Приучение подрастающего поколения к исследованию происходит в разной степени сложности и имеет свою историю. Общие вопросы сущности исследования освещаются в различных монографиях, сборниках и статьях. Достаточно полное представление о признаках научного исследования и основных структурных элементах теоретического познания дают А. Я. Черныш, Н. П. Багмет, Т. Д. Михайленко и другие. Авторы всесторонне объясняют процесс планирования научной работы, уровни научного исследования, взаимосвязь направления, проблемы и темы исследования [7].
О методологии педагогический исследований пишут ученые: Ю. К. Бабанский, В. И. Звягинский, В. А. Сластенин. Они говорят о фундаментальных понятиях, составляющих основу исследования.
Ю. К. Бабанский обращает внимание на методы научных исследований, которые могут применяться в коллективном и индивидуальном поиске [3].В. И. Загвязинский выделяет три этапа в исследовании: выбор темы, методов, оформления результатов исследования [2]. В. А. Сластенин доказывает необходимость отказа от штампов, стереотипов, ратует за творческий подход к делу, за инновации в профессиональной деятельности [6]. Следовательно, ученые рассматривают исследовательскую деятельность как необходимый компонент педагогического процесса. Нужно отметить, что такой подход оказал влияние на развитие познавательной стратегии образования школьников. Исследование стало частью познания, учения, образования в современной школе. По мнению А. А. Плигина, научного руководителя ГЭП «Исследование познавательных стратегий школьников», исследование может быть частью «знаниевой модели» образования и «личностно-ориентированной». Вторая модель дает больший эффект в развитии ребенка [4].
Педагоги-практики применяют исследование в той или иной мере в процессе учебной и внеурочной работы с воспитанниками, учитывая при этом уровень притязаний детей, их потребности и интересы. Вполне естественно, что данный подход широко используется при обучении младших школьников. Интересен опыт учителей начальных классов, Л. Г. Балакшиной, Н. М. Кириченко [1]. Они предлагают обучать детей науке исследования во втором- четвертом классах на факультативных занятиях «Введение в исследовательскую деятельность». Несомненно, регулярные и целенаправленные занятия формируют поисковую активность детей. Опыт этих педагогов мы оценили высоко и убедились в правильности своих идей.
В процессе преподавания русского языка и литературы мы заметили, что поисковая активность учеников является величиной переменной. Она свидетельствует об особом психологическом и интеллектуальном состоянии детей. Можно пронаблюдать процесс формирования активности в различные временные отрезки: в течение нескольких лет, месяцев и дней. Многие условия, внешние и внутренние, влияют на динамику познавательной активности каждого отдельного ребенка. Мы убедились в том, что исследовательская деятельность может быть своеобразным катализатором в указанной ситуации. Для ее осуществления учащиеся должны иметь в своем опыте универсальные учебные умения. Это является залогом успешной исследовательской работы воспитанников и условием их личностного развития.
Существует мнение, что «культурные образовательные традиции ограничивают любопытство детей», «ограничивают исследовательское поведение», их «исследовательскую активность» [5]. В какой-то мере А. И. Савенков прав. Однако педагог- учитель в противовес этой тенденции может ввести элементы исследования в изучение учебного материала. Это обстоятельство позволяет дать возможность детям быть активными в новой учебной ситуации. Мы убедились в этом, общаясь с детьми на уроках русского языка и литературы, и сделали некоторые выводы.
Вывод первый: в процессе изучения отдельных тем русского языка и художественных произведений ученики осуществляют целеполагание, пытаются понять, что есть цель в исследовании. Цель исследования может быть сформулирована ребенком самостоятельно.
Вывод второй: дети с удовольствием определяют сферу поиска и его границы. Они имеют возможность выбрать интересную для них тему исследования и понять, каким образом можно соединить лингвистическое и литературоведческое знание. Эта процедура занимает достаточно много времени, но дает хороший результат. Ученики с гордостью говорят, что они занимаются исследованием. Понятие «исследование» входит в словарный запас ребенка, и он оперирует данным словом уверенно.
Вывод третий: в процессе общения учителя с учащимися возникают различные вопросы. По каким правилам надо вести исследование? Как действовать целенаправленно? Что такое задачи исследования? Что есть результат исследования? Постановка вопросов есть важный этап в приучении детей к исследованию.
Вывод четвертый: в данной учебной ситуации уместна технология сотрудничества. Общение как основа сотрудничества помогает каждому ребенку понять собственную цель и задачи исследования, осознать методы решения задач и удостовериться в том, что есть результат работы. Трудным для воспитанников является этап оформления результатов поиска в устной и письменной форме. Результат исследования обсуждается на различных уровнях: на заседании малой творческой группы, на классном форуме, на школьной научно-практической конференции.
Таким образом, мы осознали, что ситуация поиска, исследования, основанная на сотрудничестве, изменяет условия учебной работы детей и педагога. Каждый отдельный ученик и коллектив имеют взаимную поддержку. Они идут вместе к достижению индивидуальной и общей цели деятельности. Исследовательская работа помогает школьникам анализировать причину ошибок и неудач на ином уровне, помогает разобраться, почему возникли трудности и как их преодолевать.
Литература:
1. Балакшина Л. Г., Кириченко Н. М. Исследовательская деятельность младших школьнков.- http: //festival.1september.ru/articles/509737/
2. Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога.- М.: Академия, 2010.- 176с.
3. Педагогика. Под редакцией Ю. К. Бабанского.- М.: Просвещение, 1983.
4. Плигин А. А. Исследовательская деятельность школьников в модели личностно — ориентированного образования.- http: //www.pligin.ru/articles/pligin %20issl.html
5. Савенков А. И. Противодействие исследовательскому поведению ребенка в современном образовании.- ж.Высшее образование в России, 2012г., № 8–9, с.67- 72.
6. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность.- М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997.-224с.
7. Черныш А. Я. Организация, формы и методы научных исследований: учебник/ А. Я. Черныш, Н. П. Багмет, Т. Д. Михайленко, Е. Г. Анисимов, И. В. Глазунова, Н. Г. Липатова, Ю. И. Сомов.- М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2011.- 320с.