Активизация познавательной активности обучающихся на уроках физики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (284) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 14.11.2019

Статья просмотрена: 814 раз

Библиографическое описание:

Соловьева, А. А. Активизация познавательной активности обучающихся на уроках физики / А. А. Соловьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 304-305. — URL: https://moluch.ru/archive/284/63935/ (дата обращения: 18.11.2024).



Активизация познавательной деятельности обучающихся должна начинаться с использования различных средств, обеспечивающих глубокое и полное усвоение учащимися материала, излагаемого учителем, перед школой стоит задача вооружить собственных выпускников системой долговечных знаний и умениями без помощи других дополнять их и совершенствовать собственные познавательные возможности.

Проблему стимулирования, побуждения школьников к учению нельзя назвать новой: она была поставлена еще в 40–50-е гг. И. А. Каировым, М. А. Даниловым, Р. Г. Лембер. В следующие годы к ней был пробужден интерес у ведущих методистов- физиков нашей страны (В. Г. Разумовский, А. В. Усова, Л. С. Хижнякова и др.). Они определили задачу создания положительных мотивов учения в качестве одной из основных в обучении физике, потому что высочайший уровень мотивации учебной деятельности на уроке и интереса к учебному предмету — это первостепенный фактор, определяющий эффективность современного урока.

Среди приемов и средств активизации познавательной деятельности школьников на уроках физики можно назвать следующие:

  1. задания на сравнение и систематизацию материала;
  2. использование занимательных форм обучения на уроках физики;
  3. применение в обучении частично-поискового метода;
  4. использование иллюстративного материала на уроках физики для формирования наглядности;
  5. физический эксперимент;

Рассмотрим подробнее каждый из приемов.

Огромное влияние на интеллектуальное развитие учеников оказывают задания, требующие сопоставления, систематизации и обобщения ранее изученного материала.

Проблемные ситуации появляются в ходе познавательной деятельности человека. Потому для введения в проблемную ситуацию невозможно просто указать ученикам на расхождение. Нужно организовать их активность так, чтоб они сами наткнулись на некое несоответствие познаваемого с имеющимися у них налаженностью знаний. Активность эта может быть разной. К примеру, решение задачи, приносящей противоречивый ответ, расчет, не подтверждающийся экспериментом, беседа, в ходе которой (чаще всего на базе разбора экспериментов) преподаватель компетентно подводит учеников к осознанию некого противоречия [4].

Обилие занимательных форм обучения на уроках (игры-упражнения, конкурсы, состязания, «сигнальные карточки», активное, образное отображение происшествий, эпизода, рассказ-задача, игры-путешествия, шарады, загадки, курьёзы, шутки, конкурс на быстрый поиск погрешностей и т. д.) создаёт позитивный эмоциональный фон деятельности, располагает к выполнению этих задач, какие считаются трудными и в том числе и непреодолимыми. Занимательность особенным образом окрашивает материал, делает процесс освоения знаний наиболее привлекательным, даёт пищу переживаниям. Границы применения занимательности на уроке очень подвижны [1].

Очень нравятся подросткам экспериментальные задачи, сформулированные в интересной форме. Для умственного развития ученикам предполагается поиграть в какую-то конкретную игру, при этом:

− игра обязана быть простой и ясной, уровень заданий должен отвечать уровню подготовки ребят;

− полезно найти красивое оформление;

− результаты необходимо подводить быстро, ясно, честно;

− отношения участников обязаны быть доверительными, уважительными.

К примеру: предлагается поиграть в игру «Восхождение к вершине» Создаются 4–5 команд — это альпинисты, восходящие к вершине. У каждой группы собственный флаг. Стартуют одновременно; одерживает победу группа, которая взойдёт первой. На решение даётся 1 минута. Каждая группа осваивает все базы, оставаясь на каждой до тех пор, пока не предоставит стопроцентный и верный ответ. Последовательность хода обусловливается темпом решения задач [3].

Внедрение занимательных материалов на уроках физики увеличивает у учеников интерес к теме, что в свою очередь содействует активизации мыслительной деятельности обучающихся.

Частично-поисковый метод подразумевает реализацию учениками отдельных шагов решения определенной учебной задачи, отдельных этапов изучения путем самостоятельного инициативного поиска. При этом подключать воспитанников к поиску возможно на различных этапах урока, применяя разные методические приемы [2].

Методика проведения урока при этом может быть разной. К примеру, после постановки учебной проблемы учащимся предлагается дать собствен-ное решение и тут же с помощью эксперимента проконтролировать его вер-ность. Так действовать уместно тогда, когда ученики обладают некими представлениями об исследуемом вопросе.

Проведение уроков с использованием частично-поискового метода требует конкретного преподавательского профессионализма. Физик обязан в случае необходимости сказать ученикам неизвестные им данные, умело подвести детей к объяснению гипотез. Абсолютно не всегда надлежит поощрять “интуицию” учащихся. Порой необходимо показать, что несостоятельность сформулированной гипотезы базируется на незнании учебного материала, подчас следует подбодрить одного учащегося, направить ход мыслей второго. И, наконец, нужно подметить, что при выборе того либо другого метода обучения нужен предварительный обзор знаний обучающихся и учет определенной педагогической ситуации.

Термин «наглядность» в настоящий момент понимается очень широко. Мы же ограничимся его начальным значением и станем говорить о роли зрительной наглядности. Известно, что к средствам такой наглядности необходимо относить не только сами предметы, но и их изображения — рисунки, какие могут быть исполнены в схематизированном (простом) либо символическом (упрощенном) варианте. Символическое изображение предмета по форме уже не напоминает самого предмета, а показывает его функцию, т. е. служит своеобразным понятием.

Верно выполненный рисунок с некоторыми пояснительными надписями служит типичным графическим конспектом урока, который очень удобен для повторения исследуемого материала и при ответах учеников. Для того чтобы графический язык удачно служил целям знания, графические образы обязаны несомненно соответствовать фрагментам реальности. Рисунки, используемые на уроках физики, играют очень большую роль в формировании образов, которые лежат в основе представлений учеников о главных физических явлениях.

Учебный физический эксперимент считается одновременно источником познаний, способом обучения и средством активизации познавательной деятельности учеников. Одним из важных познавательных умений считается умение наблюдать. На базе результатов наблюдений осуществляется сопоставление и сравнение исследуемых объектов, обнаружение в них ключевого, значимого. В сознании возникают представления, которые в следующем формировании модифицируются в понятия.

Фронтальные эксперименты — краткосрочные фронтальные лабораторные работы, которые сразу проделываются всеми учениками класса под руководством педагога. Фронтальные эксперименты учат подростков наблюдать и разбирать явления, содействуют развитию мышления. Активирование мыслительной деятельности достигается соответственно постановкой вопросов, в каких следует обращать внимание на значительные стороны исследуемого вопроса. Эвристический прием выполнения фронтальных лабораторных работ подразумевает проведение их для исследования соответственного материала. Эвристически поставленные фронтальные лабораторные формируют познавательную самостоятельность учеников, знакомят их с сутью опытных исследований, содействуют осмысливанию исследуемого материала и прочности обучения. Эти лабораторные работы наравне с фронтальными экспериментами обязаны широко использоваться в школьной практике, в особенности на первой ступени изучения физики.

Таким образом, рассмотренные нами приемы позволяют активизировать познавательный интерес у учащих на уроках физики.

Познавательный интерес представляется перед нами и как сильное средство обучения. Традиционная педагогика прошлого утверждала: «Смертельный грех педагога — быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет преподавателю массу хлопот и огорчений, когда же ученики занимаются с охотой, то дело идет совершенно по-иному. Активизация познавательной деятельности воспитанника без развития его познавательного интереса не только трудна, но фактически и невозможна.

Литература:

  1. Виноградова М. Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. — М.: Просвещение, 2007. — 112 с.
  2. Зверева Н. М. Применение в обучении частично-поискового метода // Физика в школе — 2008. — № 5. — с. 53.
  3. Королев Ю. А. Физика и юмор // Физика в школе. — 2003. — № 2. — с. 31–33.
  4. Ланина И. Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики. — М.: Просвещение, 2005. — 128 с.
Основные термины (генерируются автоматически): урок физики, познавательный интерес, частично-поисковый метод, занимательная форма обучения, исследуемый материал, средство активизации, ученик.


Задать вопрос