Использование метода геймификации на уроках физики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №53 (395) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 30.12.2021

Статья просмотрена: 402 раза

Библиографическое описание:

Дубин, И. П. Использование метода геймификации на уроках физики / И. П. Дубин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 53 (395). — С. 224-226. — URL: https://moluch.ru/archive/395/87496/ (дата обращения: 21.12.2024).



Ключевые слова: геймификация, методы введения геймификации, методика преподавания с использованием геймификации .

Введение.

В нынешних реалиях, когда обучение переходит в дистанционную форму все больше, обострилась проблема интереса и мотивации к обучению у школьников. Эту проблему отчасти помогает решить использование метода геймификации. Определение термина геймификация (также “Игрофикация” или “геймизация”) существует несколько:

  1. Внедрение игровых форм в неигровой контекст: работу, учебу и повседневную жизнь [1];
  2. Адаптация и широкое использование видеоигр в повседневной жизни [2];
  3. Использование элементов игры и техник дизайна игры в неигровом контексте [3].

Основными аспектами геймификации являются [3]:

  1. Динамика — использование сценариев, требующих внимания пользователя и реакции в реальном времени;
  2. Механика — использование сценарных элементов, характерных для игрового процесса, таких, как виртуальные награды, статусы, очки, виртуальные товары;
  3. Эстетика — создание общего игрового впечатления, способствующего эмоциональной вовлеченности;
  4. Социальное взаимодействие — широкий спектр техник, обеспечивающих межпользовательское взаимодействие, характерное для игр.

Целью статьи является внедрение метода геймификации в общеобразовательный курс физики с учетом основных аспектов для повышения эффективности обучения, повышения мотивации учащихся и активизации учебно-познавательной деятельности.

Основная часть

Основной проблемой введения метода геймификации в общеобразовательный курс физики является малым количеством симуляторов и способов их реализации в компьютерной интерпретации, а также разработка сценариев для построения игровых условий вне компьютерного пространства. Для обрабатывания физических законов, написанных в компьютерной среде, требуется определенная мощность вычислительной машины, которой зачастую не хватает из-за количества требуемых учитываемых взаимодействий. Поэтому в статье рассмотрим два примера использование метода геймификации: на компьютерной симуляции; вне компьютерной среды.

Рассмотрим один из симуляторов в котором можно показать физические законы или взаимодействие космических тел. UNIVERSE SANDBOX — интерактивная программа, моделирующая гравитационное взаимодействие и физические свойства космических тел, разработанная издательством Giant Army как проприетарное программное обеспечение. Используемые законы физики позволяют реалистично визуализировать воздействие силы тяжести, деформацию, агрегатные состояния веществ на поверхности, эволюцию звёзд и другие астрономические явления. Пользователь имеет возможность контролировать время, параметры пространства, редактировать и добавлять объекты во время симуляции, такие как сгенерированные и настоящие планеты, их спутники, звёзды, чёрные дыры, галактики [4]. Данный симулятор отлично подходит для визуального представления закона всемирного тяготения Ньютона, который описывается формулой (1):

,(1)

где F — сила гравитационного притяжения между двумя материальными точками

— масса первой материальной точки

— масса второй материальной точки

R — расстояние между двумя материальными точкам

G — гравитационная постоянная

Для наглядного применения формулы можно создать некую компьютерную симуляцию, состоящую из определенного числа космических тел после чего добавлять или убирать объекты для наглядного изменения расположения и их взаимодействия в новых условиях для показа обучающимся. При этом учащиеся сами способны непосредственно влиять на ход “эксперимента” в рамках данной симуляции. Также можно поставить некоторые задачи и цели обучающимся для того, чтобы они сами провели эксперимент в рамках поставленных условий.

Данная симуляция отлично подходит для начального введения темы, объяснения некоторых закономерностей и вовлечения детей в процесс обучения.

С другой стороны, метод геймификации можно использовать вне компьютерной среды. Рассмотрим применение игровых методов на уроке физики, способствующих познавательной деятельности учащихся:

Разгадывание кроссвордов — отличный метод повторения и подготовки учащихся для новой темы. Где ключевое слово является словом из новой темы/главы. На рисунке 1 показан пример использования кроссворда для повторения пройденного материала 7 класса на темы: “взаимодействие тел” и “первоначальные сведения о строении вещества”. Слова, связанные с этими темами, составляют ключевое слово для следующей главы “Давление твердых тел, жидкостей и газов”.

Пример кроссворда

Рис. 1. Пример кроссворда

Ребусы метод, который способствует повторению и снятию усталости в конце урока. Учащимся предлагается разгадать зашифрованное слово, которое отсылает к пройденному ранее материалу как за данный урок, так и за прошлые. Данный метод хорошо развивает мышление учащихся.

Сюжетно-ролевая игра предполагает игру с определенными правилами построения сюжета и отыгрыш ролей учащимися. Хочу привести пример собственных правил и сюжета игры:

Правила:

a) Игроки (учащиеся) являются общей командой. На всю команду дается 3 “жизни” — показатель количества допустимых ошибок;

b) Для победы, игрокам нужно дойти до конца подземелья;

c) Путь игроков состоит из 5 этапов;

d) Каждый этап представляет собой “монстра”, для прохождения которого требуется ответить на поставленный вопрос;

e) В конце подземелья на 5 этапе находится “Босс”, для прохождения которого требуется ответить на 3 вопроса;

f) Для ответа на вопрос игроки должны выбрать лидера своей команды, который говорит от лица всей команды ответ;

g) На обсуждение ответа отводится 1 минута;

h) Если ответ является неправильным, то игроки теряют 1 “жизнь”;

i) Когда счетчик “жизней” доходит до 0, команда проигрывает.

В данной игре, учащиеся совершенствуют коммуникативные навыки, навыки взаимодействия командой и навыки сотрудничества. Также повторяют и закрепляют пройденный материал.

Выводы:

Использование методов геймификации является в нынешних реалиях одним из важных аспектов обучения. Они позволяют снять некоторую усталость с учеников, помогают сформировать лучшее понимание некоторых физических явлений, развивают коммуникативные навыки учащихся и повышают вовлечение в общеобразовательный процесс. Существуют разные способы использования методов геймификации на уроках физики:

  1. С использованием компьютерной среды;
  2. Без использования.

Методы, использующие компьютерные симуляции более подходят для объяснения каких-то физических явлений. В свою очередь, без использования компьютерной среды, хорошо помогают развить коммуникативные навыки и способствуют повторению материала.

Литература:

  1. Карасева, Л. Геймификация: как игровой подход помогает в обучении и на работе / Л. Карасева. — Текст: электронный // РБК: [сайт]. — URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/605c6f2f9a79473a61646994#:~:text=Геймификация %20— %20это %20внедрение %20игровых,применяют %20в %20бизнесе %2C %20маркетинге %2C %20школах (дата обращения: 27.12.2021).
  2. Орлова, О.В., Титова, В. Н. Геймификация как способ организации обучения [Электронный ресурс] // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 9 (162). URL: https://vestnik.tspu.edu.ru/archive.html?year=2015&issue=9&article_id=5508 (дата обращения 27.12.2021)
  3. Мазелис, А. Л. Геймификация в электронном обучении / А. Л. Мазелис. — Текст: электронный // КиберЛенинка: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/geymifikatsiya-velektronnom-obuchenii (дата обращения: 28.12.2021).
  4. Universe Sandbox. — Текст: электронный // Википедия: [сайт]. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Universe_Sandbox (дата обращения: 25.12.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): компьютерная среда, SANDBOX, UNIVERSE, использование метода, ключевое слово, конец подземелья, неигровой контекст, общеобразовательный курс физики, повседневная жизнь, урок физики.


Ключевые слова

геймификация, методы введения геймификации, методика преподавания с использованием геймификации

Похожие статьи

Геймификация на уроках литературы в старших классах

В приведённой статье рассматривается применение новой методики на уроках литературы в старших классах. Главными целями являются: определить разницу между геймификацией и игрой, выявить положительные стороны данной методики, а также способы ее примене...

Геймификация обучения иностранному языку

Применение «Кейс-метода» в преподавании физики

В данной статье представлен пример использования «Кейс — метода» на уроке физики. Дается описание всех этапов применения данной методики с учетом профессиональной направленности и связи ее с физикой.

Теоретические аспекты необходимости подготовки будущего учителя к геймификации учебного процесса общеобразовательной организации

В данной статье рассмотрена сущностная характеристика понятия «геймификация» и теоретические аспекты необходимости подготовки будущего учителя к внедрению элементов геймификации в учебный процесс общеобразовательной организации.

Игровые методики в начальном курсе информатики

Статья посвящена использованию игровых методик на уроках информатики в начальной школе. Выявлено и обосновано отличие игрового обучения от других педагогических технологий.

Применение искусственного интеллекта на уроках информатики в школе

Средства и методы проверки знаний

Геймификация как средство экологического воспитания

Статья посвящена анализу проблем экологического воспитания молодежи и использования в качестве повышения ее эффективности игровыми средствами.

Использование дистанционных технологий в преподавании истории

В этой статье авторами рассматриваются способы применения дистанционных технологий в процессе преподавания истории в средней школе.

Применение некоторых методов обучения на уроках математики в начальных классах общеобразовательной школы

В данном материале рассматривается возможность применения некоторых педагогических технологий на уроках математики.

Похожие статьи

Геймификация на уроках литературы в старших классах

В приведённой статье рассматривается применение новой методики на уроках литературы в старших классах. Главными целями являются: определить разницу между геймификацией и игрой, выявить положительные стороны данной методики, а также способы ее примене...

Геймификация обучения иностранному языку

Применение «Кейс-метода» в преподавании физики

В данной статье представлен пример использования «Кейс — метода» на уроке физики. Дается описание всех этапов применения данной методики с учетом профессиональной направленности и связи ее с физикой.

Теоретические аспекты необходимости подготовки будущего учителя к геймификации учебного процесса общеобразовательной организации

В данной статье рассмотрена сущностная характеристика понятия «геймификация» и теоретические аспекты необходимости подготовки будущего учителя к внедрению элементов геймификации в учебный процесс общеобразовательной организации.

Игровые методики в начальном курсе информатики

Статья посвящена использованию игровых методик на уроках информатики в начальной школе. Выявлено и обосновано отличие игрового обучения от других педагогических технологий.

Применение искусственного интеллекта на уроках информатики в школе

Средства и методы проверки знаний

Геймификация как средство экологического воспитания

Статья посвящена анализу проблем экологического воспитания молодежи и использования в качестве повышения ее эффективности игровыми средствами.

Использование дистанционных технологий в преподавании истории

В этой статье авторами рассматриваются способы применения дистанционных технологий в процессе преподавания истории в средней школе.

Применение некоторых методов обучения на уроках математики в начальных классах общеобразовательной школы

В данном материале рассматривается возможность применения некоторых педагогических технологий на уроках математики.

Задать вопрос