Эффективность использования кроссвордов на уроках физики в конце триместра | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (54) февраль 2025 г.

Дата публикации: 11.01.2025

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Цымбал, В. В. Эффективность использования кроссвордов на уроках физики в конце триместра / В. В. Цымбал. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2025. — № 2 (54). — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/282/9751/ (дата обращения: 16.01.2025).

Препринт статьи



В статье рассматриваются вопросы, касающиеся эффективности введения кроссвордов на уроках физики в конце триместра.

Ключевые слова: кроссворд, урок физики, игра.

На последних уроках физики в триместре нецелесообразно учащимся объяснять новую тему, так как их внимание уже более рассеянное в силу психологических особенностей человека в этот период обучения [3]. На таких уроках лучше организовать повторение и закрепление пройденного материала, а если это сделать в виде игры [1], то у учащихся повысится интерес к изучаемому предмету.

Один из вариантов разнообразить последний урок в триместре, это провести занятие в виде игры, например путем разгадывания кроссворда. Кроссворд — это задача-головоломка, её суть в заполнении пересекающихся рядов клеток словами, разгадываемыми по приводимому списку определений смысла этих слов [8]. Задача такой игры состоит в том, чтобы учащиеся путем логических рассуждений сопоставили те понятия, явления, которые изучали на протяжении определенного периода времени и закрепили полученные знания на практике.

Предлагаю отметить положительные стороны в выборе такой методики на уроках физики:

  1. При разгадывании кроссвордов вводится элемент игры в виде соревнования между учащимися [4]. Это не только повышает интерес к предмету, но и позволяет научиться работать в группах, общаться со сверстниками и находить правильные ответы путем обсуждения вопросов между собой.
  2. Во время написания ответа в кроссворде учащимся необходимо знать правильное написание слов [9]. А это значит, что время отгадывания кроссворда у учащихся вырабатывается орфографическая грамотность [4].
  3. Кроссворд позволяет развить у учащихся логическое и пространственное мышление.
  4. Думая над правильным ответом, учащиеся учатся работать со справочными материалами для нахождения необходимой информации, а также повторяют пройденный материал.

Данную методику можно использовать на уроках в нескольких вариациях, предлагаю рассмотреть некоторые их них:

  1. Учитель разбивает класс на мини-группы (по 5 человек), каждой группе выдается кроссворд, та команда, которая первая выполнит задания, получает награду (чаще всего в виде хорошей оценки).
  2. Учитель демонстрирует кроссворд учащимся с помощью интерактивной доски, и вместе с ними его отгадывает. Такое построение урока позволит учителю выявить наиболее активных учащихся, и вовлечь в работу тех учеников, которые в устном ответе более сильны, чем в письменных работах [6].
  3. Учитель предлагает учащимся самостоятельно составить кроссворд. Этот вид работы требует хорошего знания выбранной темы, умения четко формулировать определения понятий [11], а также умение работать со справочными материалами.

А теперь я предлагаю в качестве примера, рассмотреть кроссворд для 7 класса в конце 1 триместра, который был мной проведен (рис. 1). При его разгадывании у учащихся наблюдалась активная мыслительная деятельность, а также я увидела, как они умеют работать в группах, выделила для себя наиболее активных учащихся и поощрила их хорошими оценками, также та команда, которая быстрее всего отгадала кроссворд, также ушла с занятия с положительными оценками.

По горизонтали:

5. Единица измерения времени (секунда).

7. Физическая величина, причина изменения скорости, результат взаимодействия тел (сила).

8. То, из чего состоят все тела (вещество).

10. Линия, вдоль которой движется тело (траектория).

13. Что находим по формуле: (время).

14. Название частиц, из которых состоят молекулы (атом).

17. Явление, при котором молекулы жидкости притягиваются друг к другу слабее, чем к молекулам твердого тела (смачивание) [10].

18. Одно из взаимодействий молекул (притяжение).

21. Явление взаимного проникновения молекул одного вещества между молекулами другого (диффузия).

24. Что находим по формуле: (объем).

25. Мера инертности тела (масса).

26. Физическая величина, показывающая какая масса содержится в единице объема данного вещества (плотность).

27. Одно из взаимодействий молекул (отталкивание).

По вертикали:

1. Все, что есть во Вселенной (материя).

2. Вид деформации (растяжение).

3. Единица массы (грамм).

4. Явление сохранения телом скорости при отсутствии действия на него других тел (инерция).

5. Физическая величина, определяемая по формуле: (скорость).

6. Единица измерения силы (ньютон).

9. Сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле, действует на горизонтальную опору или подвес (вес).

11. Один из видов физический явлений (электрическое).

12. Прибор для измерения силы (динамометр).

15. Мельчайшая частица вещества (молекула).

19. Состояние вещества, при котором сохраняется объем, но легко меняется форма (жидкость).

20. Вещество, 1 которого имеет массу 2700 кг (мрамор) [5].

21. Наука о природе (физика).

23. Любые изменения в природе (явления).

Кроссворд для 7 класса в конце 1 триместра Кроссворд для 7 класса в конце 1 триместра

Рис. 1. Кроссворд для 7 класса в конце 1 триместра

Подводя итог, можно сказать, что кроссворд — это мощное дидактическое средство, ориентированное на формирование понятийно-терминологического аппарата у учащихся с построением уроков в игровой форме [1]. А также использование данной методики на уроках физики позволит повысить интерес учащихся к предмету, что не менее важно при изучении столь сложного предмета.

Литература:

  1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: Кн. для учителя — М.: Просвещение, 1987.
  2. Аскандаров Э. Э., Селезнёв В. И. Физические кроссворды и чайнворды: Кн. для учащихся.-Мн.:Нар., 1990. 79 с.:ил.
  3. Божович, Л. И. Изучение мотивации детей и подростков [Текст]/Л. И. Божович; подред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадениной.-М., 1972
  4. Емельнова С. Н. Использование кроссвордов на уроках физики [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/krossvordi-uchaschihsya-k-urokam-fiziki-569871.html
  5. Перышкин А. В. Физика. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учеб. Заведений. — 3-е изд., испр. — М.: Просвещение, 2023. — 239 с.
  6. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры. М.1980.
  7. Маркова А. К. и др. Формирование мотивации учения — М.: Просвещение, 1990.
  8. Самойленко П. И., Сергеев А. В. Тематическая проверка знаний: кроссворды по физике. М.: Школа-Пресс, 1999.-144с.
  9. Физика: Занимательные материалы к урокам. 7 кл./Авт.-сост. А. И. Сёмке. — М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. — 120 с.
  10. Физика. 7 класс: поурочные планы по учебнику А. В. Перышкина/авт.-сост. В. А. Шевцов.- Волгоград: Учитель, 2007. — 303 с.
  11. Якиманская, С. И. Личностно ориентированное обучение в современной школе [Текст]/ И. С. Якиманская.- М.: Сентябрь, 2000.-112 с.
Задать вопрос