Формирование мотивации на уроках физики
Автор: Бердникова Вероника Анатольевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
II международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, декабрь 2012)
Статья просмотрена: 5929 раз
Библиографическое описание:
Бердникова, В. А. Формирование мотивации на уроках физики / В. А. Бердникова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 100-102. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3186/ (дата обращения: 16.12.2024).
Проблема формирования и развития мотивации учения занимает одно из центральных мест в образовательных учреждениях. Ее актуальность обусловлена приоритетными направлениями развития и модернизации образования. Мотивы учения современной молодежи, обучающихся в образовательных учреждениях, претерпевают существенные изменения под влиянием новых условий жизни российского общества, той новой системы ценностей, которая пропагандируется через разные информационные каналы. Поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного или отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящие в нее побуждений, установление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними. Эти отдельные стороны мотивационной сферы должны стать объектом управления педагога. Педагоги не всегда могут четко констатировать, почему учащийся не хочет учиться, какие стороны мотивации у него не сформированы, в каком случае он не хочет учиться, а в каком педагоги не научили его так организовать действия, чтобы мотивация к учению появилась [6].
Учение является особым видом человеческой деятельности. Своеобразие деятельности учащихся проявляется в том, что ее продукт непосредственно не пополняет общественного богатства: ее продуктом является изменение самого человека. Успешность человека в учебной деятельности определяется многими факторами, в том числе на успешность присвоения социокультурного опыта в процессе учения влияет такой структурный компонент данного вида деятельности как мотивы [2].
В настоящее время, несмотря на многоаспектные исследования мотивационной стороны учения, проведенные отечественными педагогами и психологами, она по-прежнему остается наименее управляемой. Формирование мотивов учения идет в педагогической практике стихийно. Обучающиеся в большей мере готовы сегодня управлять умственными действиями тех, какого они учат не понимая того, как пишет В.С. Мерлин, что «управлять действиями человека…можно только посредством управления мотивами» [3].
Недостаточное внимание педагогов к изучению и формированию мотивов учения не только низкой компетентностью обучающихся в решении данной проблемы, но и не разработанностью и сложностью ее.
Учение является собственно деятельностью, если оно удовлетворяет познавательные потребности человека; в этом случае предметом, удовлетворяющим познавательную потребность человека, являются знания. Приобретаемые в процессе учения знания выступают как мотив, так как они представляют собой предметное воплощение познавательной потребности. Мотивация как процесс побуждения обучающихся к продуктивной познавательной деятельности предполагает применение педагогам определенных методов и средств. Мотивировать обучающегося на деятельность учения – это значит пробуждать, актуализировать у него те или иные отдельные или иные отдельные или целые группы мотивов учения [4].
Интерес к содержанию обучения и к самой учебной деятельности зарождается у обучающихся там, где им предоставляется возможность проявлять в учении самостоятельность и инициативность. Так, повышению интереса к учению способствуют применение активных методов обучения, постановка таких вопросов в ходе учебного занятия, решение которых требует от обучающихся поисковой активности, создание в этих целях проблемных ситуаций. Важнейшим условием возникновения интереса к учебной деятельности является преодоление в этой деятельности трудностей, которые носят посильный и преодолимый характер.
Учебный интерес как компонент учебной мотивации зависит и от разнообразия приемов учебной работы, и от разнообразия учебного материала. Новизна учебного материала считается важнейшей предпосылкой возникновения интереса к нему при условии опоры на имеющиеся знания и эмоциональной формы его изложения.
Формируя устойчивые интересы к содержанию и процессу учебной деятельности, педагог тем самым обеспечивает их выступление в качестве постоянного побудительного механизма познания.
Зная состояние мотивов учения, педагог имеет возможность своевременно подсказать обучающемуся, над устранением каких именно недостатков следует настойчиво работать.
Я работаю учителем физики, меня как педагога волнует проблема формирования и развития мотивации учения у обучающихся на уроках. Физика одна из сложных наук, но интересных. Как сделать ее понятной и доступной для каждого?
Использование игровых элементов на уроках физики позволяет наиболее естественным и простым способом возбудить деятельность научного воображения, приучить учащегося мыслить в духе физической науки и создать в его памяти многочисленные ассоциации физических знаний с теми разнородными явлениями жизни, с которыми он обычно входит в соприкосновение. В процессе игры незаметно для учащихся обучение происходит в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания. Кроме того, в игре сравнительно легче создать для каждого учащегося ситуацию успеха, которая становится стимулом для дальнейшего продвижения его по пути познания.
В процессе игры реализуются также принципы:
психологической комфортности (снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроке атмосферы, которая расковывает учащихся и в которой они чувствуют себя «как дома»);
вариативности (развитие у учащихся вариативного мышления, т.е. понимание возможности различных вариантов решения задач, умение осуществлять систематический перебор вариантов, сравнивать их и находить оптимальный вариант),
креативности (творчества), который предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Характерной чертой для каждой физической игры является решение различных дидактических задач. Среди них – уточнение представлений о предмете или явлении, о его существенных особенностях, развитие способности замечать сходство и различие между ними. И в этом смысле игра носит обучающий характер. С другой стороны, неотъемлемым элементом игры является игровое действие. Внимание учащихся направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет обучающую задачу. Поэтому игры на уроке оказываются не просто забавой, интересным и необычным занятием, а активным средством пробуждения творческого потенциала и удобным способом «щадящего» обучения.
Примером игрового элемента, доступного для использования практически на каждом уроке, является игра «Верю – не верю». Это – своеобразный фронтальный опрос теории, в ходе которого учителем произносятся верные и ложные утверждения, составленные по материалу изучаемой темы, а задача учащихся грамотно отреагировать на эти утверждения (например, поднятием карточек зелёного или красного цвета).
Активизировать мыслительную деятельность ученика, подготовить его к изучению нового материала, повторить ранее изученную тему или блок тем на уроке можно и путём разгадывания кроссвордов. Разгадывание кроссвордов в большей степени способствует развитию памяти и внимания учащихся. Учащимся предлагается разгадать кроссворд, в котором зашифровано название темы или который связан с изученной темой. Большой кроссворд – интересное средство для самостоятельной работы с дополнительной литературой. Кроссворды хороши тем, что учащиеся должны дать грамотное определение тем физическим терминам, которые находятся в сетке данного кроссворда.
Ребусы хороши при объяснении нового материала, при повторении, в конце урока, чтобы снять усталость. Учащимся предлагается отгадать зашифрованное слово. Это может быть название темы, единица измерения, высказывание ученого и т. д. При этом развивается мышление учащихся.
Одним из способов повышения интереса учащихся к предмету является использование художественной литературы и устного народного творчества (пословицы, загадки) на уроках физики. Использование отрывков из литературных произведений помогают обогатить образное мышление учащихся, восполнить недостающие эмоции при рассмотрении конкретных физических явлений.
Язык загадки точен и лаконичен, загадка имеет серьёзное познавательное значение. Будучи по своей форме не простым, обыденным, а замысловатым поэтическим описанием, загадка испытывает сообразительность ученика, оригинальность его мышления, развивает его воображение, раскрывает глаза на поэтическую красоту и богатство окружающего мира, учит наших порой излишне рациональных детей замечать красоту привычных и будничных сторон действительности. Особенности жанра позволяют с успехом привлекать народные загадки в начальном курсе физики, но иногда они уместны и в старших классах. Содержание многих загадок посвящено физическим процессам, с которыми приходится учащимся знакомиться при изучении темы той или ной темы.
Другая форма фольклорных материалов, которые могут быть использованы на уроке – пословицы и поговорки. Пословицы чутко улавливают своеобразие природы, быта и жизненного уклада народа. Часто пословицы проповедуют разумное отношение к природе. Конечно, пословицы используются не как основная, а как вспомогательная, дополнительная, иллюстрированная часть урока – однако чрезвычайно яркая и полезная.
Использование фольклора на занятиях по физике оказывается эффективным, если придерживаться определенных методических требований, а именно, цитируемое должно:
быть связано с конкретными вопросами курса физики,
отражать основной, а не второстепенный или дополнительный материал,
иметь художественные достоинства: яркость и убедительность образов, выразительность,
быть кратким, лаконичным,
способствовать положительной мотивации к изучению физики.
Игровые моменты на уроках, решение творческих задач, составление физических сказок, разгадывание ребусов, кроссвордов и загадок – повышают качество обучения, вызывают интерес к предмету и способствует развитию мотивации к учению учащихся.
Литература:
Божович, Л.И. Изучение мотивации детей и подростков [Текст]/Л.И.Божович; подред. Л.И.Божович и Л.В.Благонадениной.-М.,1972
Вербицкий, А Контекстное обучение: формирование мотивации [Текст]/ А.Вербицкий// Высшее образование в России.-1998-№1.-С.101-107
Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст]/ И.А.Зимняя.-М.:Логос.-2002.-304с.
Мерлин, В.С. Лекции по психологии мотивов человека [Текст]/ В.С. Мерлин.-Пермь, 1971.-С.11,55,98
Мотивация познавательной деятельности [Текст]/ подред Ю.Н. Кумоткина, Г.С. Сухобской. –Л.:НИИ ООВ, 1972.-С.63-67
Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксеологию [Текст]/ учебпособие для студ.выс.пед.учеб.заведений / В.А. Сластенин, Г.И. Чижова, -М.: Академия, -2003.-192с.
Якиманская, С.И. Личностно ориентированное обучение в современной школе [Текст]/ И.С. Якиманская.-М.:Сентябрь, 2000.-112с