеполагание, пытаются понять, что есть цель в исследовании. Цель исследования может быть сформулирована ребенком самостоятельно.

Вывод второй: дети с удовольствием определяют сферу поиска и его границы. Они имеют возможность выбрать интересную для них тему исследования и понять, каким образом можно соединить лингвистическое и литературоведческое знание. Эта процедура занимает достаточно много времени, но дает хороший результат. Ученики с гордостью говорят, что они занимаются исследованием. Понятие «исследование» входит в словарный запас ребенка, и он оперирует данным словом уверенно.

Вывод третий: в процессе общения учителя с учащимися возникают различные вопросы. По каким правилам надо вести исследование? Как действовать целенаправленно? Что такое задачи исследования? Что есть результат исследования? Постановка вопросов есть важный этап в приучении детей к исследованию.

Вывод четвертый: в данной учебной ситуации уместна технология сотрудничества. Общение как основа сотрудничества помогает каждому ребенку понять собственную цель и задачи исследования, осознать методы решения задач и удостовериться в том, что есть результат работы. Трудным для воспитанников является этап оформления результатов поиска в устной и письменной форме. Результат исследования обсуждается на различных уровнях: на заседании малой творческой группы, на классном форуме, на школьной научно-практической конференции.

Таким образом, мы осознали, что ситуация поиска, исследования, основанная на сотрудничестве, изменяет условия учебной работы детей и педагога. Каждый отдельный ученик и коллектив имеют взаимную поддержку. Они идут вместе к достижению индивидуальной и общей цели деятельности. Исследовательская работа помогает школьникам анализировать причину ошибок и неудач на ином уровне, помогает разобраться, почему возникли трудности и как их преодолевать.

Литература:

1.         Балакшина Л. Г., Кириченко Н. М. Исследовательская деятельность младших школьнков.- http: //festival.1september.ru/articles/509737/

2.         Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога.- М.: Академия, 2010.- 176с.

3.         Педагогика. Под редакцией Ю. К. Бабанского.- М.: Просвещение, 1983.

4.         Плигин А. А. Исследовательская деятельность школьников в модели личностно — ориентированного образования.- http: //www.pligin.ru/articles/pligin %20issl.html

5.         Савенков А. И. Противодействие исследовательскому поведению ребенка в современном образовании.- ж.Высшее образование в России, 2012г., № 8–9, с.67- 72.

6.         Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность.- М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997.-224с.

7.         Черныш А. Я. Организация, формы и методы научных исследований: учебник/ А. Я. Черныш, Н. П. Багмет, Т. Д. Михайленко, Е. Г. Анисимов, И. В. Глазунова, Н. Г. Липатова, Ю. И. Сомов.- М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2011.- 320с.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный