Формирование познавательной самостоятельности учащихся является одной из важных проблем теории и методики обучения.
Само слово “самостоятельность” включает в себя такие понятия, как самоопределение, самовыражение, самоутверждение, самореализация. Для многих учащихся выражение самостоятельности выше их нравственных принципов и это является одной из причин не складывающихся отношений между сверстниками и преподающими им учителями. В истории педагогики очень много использовано тактик, методик и концепций по развитию самостоятельности учащихся в процессе обучения физике. Но единого мнения по этому поводу нет, так как каждый ребёнок — это индивидум.Но не даром физика является одной из точных наук, которая требует точности в формулировке и решении задач, от которой может быть зависит дальнейшая жизнь на планете Земля.
Испокон веков процесс обучения строился как процесс передачи информации от учителя к ученику; к сожалению это противоречит человеческой природе. Человек через собственную деятельность познаёт окружающий мир, создаёт для себя определённые условия жизни, ищет пути решения проблем. Человека нельзя научить, развить, воспитать.Он может только научить себя сам, то есть научитьСЯ, развитьСЯ, воспитатьСЯ. Чтобы это произошло, придётся изменить представление о роли учителя в учебном процессе. Он должен выступать не как источник информации, а в первую очередь, как пример для подражания.
Самостоятельность можно подразделить на несколько уровней:
‒ первый уровень самостоятельности проявляется тогда, когда ученик начинает составлять план изучения материала, привлекает дополнительный материал;
‒ второй уровень самостоятельности проявляется тогда, когда ученик решает поставленные ему задачи без помощи учителя, овладевает новым для себя знанием, вырабатывает новые умения и навыки;
‒ самый высокий уровень самостоятельности — стремление к самостоятельной постановке проблем и их решению, самостоятельность в осуществлении поисковой деятельности.
Труднейшей проблемой, решаемой на практике, является управление мыслительной деятельностью учащихся по решению задач по физике. Предлагается поэлементарное обучение решения задач. Научить каждого учащегося сначала писать условие задачи, затем найти и записать нужную формулу, если необходимо нарисовать чертеж. Нужно объяснить ученику, что каждую задачу сначала нужно представить в виде картинки перед собой, а потом уже нарисовать её на бумагу. Правильный чертёж — это уже наполовину решенная задача. После проделанных операций подставить нужные данные задачи и решить её. Для понятного обьяснения задачи мы можем использовать самих учащихся.
Например:
Саша идёт в школу со скоростью 3 км/ч, до школы он идет 15 минут. Каково расстояние от дома до школы?
Ученики с интузиазмом начинают записывать условие задачи, затем рисуют путь от дома до школы обозначая пункты назначения и решают задачу. При этом они умудряются в начале представить себя на месте Саши, посчитать свой путь, а потом уже школьное задание. Учащимся интереснее решать задачи, связанные именно с их жизненными интересами. Их нужно просто научить ассоциировать с собой все задачи, тогда будет легче и им, и учителям. Предлагаем для детей, которые тяжело усваивают темы задавать на дом несколько задач. Посчитать ту же самую дорогу от его дома до школы и обратно, составить несколько задач самостоятельно “про их друзей”. Не решая задачу до конца, мы должны организовать на уроке и дома работу по обучению отдельных элементов. Добиться того, чтобы этими навыками и умениями овладели все, или преобладающее большинство учащихся в классе. Учитель подробно решает несколько задач, а ученики записывают их. Учащимся даётся алгоритм решения данного типа задач и рекомендации, как им пользоваться в работе. Затем начинается самостоятельная работа ребят в классе и дома. Но вся трудность заключается в том, что не все ученики одинаково усваивают материал и поэтому они начинают сомневаться в себе, у них начинает развиваться комплекс, что “он и физика — это две разные галактики”. Нужно находить к ним определённый подход. Уже по их глазам можно определить, что они хотят Вам сказать — помогите. Им нужен, как говорят физики ”нужный импульс” для самореализации.
Нурминский И.И и Гладышева Н.К — авторы книги “статистические закономерности формирования знаний и умений учащихся” в своем исследовании определили, что “скорость усвоения материала зависит от ряда факторов: сложности усваяемого материала, целенаправленности и усвоения методики обучения, способа обучения (игровая деятельность).Лучше запоминается тот материал, который теснее связан с успешностью выполняемой деятельности”.
К примеру, если взять для игры “Сила тяжести” два ученика с разным весом для перетягивания каната или веревки, то выиграет ученик с наибольшим весом.
Из примера видно, что чем больше масса тела, тем больше силы. Мы ставим перед собой задачу определить основы межсистемных связей при изучении отдельных тем физики, которые могли бы стать ориентиром для формирования познавательной самостоятельности учащихся.
Мы для наглядности взяли для нашего эксперимента 10 учеников «те ученики, которые трудно понимают физику» из 7 класса. После проведения игр и беседы получили наглядный образец в виде диаграммы. После эксперимента самостоятельное решение задач по физике возросло у учащихся более чем на 50 %.
Большое значение для формирования мотивации имеют использование игровых технологий. С помощью дидактических игр может быть проведена в короткий срок диагностика успеха и неуспеха в изучении определённой темы учащимися, организован тренинг в запоминании учебной информации и усвоении умственных действий. Ученики развивают свои волевые качества, реализуют свои потребности в общении, развитии, самоутверждении именно в активной познавательной деятельности.
Одной из межсистемных связей являются математические знания. Современные физические науки каждый свой шаг при движении вперёд связывают с математикой, которая помогает решать даже те проблемы, которые прежде казались недоступными.
Решающую роль в развитии ребёнка играет обучение. Важнейшим условием для развития ребёнка является мотивация. Перед педагогом встаёт проблема формирования положительной мотивации учащихся в обучении. К ним можно отнести: социальные, познавательные, профессиональные, связанные с выбором профессии и мотивы самоутверждения. Общая задача учителя в том, чтобы ученик постоянно был мотивирован к действиям — и в начале урока, и в ходе него, и в конце урока. Умение и желание учиться определяет успех в будущей профессиональной деятельности каждого ученика. Быть полезным обществу, самоутверждение через совершенствование личных качеств дают возможность получить хорошую работу, выдержать конкурентную борьбу, а в случае необходимости сменить профессию. Педагог играет важную роль в подготовке учащихся к возможным неудачам в самостоятельной познавательной деятельности. До них нужно донести, что только преодолевая трудности в учебно-познавательной деятельности, учащийся формирует в себе личность. Мотивы и цели в процессе деятельности могут меняться. Следует различать понятия “стимул” и “мотив” поведения.
Стимулы являются побудителями человеческой активности. Сделать человека субъектом собственного развития — значит совместить в нем воспитателя и воспитанника, учителя и ученика, подготовить к тому, чтобы он мог сам себя учить и воспитывать.
Оценка — стимул познавательной деятельности. Ксензова Г.Ю считает, что организовать процесс познавательной деятельности без оценки вообще невозможно, так как оценка является необходимым компонентом деятельности, его регулятором. Для совершенствования учебного процесса необходимо развивать у школьников умение самостоятельно производить оценку полученных результатов познавательной деятельности. Нужно установить обратную связь с учащимися.
Задачей методики обучения является поиск ответа на три вопроса: зачем учить? чему учить? как учить? Ученики ищут пути выполнения заданий методом проб и ошибок. В результате таких поисков задание может быть выполнено. Но действие, с помощью которого оно выполняется, остаётся неустойчивым и при изменении условий, оно почти не даёт эффекта при его переносе на новые задания.
В учебниках по физике, как правило, нет методических рекомендаций для учащихся по самостоятельной работе изучения, усвоения, систематизации и применения теоретического материала.
Перечислим приёмы, которые способствуют принятию целей познавательной деятельности при изучении физики.
- Связь изучаемого материала с жизнью учащихся, с их увлечениями. Например, от чего зависит дальность полёта мяча в волейболе? Нужно вспомнить тему “Движение тела, брошенного под углом к горизонту”.
- Показ значимости темы, в каких отраслях деятельности используются изучаемые знания. Например, перед изучением темы “Тепловое излучение”, можно указать, что тепловое излучение используется для диагностики заболеваний человека в медицине, в приборах ночного видения. В животном мире отряд пресмыкающихся ориентируется с помощью теплового излучения.
- Знакомство с биографией учёных также вызывает интерес к изучаемой теме, особенно сообщение интересных фактов из их жизни.
- Межпредметные связи — ученики, которые с увлечением занимаются, например, биологией, начинают с интересом изучать физику, если учитель реализует взаимосвязь физики и биологии на уроках.
Организовать учебно-методическую деятельность на уроке можно с помощью ролевых дидактических игр, когда учащиеся выступают в роли учителя. Ученики ожидают от учителя поведения и поступков, которые учитель требует от них. Отсюда становится понятным глубокий смысл педагогического принципа: прежде чем предъявить какое-либо требование ученикам, учитель должен предъявить это требование самому себе. Достаточно ли он понятно объясняет? Сумел ли он донести ту самую главную информацию для того, чтобы потом требовать отдачу?
Мы не можем не согласиться, что “всегда будут ученики, которые не хотят учиться вообще”(это проблема родителей, а не школы)и всё равно нужно постараться найти к таким ученикам особый подход, заинтересовать их, сделать всё возможное.
Критерием эффективности всех педагогических технологий и, одновременно, самым основным стимулом познавательной деятельности является успех учащихся. Вести к успеху в обучении физике педагогу позволяют следующие условия:
a) Сотрудничество учителя с учащимися, понимание и учёт недостатков традиционного обучения;
b) Выявление причин нежелания учиться;
c) Постановка учителем цели организовать активную, самостоятельную, целенаправленную, познавательную деятельность учащихся;
d) Выбор методических средств, которые соответствуют поставленным целям и контроль за их эффективностью;
e) Авторитет и такт учителя.
Предмет физика в каждом ученике вырабатывает такие чувства, как самостоятельность, свобода мысли, творчество, воля, инициатива, организованность, трудолюбие и не менее значимые качества для использования их в дальнейшей жизни. И только от учителя зависит станет его ученик самостоятельным физиком или математиком, или будет писать стихи и сочинять романы в будущем. Ведь формирование ребёнка и будущий выбор профессии начинается именно тогда, когда впервые учащиеся с открытыми ртами и блестящими глазами от удовольствия смотрят на педагога и не хотят, чтобы урок заканчивался. А кто-то начинает понимать, что всё, что их окружает — это необъятная ФИЗИКА.
Литература:
- Гладышева Н.К, Нурминский И.И. Статистические закономерности формирования знаний и умений учащихся М.: Педагогика, 1991. 33с
- Под ред. Краевского А.В, Лернера И.Я — Теоретические основы содержания общего среднего образования — М.: Педагогика, 1983. — 6с
- Ксензонова Г.Ю Оценочная деятельность учителя. Учебно-методическое пособие. — Москва, 1999. — 35с