Роль исследовательского обучения в формировании познавательной активности студентов на уроках информатики
Автор: Дубровина Елена Анатольевна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2011)
Статья просмотрена: 1922 раза
Библиографическое описание:
Дубровина, Е. А. Роль исследовательского обучения в формировании познавательной активности студентов на уроках информатики / Е. А. Дубровина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 2. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 9-13. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/452/ (дата обращения: 16.11.2024).
Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.
А. Дистервег
Современное постиндустриальное общество, характерной чертой которого является стремительное развитие информационных систем, значительно повышает спрос на творческую инициативу. Сегодняшняя социальная ситуация диктует потребность в специалисте как личности творчески саморазвивающейся, способной реализовать свои индивидуальные запросы, усваивать новые знания и способы деятельности.
В условиях развития информационного общества, постоянного роста использования информационных технологий, существенного изменения характера и видов профессиональной деятельности все большее значение приобретает развитие способности специалиста к использованию исследовательского подхода при решении производственных задач.
Сформировать у студентов необходимые умения и навыки можно лишь через активные мыслительные и практические самостоятельные действия самого студента. Все сказанное означает, что предметом познания в процессе обучения должна стать не только содержательная сторона знания, но также и структурная, и операционная (акцент делается на способе приобретения знаний, на том, как ими пользоваться).
Одним из условий решения задач, стоящих перед современным образованием является использование исследовательского подхода к обучению. Так именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения – формирование у ребенка способностей самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры [5, c. 218].
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития [5, c. 17].
Исследовательская деятельность студента является средством активизации познавательной активности, развития креативности и формирования определенных личностных качеств, в том числе умение работать в коллективе, умение брать на себя ответственность, анализировать результаты своей деятельности. Исследовательский подход к обучению позволяет развивать мыслительные умения и навыки, формирует общеучебные умения и навыки, помогает выработать специальные исследовательские умения и навыки.
А. И. Савенков считает, что под общими исследовательскими умениями и навыками понимают следующее: умение видеть проблемы; умение использовать технику формулировки вопросов; умение формулировать исследовательские гипотезы; умение давать определение понятиям; умение классифицировать; умения и навыки наблюдения; умения и навыки проведения эксперимента; умения делать выводы; умения и навыки работы с текстом; навык конспектирования; умения доказывать и защищать свои идеи.
Вполне вероятно, что представленный список не полон. Но можно утверждать, тем не менее, что его основные позиции отражают суть описываемых явлений, а возможные дополнения к нему носят лишь частный характер [5, с.275].
Важно понимать, что в современном мире исследовательские умения и навыки необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой, это требуется каждому человеку. Универсальные умения и навыки исследовательского поведения требуются в наше время в самых разных сферах жизни. Подготовка студента к исследовательской деятельности, обучение его исследовательским умениям и навыкам становится важнейшей задачей современного образования [6, с 4].
Формирование исследовательских умений у студентов техникума можно рассматривать сегодня как важную педагогическую проблему, решение которой направлено на совершенствование качества профессиональной подготовки. Во многих современных исследованиях, касающихся проблемы формирования исследовательских умений (Е.Д. Андреева, Г.А. Боровик, Г.Г. Гранатов, М.А. Данилов, В.Н. Донцов, В.Н. Зимин, Т.А. Ильина, В.И. Качнев, Е.А. Климов, Л.Л. Любимов, С.Д., Смирнов, А.В. Хуторской, Л.А. Яшина и др.), отмечается, что общество и экономика существенно изменили требования к образованию. Сегодня сделан акцент на общее интеллектуальное развитие, поощрение креативности и самостоятельности. Знания быстро устаревают и задача профессиональной школы – «сформировать в студенте понимание, что нужно стать самому себе постоянным учителем» [3, c.11].
Необходимой характеристикой современного специалиста является наличие у него сформированных исследовательских умений и навыков, что позволяет ему эффективно работать в быстро меняющемся мире.
В исследовательском обучении исследование выступает не просто набором методов и приемов учения, а является его содержанием и смыслом. У учащегося, таким образом, формируется представление об исследовании не просто как о наборе частных когнитивных инструментов, позволяющих продуктивно решать познавательные задачи, а как о ведущем способе контакта с окружающим миром и даже шире – как стиле жизни. Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментальное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска [4, с. 16-17].
Ученные выделяют следующие функции исследовательского подхода в обучении:
воспитание познавательного интереса;
создание положительных мотиваций учения;
формирование глубоких, прочных и действенных знаний;
развитие интеллектуальной сферы личности;
формирование умений и навыков самообразования;
развитие познавательной активности и самостоятельности.
Сущность исследовательского подхода к обучению состоит:
во введении общих и частных методов научного исследования в процесс учебного познания на всех его этапах (от восприятия до применения на практике);
в организации учебной и внеучебной поисково-творческой деятельности;
в актуализации внутрипредметных и межпредметных связей;
в усложнении содержательной и совершенствовании процессуальной сторон познавательной деятельности;
в изменении характера взаимоотношений «преподаватель – студент – коллектив студентов» в сторону сотрудничества.
Как справедливо замечает в своем исследовании С.В. Чащина, «русская школа (имеется в виду образование в целом) – это в некотором смысле восточная школа, построенная на интенсивном межличностном общении, главная цель которого – передача корректного знания «из уст в уста». В зарубежной же модели большую роль играет самостоятельная работа учащихся. Общение преподавателя связано не столько с передачей информации, сколько с проверкой правильности тех или иных навыков и умений» [7, с. 14].
Технология классно-урочной системы, эффективная для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению, становится неконкурентоспособной в современных условиях. Акцент образовательной деятельности переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у студентов способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и связей.
Этим обусловлено распространение методов и технологий на основе исследовательской деятельности обучающихся [1, с. 39].
Система работы по организации исследовательской деятельности на занятиях по информатике включает в себя:
учебные занятия (создание проблемных ситуаций, активизация познавательной деятельности студентов в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез; моделирование экспериментов, проведение опытов, наблюдений, дискуссий, творческие работы, использование игр, позволяющих активизировать исследовательскую деятельность, решения нестандартных задач по информатике)
внеклассную деятельность (исследовательские и творческие проекты, участие студентов в олимпиадах, конференциях, организация и проведение конкурсов, КВН по информатике).
Под исследовательской деятельностью понимается деятельность студентов, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением. То есть, работа студентов должна быть организованна таким образом, чтобы им было интересно самим добывать знания. Но чаще, именно это вызывает серьезное затруднение у преподавателя. Погружаясь в педагогическую деятельность, наблюдая за изменениями в образовательных результатах студентов, необходимо понимать, что высокий уровень технической оснащенности учебных занятий по информатике и увлеченность педагога своей дисциплиной – это далеко не все условия, при котором студенты начинают сознательно проектировать самостоятельную познавательную деятельность.
Формирование исследовательских умений начинается еще в школьный период, когда ученики выполняют несложные лабораторные работы, решают творческие задачи, выполняют экспериментальные домашние задания исследовательского характера, занимаются проектной деятельностью, участвуют в различных конференциях, олимпиадах. Однако анализ показывает, что большинство первокурсников техникума обладают низким уровнем развития необходимых умений и навыков. Не секрет, что часть первокурсников средних профессиональных учреждений составляют не самые успешные выпускники школ. И большинство абитуриентов, поступающих в техникум, характеризуются несформированностью творческого мышления и потребности к творческой интеллектуальной деятельности. Они не умеют работать с книгой, выделять главное, правильно фиксировать прочитанное и т.д. Но при этом они имеют высокую мотивацию к исследовательской деятельности (поисковой активности), т.е. возникает необходимость проведения целенаправленной работы по формированию и развитию исследовательских умений и навыков.
Конечно, не каждый студент обладает необходимыми качествами. Но исследованию, по мнению В.И. Качнева, «надо обучать так же, как и любому другому процессу труда» [7, с.14].
Перед преподавателем профессионального образовательного учреждения стоит ответственная задача – подготовка специалиста, способного мыслить творчески, самостоятельно применять решения в трудных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве
Роль педагога в исследовательском обучении существенно отличается от той, что отводится ему в обучении традиционном, строящемся на основе преимущественного использования репродуктивных методов обучении. Если в традиционной образовательной практике основная функция педагога – трансляция информации, преподавание, то в исследовательском обучении эта функция отходит на второй план. Педагог из ментора превращается в консультанта и помощника начинающего исследователя. В условиях исследовательского обучения педагог для учащегося – образец творческой деятельности, тот, у кого можно учиться исследовательскому подходу к учению и жизни в целом [5, с. 221-222].
Считаем, что исследовательский подход в обучении сегодня реально приходит в образование. Именно через него педагог может дать студенту возможность развития, стремясь научить ребенка учиться, а не превращать его в устройство накопления информации.
Решение задачи введения в практику построения уроков информатики форм и методов, стимулирующих самообучаемость студентов его способность к обогащению мыслительной деятельности и рефлексии, возможно через вовлечение учащихся в активную управляемую самостоятельную деятельность. Правильно организованная деятельность студента на уроке должна давать ему некоторую неудовлетворенность достигнутым результатом, собственными знаниями, умениями и навыками; соответствующим образом подобранное задание для исследования на учебном занятии должно заинтересовать студента, будить его активность – все это будет способствовать активизации самостоятельной познавательной деятельности учащегося.
В основу определения самостоятельности познавательной деятельности правомерно положить следующие критерии:
1. Владение студентами не только знаниями, но и метазнаниями, т.е. знаниями о знаниях – приемах и средствах усвоения учебного материала, “открытия” нового знания, переработки информации, данной в разных знаковых формах.
2. Самостоятельно выработанные студентом способы учебной работы, в которых представлены усвоенные в обучении приемы работы с материалом и результаты накопления собственного опыта.
3. Умение строить целостный образ изучаемого объекта и выражать (передавать) его содержание в разных знаковых формах
Использование исследовательского подхода к обучению способствует формированию опыта ведения самостоятельной познавательной деятельности студента, что является главнейшим атрибутом познавательной самостоятельности как качества личности.
Учитывая сказанное, можно сделать вывод: эффективным средством развития познавательной самостоятельности является специально организованная работа студентов, включающая в себя: использование нетрадиционных форм проведения учебных занятий с целью формирования у студентов исследовательских умений и навыков, умения осуществлять переносы знаний и способы действий в новую ситуацию; поэтапное, последовательное и комплексное включение учащихся в различные виды познавательной самостоятельности, в том числе, и исследовательскую деятельность.
Выстроенная таким образом организация образовательного процесса способствует развитию познавательной активности студентов, которая в свою очередь проявляется в:
повышении интереса к дисциплине в целом,
повышении качества успеваемости по информатике.
Элберд Хабберд писал: «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». Считаем, что исследовательский подход к обучению позволяет в полной мере реализовать именно эту цель.
- Литература:
Зюлин, В.В., Кортунова, Т.А. Проектная учебно-исследовательская деятельногсть как способ формирования специальных компетенций у студентов [Текст]/В.В. Зюлин, Т.А. Кортунова//Среднее профессиональное образование. 2010.- №9,.- с. 39-41.
Лебедева А.В. Роль исследовательского обучения в формировании познавательного интереса обучающихся [Текст]/А.В. Лебедева// Среднее профессиональное образование. 2010.- №3,.- с. 30-32.
Любимов Л.Л. Школа и знаниевое общество в России [Текст]/Л.Л. Любимов// Вопросы образования. 2007.- №4,.- с. 11-14.
Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология [Текст] / А.А. Реан, Я.Л.Коломинский.- СПб.: Питер, 1999.- с. 54-63.
Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие [Текст]/А. И. Савенков. - М.:»Ось-89»,2006. – 480 с.
Савенков, А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников [Текст] /А.И. Савенков – М., 2004
Трошева, Г.А. Формирование исследовательских умений у студентов профессионального лицея [Текст] / Г.А. Трошева// Среднее профессиональное образование. 2009.- №10,.- с. 14-16.