Педагогический сценарий как элемент симуляционного обучения на основе сценария программ телевидения в рамках курса «Педагогика» для студентов-педагогов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (229) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 27.10.2018

Статья просмотрена: 1302 раза

Библиографическое описание:

Дао, Тхи Нгок Ань. Педагогический сценарий как элемент симуляционного обучения на основе сценария программ телевидения в рамках курса «Педагогика» для студентов-педагогов / Тхи Нгок Ань Дао. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 43 (229). — С. 57-61. — URL: https://moluch.ru/archive/229/53364/ (дата обращения: 23.11.2024).



В настоящее время во Вьетнаме наблюдается бурное развитие педагогической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею, что в результате идет сильная инновация обучения дисциплине «Педагогика» в педвузах. В таком контексте нами была создана модель симуляционного обучения на основе сценариев программ телевидения, целью которой является новоизменение способа взаимодействия между преподавателем и студентами в процессе изучения курса «Педагогика».

Основными терминами данной модели обучения являются такие понятия, как: обучение, симуляционное обучения, симуляционное обучение на основе сценариев программ телевидения, педагогический сценарий и сценарий программ телевидения. Необходимо отметить, что сегодня существуют разные подходы к трактовке понятия обучения. По нашему мнению, обучение в высшей школе — это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия педагога и учащихся (преподавателей и студентов) [1]. Как одной из модели обучения в высшей школе, симуляционное обучение вызывает большой интерес со стороны педагогов в медицинской, военной и технической областях, но в области педагогического образования, к сожалению, отсутствует систематическое изучение данной модели обучения. Для того, чтобы раскрыть сущность данного понятия, мы обращаемся к трактовке имитационного обучения Ершовой Анжелики Юрьевны, преподавателя Канского медицинского техникума. По её словам, имитационное обучение — это обучение, при котором обучаемый осознано выполняет действия в обстановке, моделирующей реальную, с использованием специальных средств обучения [2].

Опираясь на вышеуказанное понимание понятий обучения и симуляционного обучения, нами было введено в литературу педагогической науки понятие симуляционного обучения на основе сценария программ телевидения, под котором понимается специально организованное, целенаправленное обучение, при котором взаимодействие преподавателя и студентов осуществляется на основе имитации стиля взаимодействия персонажей в той или иной телевизионной программе, действия которых заранее описаны в сценарии такой телевизионной программы. Модель симуляционного обучения на основе сценария телепрограмм включает в себя 3 этапа:

  1. ПЕРВЫЙ ЭТАП: ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
    1. Определение целей учебного занятия: Каждое занятие ориентируется на формирование у студентов педагогических компетентностей и искусства. Это: дидактические компетентности, компетентности воспитания и педагогического творчества.
    2. Отбор содержания обучения: Содержание обучения разделяется на конкретные темы, которые определяются по следующим принципам:

– Тема должна иметь общественный характер

– Тема должна помогать формированию педагогического искусства у студентов.

– При освоении той или иной темы студентам легко существовать разного вида познавательно-исследовательские деятельности.

1.3. Разработка методов и средств обучения, имитирующих телепрограммы

Методы обучения разрабатываются следующим образом (см рис 1)

Рис. 1. Процесс разработки методов обучения, имитирующих телепрограмм

1.4. Создание сценария обучения для каждой выбранной темы по курсу «Общая педагогика».

– Формирование листа последовательности деятельности преподавателя и студентов с соответствующими методами в форме листа телепрограмм.

– Конкретное описание действий и ролей преподавателя и студентов в последовательности применения разработанных методов обучения.

  1. ВТОРОЙ ЭТАП: ЭТАП РЕАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На данном этапе преподаватель и студенты реализуют созданные сценарии обучения на практике. При осуществлении сценария обучения требуется от преподавателя гибкость, мобильность, потому что преподаватель должен ситуативно действовать, когда он сталкивается с неожиданной ситуацией (не описанной в уже подготовленном сценарии обучения).

  1. ТРЕТИЙ ЭТАП: ИТОГОВЫЙ КОТОРОЛЬ

В форме итогового контроля мы предлагаем студентам разработать педагогические проекты, которые требуют от студентов обобщения усвоенных знаний, умения творческого мышления и гибкого взаимодействия.

Кратко говоря, симуляционное обучение на основе сценарий телепрограмм, на наш взгляд, это обучение, в ходу которого деятельность преподавателя и студентов происходит по педагогическому сценарию, разработанному на основе имитации сценария телепрограмм. Здесь педагогический сценарий понимается как целенаправленная, личностно ориентированная, методически выстроенная последовательность педагогических методов и технологий для достижения педагогических целей [4, c. 79].

Итак, основным элементом, гарантирующим целедостигаемость симуляционного обучения на основе сценарий телепрограмм, является педагогический сценарий, который с одной стороной, заимствует некоторые характеристики из сценария телевизионных программ, с другой — отличается во многом от сценария программ телевидения. По происхождению слова, сценарий обозначает литературно-драматическое произведение, написанное как основа для постановки кино- или телефильма, и других мероприятий в театре и иных местах. Написание сценария — один из этапов творческого процесса создания публицистического произведения. Из театра термин «сценарий» перешел в кинематограф, телевидение и т. д. Медленно и постепенно, развиваясь вместе с кино, сценарий из списка «явлений» пьесы превращался в произведение литературы. В своем первоначальном виде он давал лишь канву, грубую наметку действия. Со временем описание действия становилось все более подробным. Сценарию стали придавать характер описания будущего фильма [3]

В рамках нами разработанной модели симуляционного обучения на основе сценария телевидения написание педагогического сценария — это педагогическое творчество преподавателя, которое позволяет ему предусматривать последовательность своих действий и соответствующих действий студентов в конкретной ситуации обучения при изучении той или иной темы. При анализе характеристик телевизионного и педагогического сценария мы выделяем следующие сходства и различия между двумя видами сценариев (см. таблицы 1 и 2).

Таблица 1

Сходство между телевизионным сценарием исценарием обучения

Сравнительные критерии

Телевизионный сценарий

Педагогический сценарий

(сценарий обучения)

Цель создания сценария

В сценарии должна отражаться цель телевизионной передачи

В сценарии должна отражаться цель обучения

Роль сценария

Телевизионный сценарий является «ориентиром» для коллектива телевизионной программы

Педагогический сценарий является «ориентиром» для обучающего и обучаемого

Характеристики сценария

Предсказуемость

Предсказуемость

Содержание сценария

Содержание телевизионного сценария — это содержание действий персонажей в соответствии с определенными категориями, упорядоченными в зависимости от идеи сценариста.

Содержание сценария обучения заключается в содержании учебной деятельности в обучающих ситуациях, упорядоченных в зависимости от содержания обучения и идей преподавателя.

Время выполнения сценария

- Телевизионный сценарий обусловлен временем телевизионной программой

— В сценарии время для каждой сцены предусматривается

- Сценарий обучения обусловлен учебной программой

— В сценарии время для каждой учебной деятельности предусматривается

Таблица 2

Разница между телевизионным сценарием исценарием обучения

Сравнительные критерии

Телевизионный сценарий

Педагогический сценарий

Роль сценариста

Сценарист может являться создателем сценария, но исполнители — это другие

Сценарист (преподаватель) является и создателем, и исполнителем сценария

Взаимодействия, отраженные в сценарии

В телевизионном сценарии отображается коллективное взаимодействие между журналистами, кинематографистами, редакторами, техническими специалистами и т.д.

В сценарий обучения отражаются два основных типа взаимодействия: между обучающим и обучаемыми, между обучаемыми.

Темы сценария

Темы являются общественными

Темы являются научными

Для кого создается сценарий

Общество с разными возрастными группами, в состав которых входят разные люди, имеющие разные точки зрения, уровни образования и т. д.

Коллектив обучаемых, имеющих достаточное количество стабильности, структуры, состава, возраста и сходство уровня образованности.

Характеристики сценария

Сценарий телевидения по-прежнему запланировано. Когда дело доходит до съемок и публичных премьер, большинство телевизионных сценариев мало изменены, поэтому можно сказать, что телевизионный сценарий является закрытым.

Сценарий обучения отличается от сценария телевидения тем, что при осуществлении учебной деятельности, заранее описанной в сценарии обучении, обучающий и обучаемые могут перейти от сценария, когда возникают неожиданные ситуации обучения. Поэтому сценарий обучения является открытым.

Необходимо подчеркнуть ещё раз, что педагогический сценарий — это продукт творческой деятельности преподавателя, в котором отражаются его творчество, интуитивность. Раскрытие сущности педагогического и телевизионного сценария позволяло нам структурировать сценарий симуляционного обучения на основе сценария телепрограмм следующим образом (см. табл. 3)

Таблица 3

Общая структура сценария симуляционного обучения на основе сценариев телевизионных программ

Тема обучения

  1. Цель изучения темы
  2. Подтемы обсуждения входу изучения данной темы
  3. Ключевые слова темы
  4. Требования кподготовке

– для преподавателя

– для студентов

  1. Этапы обучения
  1. Этап 1: Запуск
    1. Шаг 1: Изучите психологическое состояние студентов перед занятием
      1. Цель:
      2. План реализации

№ сцен

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1

2

1.2. Шаг 2: Разминка ТВ-играми

1.2.1. Цель: Формировать у студентов положительное психологическое состояние как их подготовленность к учебной деятельности.

1.2.2. План реализации: Организация Т ТВ-игры

№ сцен

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1

2

  1. Этап 2: Организация видов учебно-исследовательской деятельности студентов
    1. Шаг1: Организовать учебную деятельность, направленную на формирование и развитие у студентов критического мышления
      1. Цель:
      2. План реализации: организация обсуждения темы изучения между студентами на основе имитации стилей взаимодействия персонажей программа «ток-шоу» на телевидения

№ сцен

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1

2

2.2. Шаг 2: Организовать учебную деятельность, направленную на формирование и развитие у студентов методической компетентности

2.2.1. Цель:

2.2.2. План реализации: организация учебных действий студентов на основе имитации действия персонажей разных телевизионных программ в зависимости от намеренного выбора преподавателя.

№ сцен

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1

2

2.3. Шаг 3: Организовать учебную деятельность, направленную на формирование и развитие у студентов социальных компетентностей

2.3.1. Цель:

2.3.2. План реализации: организация учебных действия студентов на основе имитации действия персонажей разных телевизионных программ в зависимости от намеренного выбора преподавателей

№ сцен

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1

2

2.4. Шаг 4: Организовать учебную деятельность, направленную на формирование и развитие у студентов личностных компетентностей

2.4.1. Цель:

2.4.2. План реализации: организация учебных действия студентов на основе имитации действия персонажей разных телевизионных программ в зависимости от намеренного выбора преподавателей

№ сцен

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1

2

  1. Этап 3: Расслабление
    1. Цель: помочь студентам расслабиться и уменьшить стресс после выполнения многих учебных задач
    2. План действий: Снятие комедии

№ сцен

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1

2

  1. Этап 4: Получить отзывы от студентов
    1. Цель: получить обратную информации студентов о процессе обучения при изучении той или иной темы
    2. 4.2 План реализации: Будет реализован в виде телевизионной программы «Телеканал»

Общая структура сценария симуляционного обучения на основе телевизионного сценария выражает наш новый подход к проектированию и организации обучения в высшей школе, где преподаватель и студенты являются не только обучающим и обучаемыми, но и персонажами телевизионных программ, что позволяет делать учебные занятия более интересными. Как авторы данного типа педагогического сценария, мы надеемся, что наша научно-педагогическая работа может повышать качество учебных занятий в высшей школе, что прежде всего отражается в положительном изменении учебного интереса студентов.

Литература:

  1. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. — Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. — 135 с.
  2. Ершова Анжелика Юрьевна, Формирование клинического мышления студентов посредством имитационных технологий.// http://www.informio.ru/publications/id1725/Formirovanie-klinicheskogo-myshlenija-studentov-posredstvom-imitacionnyh-tehnologii
  3. Телевизионная журналистика: https://studwood.ru/594731/zhurnalistika/televizionnaya_zhurnalistika
  4. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования Москва, 2009.
Основные термины (генерируются автоматически): телевизионный сценарий, педагогический сценарий, деятельность преподавателя, обучение, учебная деятельность, деятельность студентов, План реализации, студент, сценарий обучения, телевизионная программа.


Похожие статьи

Моделирование на уроках географии как условие достижения метапредметных результатов обучения на примере использования учебников УМК по географии издательства «Вентана-Граф»

Педагогическая модель формирования естественнонаучной картины мира у младших школьников на основе системного подхода

Психологические аспекты профессиональной подготовки студентов экономических направлений как основа моделирования деятельности психологической службы в профессиональных образовательных организациях

Технология развития критического мышления как средство подготовки старшеклассников к ГИА по русскому языку

Личностно-ориентированный подход в процессе преподавания психологических дисциплин в педагогическом вузе

Применение электронных учебников и интерактивных пособий УМК «Перспективная начальная школа» в учебном процессе для достижения метапредметных результатов

Развитие навыка анализа текста у младших школьников в процессе преподавания литературного чтения на основе исследовательской деятельности

Моделирование профессионально-педагогических презентаций в структуре технологии системно-педагогического моделирования

Геометрический материал как средство формирования логического мышления младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Целеполагание как этап современного урока биологии в условиях реализации ФГОС

Похожие статьи

Моделирование на уроках географии как условие достижения метапредметных результатов обучения на примере использования учебников УМК по географии издательства «Вентана-Граф»

Педагогическая модель формирования естественнонаучной картины мира у младших школьников на основе системного подхода

Психологические аспекты профессиональной подготовки студентов экономических направлений как основа моделирования деятельности психологической службы в профессиональных образовательных организациях

Технология развития критического мышления как средство подготовки старшеклассников к ГИА по русскому языку

Личностно-ориентированный подход в процессе преподавания психологических дисциплин в педагогическом вузе

Применение электронных учебников и интерактивных пособий УМК «Перспективная начальная школа» в учебном процессе для достижения метапредметных результатов

Развитие навыка анализа текста у младших школьников в процессе преподавания литературного чтения на основе исследовательской деятельности

Моделирование профессионально-педагогических презентаций в структуре технологии системно-педагогического моделирования

Геометрический материал как средство формирования логического мышления младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Целеполагание как этап современного урока биологии в условиях реализации ФГОС

Задать вопрос