Перед российской школой стоят задачи, целью которых является обеспечение высокого качества общего образования для экономического развития страны, выход на лидирующие позиции по уровню образования среди стран, участвующих в международных образовательных исследованиях.
В современных учебных заведениях широко применяют интерактивные методики и современные средства получения информации. Но необходимо активно применять на практике новые подходы к обучению. Среди них самый эффективный и давно зарекомендовавший себя — системно-деятельностный подход в образовании. В настоящее время он взят за основу Федерального государственного образовательного стандарта. Главная цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у школьника интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования.
Достижение поставленной цели требует от учителя организации учебного процесса, направленного на развитие стремления учащегося к познанию и саморазвитию. Рассматривая познавательную деятельность как основу развития учащегося в образовательном процессе, следует выделить развитие познавательной активности учащихся в роли основного инструмента в достижении образовательных целей.
Активизация познавательной деятельности учащихся была и остаётся одной из вечных проблем педагогики. Что же представляет собой познавательная активность?
Доктор педагогических наук Ф. И. Харламов познавательную активность трактовал как «интенсивную аналитико-синтетическую мыслительную деятельность учащегося в процессе изучения окружающего мира, и овладения системой научных знаний».
Активная познавательная деятельность — это двусторонний процесс познания. Условия, активизирующие процесс познания, создаёт, прежде всего, учитель, а демонстрирует результат этих условий — собственно познавательную активность — ученик.
Сам процесс познания обычно представляют как последовательную цепь: восприятие — запоминание — сохранение — воспроизведение — интерпретация полученных знаний.Очевидно, что активизация познания может осуществляться на всех последующих этапах. Но состояние активности как ответной реакции ученика на условия, созданные педагогом, может проявляться и на каком-либо одном из этапов.
Одни школьники активно включаются только в отдельные этапы процесса познания, а другие сохраняют внимательность, заинтересованность и самостоятельность в течение всего занятия.Это разность отражается в уровнях (степени) познавательной активности, выделяемых различными авторами.
Так, педагог Г. И. Щукина выделяет репродуктивно-подражательную, поисково-исполнительскую итворческую активность, тем самым, предлагая методическое основание для активизации познавательной деятельности учащихся. Здесь разделение уровней познавательной активности соответствует одной из классификаций методов обучения.
– В первом идёт речь о репродуктивно-подражательной активности, где собственная активность ученика в учебной деятельности не достаточна;
– во втором — о поисково-исполнительской, при которой уже ученик самостоятельно пытается найти пути решения учебной задачи;
– в третьем — о творческой активности учащихся, когда и учебная задача, и способы её решения предлагаются самим учеником. В самих названиях для учителя как бы даны рекомендации по поводу тех или иных методов обучения, которые обеспечивают достижение соответствующего уровня познавательной активности.
Учащиеся имеют различную степень включённости в процесс познания. Нельзя игнорировать позицию того школьника, который пассивно принимает знания (одностороннее принятие), и того, чья активность время от времени включается в познавательный процесс в зависимости от учебной ситуации.
Вот почему предлагается ещё один подход к познавательной активности, где выделяется
– нулевой уровень активности, характеризующийся не отказом от учебной деятельности, а скорее, индифферентным к ней отношением;
– ситуативно активный как переходная ступень от нулевой к стабильной исполнительной активности вучебном процессе;
– и творческий, где максимально может раскрыться субъектная позиция школьника.
Суммируя всё вышесказанное, мы можем определить познавательную активность как личностное свойство, которое приобретается, закрепляется и развивается, в особым образом организованном процессе познания с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
Педагогические технологии деятельностного подхода реализуются дидактическими принципами: принцип деятельности, принцип непрерывности, принцип целостности, принцип минимакса, принцип психологической комфортности, принцип вариативности, принцип творчества. Каждый из принципов призван формировать разносторонние качества личности ребёнка, необходимые для успешного развития и обучения.
Какие способы и приёмы активизации можно использовать на уроках?
На уроках «открытия» нового знания для познавательного интереса можно включать: исторические задачи, сведения из истории, легенды; задачи занимательного характера, математические фокусы; создавать проблемные ситуации, педагогический приём «Отсроченная отгадка». В начале урока учитель предлагает учащимся загадку (удивительный факт), отгадка которой будет открыта в процессе работы над новой темой.
«Эпиграф к уроку». Учащимся предлагается осмыслить тезис, записанный на доске (или листе), продумать, как данный тезис может быть связан с новой темой урока.
Например, при изучении темы в 7 классе «Взаимное расположение графиков линейных функций» выстраивается проблемная ситуация: построив графики функций у=0,8х-1 и у=0,7х+1задаю вопросы.
А могут эти прямые, при продолжении их далеко на плоскости, пересечься? Как это выяснить? Вопросы заставляют придти к выводу, что практически выяснить это не удастся. Поэтому рассуждаем, что если графики пересекаются, то имеют одну общую точку. Её абсцисса соответствует одному и тому же значению у для обеих функций. Тогда 0,8х — 1 = 0,7х + 1; 0,1х = 2; х = 20. При х = 20 обе функции принимают одно значение: у = 0,8 · 20–1 = 15, у = 0,7 · 20 + 1 = 15. Значит, точка (20; 15) — точка пересечения графиков.
Или, при изучении темы «Формулы сокращённого умножения» формулирую детям такое задание: Вычислите устно: а) (60 + 2)2, б) 47*53.
Естественно, они затрудняются ответить. Быстро называю правильные ответы: 3844, 2491, что непременно вызывает удивление и интерес, желание узнать быстрое решение. После этого показываю применение формул сокращённого умножения (квадрат суммы, произведение разности и суммы двух чисел) а) (60 + 2)2 = 602 + 2*60*2 + 22 =3600 + 240 + 4 =3844, б) 47*53 = (50–3)*(50+3) =502–32 = 2500–9 =2491.
Для реализации практической направленности при изучении темы «Прямоугольный параллелепипед» можно предложить ученикам следующую задачу:
Рулон обоев имеет ширину 53 см и длину 10 м. Необходимо оклеить стены в комнате, размер которой 3*4*2,5 м. Общая площадь окна и двери 3,8 м2. Сколько рулонов обоев нужно купить?
На уроках рефлексии можно использовать следующие приемы активизациии познавательной активности: кроссворды по теме, математический бой, «Зашифрованные ответы». Игру «Найди ошибку», можно использовать на различных этапах урока.
На многих уроках геометрии, для активизации познавательной деятельности, предлагаю ученикам решить устно задачи по готовым чертежам.
Уроки развивающего контроля проводятся в завершение изучения крупных разделов курса, предполагают написание контрольной работы и ее рефлексивный анализ. Поэтому по своей структуре, методике подготовки и проведению данные уроки напоминают уроки рефлексии. Вместе с тем уроки этих типов имеют некоторые существенные различия.
На уроках развивающего контроля, в отличие от уроков рефлексии, при проведении контрольной работы акцент делается, прежде всего, на согласование критериев оценивания результатов учебной деятельности, их применение и фиксирование полученного результата сопоставления в форме отметки. Таким образом, отличительной особенностью уроков развивающего контроля является их соответствие установленной структуре «управленческого», критериального контроля.
Например, при изучении темы «Параллельные прямые», разбиваю класс на группы, смешанные по уровню подготовки. Каждая группа начинает решать задачи в определенном порядке. В ходе решения задач ребята совещаются, уточняют свои решения и результаты. Как только группа сделает вывод, что задача решена правильно, поднимают руку и сообщают учителю. После этого, один из членов группы идёт к доске, выполняет необходимые чертёж, записи и пояснения. Затем, объясняет решение своей задачи всему классу. Остальные члены группы в это время, решают другие задачи.
Положительные моменты использования системно-деятельностного подхода в обучении очевидны. Познавательная мотивация способствует учиться активно, участвовать в различных конкурсах, викторинах. Коммуникативность учениковпозволяет не боятся говорить и спрашивать, доказывать свою точку зрения. Дети стараются творчески подходить к решению любого задания и предлагать свои способы решения, им нравится высказывать свое мнение. Каждый ребенок на уроках успешен, потому что в образовательном процессе находится та «ниша», в которой он учится действовать, в которой ему интересно, в которой у него получается. Учащиеся чувствуют себя комфортно в общении с классом, учителем.
Литература:
- Коротаева Е. В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. Библиотека журнала «Директор школы», № 2, 2003.
- Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва, Академия, 2001.
- Хабиб Р. А. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся. Москва, Педагогика, 1989.