Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Становление педагогической системы современного вуза

Высшее профессиональное образование
16.11.2021
85
Поделиться
Библиографическое описание
Цеханович, Д. Б. Становление педагогической системы современного вуза / Д. Б. Цеханович, Д. С. Шевченко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 5 (36). — С. 91-97. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/209/6792/.


В основе функционирования любого вуза заложена его педагогическая система, указывающая на необходимость учета всех аспектов для подготовки студентов к предстоящей профессиональной деятельности. От того, на сколько продуманна и эффективна будет эта система, будет зависеть востребованность подготовленного вузом специалиста. На сегодняшний день строго установленной модели педагогической системы нет — каждый вуз ввиду разности взглядов на данную проблематику, такую систему формирует самостоятельно, а значит и указывать на строгую стандартизацию современного образования в настоящее время не приходится. В статье представлены варианты универсальной педагогической системы, соответствующей требованиям современности и рассмотрены направления их развития. Кроме того, предложена к рассмотрению и педагогическая система, предполагающая наличие прогнозирующих функций.

Ключевые слова: педагогическая система, педагогический процесс, образовательная организация, компонент, образовательная среда, социальный заказ.

В современных социально-экономических условиях развития общества концепция модернизации российского образования фиксирует необходимость принципиального обновления содержания и структуры современного профессионального образования. Современная система образования, в том числе и профессионально-педагогического, призвана обеспечить подготовку высококвалифицированного специалиста, обладающего высокой познавательной активностью, умеющего применять и наращивать имеющийся образовательный потенциал, готового к постоянному профессиональному самосовершенствованию и саморазвитию.

Профессиональная подготовка таких кадров — одна из задач, решаемых вузом, и для ее решения, необходимо создать такую педагогическую систему подготовки студентов, которая будет не только учитывать требования современности, но и с определенной степенью достоверности прогнозировать их изменения и развитие.

Для этого, необходимо пересмотреть уже имеющиеся подходы к организации образовательного процесса в современном вузе и внести определенные изменения или же дополнения, которые, должны заключаться не только во внедрении новых форм и методов работы с обучающимися в вузах. Изменения такого рода могут быть успешными в том случае, если они позволят комплексно охватить все его элементы — они будут системными.

Как показывает практика, отдельные — не системные изменения, как правило, либо обречены на провал, либо адаптируются к существующей системе настолько, что полностью утрачивают изначальный смысл и, как следствие, не приводят к изменению образовательных результатов. Другими словами пути трансформации педагогических систем должны обеспечивать их переход в качественно иное состояние, соответствующее современным реалиям и условиям образования.

В статье представлены два варианта педагогической системы, которые могут в значительной степени соответствовать современным требованиям общества и его социального заказа. В основу вариантов педагогических систем положены результаты рассмотрения процесса развития представлений о педагогических системах с конца прошлого столетия и до сегодняшних дней.

Идеи системного подхода нашли свое отражение во многих педагогических концепциях на разных этапах развития педагогической науки. Представления разных исследователей о педагогической системе, ее природе и устройстве существенно различаются. Дело в том, что в разное время обществу необходимы были по-разному ориентированные специалисты. Типы педагогического процесса, которые были наиболее востребованы в то или иное время, так же оказывали влияние на систематику процессов в вузе.

На сегодняшний день наиболее полно отвечает современным требованиям субъектно-ориентированный тип педагогического процесса [1, с. 59–60], для которого основополагающим компонентом педагогической системы является образовательная среда. Продукт такого типа процесса — специалист-личность, индивидуальность, выстроившая себя в творческом социальном взаимодействии с другими и способная обоснованно ставить перед собой цели, планировать свои действия по их достижению, соорганизовываться с другими, отыскивать нужную информацию и ресурсы [2]. Главное в таком педагогическом процессе — развертывающаяся в пространстве и во времени деятельность студента как субъекта, что требует перейти от непосредственного руководства действиями подопечного к организации обстоятельств, внешнего окружения, способствующего развертыванию полноценной деятельности обучающегося [3]. Другими словами — задача преподавателя — полноценно погрузить студента в образовательную среду вуза.

Рассмотрев труды о структуре педагогической системы таких выдающихся ученых и исследователей, как Н. В. Кузьмина, Л. А. Беляева, А. Г. Ковалев, В. П. Беспалько, В. А. Сластенин, Л. П. Крившенко, Г. Н. Александров и др., и, безусловно, приняв их во внимание, вполне возможно сформировать некую универсальную структуру педагогической системы, соответствующую современным требованиям общества. Такая педагогическая система, кроме того, может соответствовать и любому типу педагогического процесса (см. рис. 1).

Универсальная модель педагогической системы образовательной организации

Рис. 1. Универсальная модель педагогической системы образовательной организации

В представленной педагогической системе в качестве компонентов представлены:

  1. Цель педагогической системы — подготовка востребованного обществом специалиста, формирование достойного члена общества (данный компонент предусматривается всеми исследователями педагогических систем — именно он является отражением социального заказа общества).
  2. Педагогический процесс — совместная взаимная деятельность педагога и обучающегося, направленная на достижение целей педагогической системы (компонент педагогической системы, соответствующий представлениям большинства рассмотренных исследователей).
  3. Субъекты педагогической системы — участники педагогической системы, как исполнители ее целей, т. е. лица, влияющие на результат педагогического процесса (педагоги, управленческий персонал). В контексте рассмотрения в качестве приоритетного субъектно-ориентированного типа педагогического процесса, обучающегося, как нам видится, следует рассматривать также субъектом педагогической системы, поскольку его деятельность должна быть в таком случае в основе своей самостоятельной (данный компонент также фигурирует во всех концепциях педагогических систем). Здесь же следует выделить еще одну принципиальную особенность предлагаемой универсальной педагогической системы — возможность частичного включения в ее состав элементов иных социальных институтов.
  4. Содержание обучения — в данном случае под содержанием мы понимаем совокупность знаний, умений и навыков, получение, студентом которых обеспечивается обществом (государством) (является основополагающим для систем догматического и формально-репродуктивного типов).
  5. Управление — специально организованная деятельность, направленная на обеспечение эффективного функционирования и развития педагогической системы (этот компонент в структуру педагогической системы включают большинство исследователей второго (определяющего) периода формирования представлений о педагогических системах). Конечно же, это деятельность управленческого и административного персонала вузов, кафедр, факультетов и прочих структурных подразделений, однако рассматривая педагогическую систему в особых состояниях, считаем возможным утверждать, что под управлением педагогической системой следует понимать и влияние социального заказа общества (или же общества через социальный заказ), а также влияние некоторых социальных институтов государства.
  6. Образовательная среда — обязательный и необходимый компонент педагогической системы, претендующей на эффективную, современную подготовку выпускника вуза. Под образовательной средой современные ученые понимают естественное и искусственно созданное социокультурное окружение человека, которое включает содержание и средства образования, обеспечивающие продуктивную деятельность студентов [4, с. 883–884]. Другими словами, это совокупность особых условий реализации педагогического процесса (является основополагающим для продуктивного и субъектно-ориентированного типов педагогического процесса, причем для систем, ориентированных на продуктивный тип это более узкое понятие — условия реализации деятельности педагога и обучающегося).

Управление такой системой возможно организовать через влияние (в смысле увеличения или же уменьшения функциональности, значимости) того или иного компонента.

Предлагаемая структура педагогической системы включает в себя в основном все основополагающие компоненты разных типов педагогического процесса, следовательно, можно считать, что, применяя эту модель педагогической системы, возможно, реализовать любой из рассмотренных типов педагогического процесса — т. е. предлагаемая модель педагогической системы универсальна и в целом состоятельна.

В настоящее время от молодого специалиста требуется не только умение использовать имеющиеся знания, владеть необходимыми профессиональными действиями, но и способность постоянно адаптироваться к изменяющимся условиям трудовой деятельности. Решение таких актуальных задач невозможно без достаточно устойчивой мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов. Поэтому следует указать на возможность включения в структуру педагогической системы еще одного компонента (седьмого) — мотивация. Его основная роль — усиление эффективности функционирования некоторых компонентов.

Говоря о мотивации в контексте функционирования педагогической системы, следует выделить, как нам кажется, несколько групп мотивов, побуждающих обучающегося на эффективную деятельность (см. рис. 2).

Универсальная модель педагогической системы образовательной организации с мотивационной компонентой

Рис. 2. Универсальная модель педагогической системы образовательной организации с мотивационной компонентой

Группа широких социальных мотивов (долг, ответственность, понимание социальной значимости учения, признание окружающих). Такие мотивы формируют стремление обучающегося через учение утвердиться в коллективе, обществе, утвердить свой социальный статус. «Источником» (формирователем) таких мотивов в студенте, как нам кажется, являются те социальные институты, в которых он состоит (семья, коллектив, общество и т. д.).

Группа узких социальных мотивов (занятие определенной должности в будущем, получение признания в обществе, получение достойного вознаграждения за свой труд). Данная группа практически ничем не отличается от предыдущей, за исключением «источника» таких мотивов — социальный заказ, общество (в смысле «государство»).

Группа мотивов социального сотрудничества (ориентация на различные способы взаимодействия с окружающими, в том числе и с педагогом, коллективом, утверждение своей роли и позиции в учебном заведении, учебной группе). Формирует такие мотивы для обучающегося управленческий и административный персонал учебного заведения, факультета, кафедры и т. д. [5].

Говоря о мотивации с позиции педагога, ее следует считать внешней мотивацией (мотивацией обучения), раскрывая же мотивацию с точки зрения обучающегося, следует говорить о мотивации внутренней или же мотивации учения.

Приведенные выше группы мотивов являются инструментами реализации внешней мотивации педагога в его организации деятельности обучающегося. Присутствие таких инструментов вообще и дальнейшая стимуляция их отдельных элементов позволит протекать педагогическому процессу, а значит, и функционировать педагогической системе, в целом более качественно и более эффективно.

В современном инновационно-технологическом мире ярко наблюдается всевозрастающее существенное влияние на молодежь стремительного развития внешних по отношению к образовательному учреждению источников информации (особенно телевидения и интернета, условий коммуникаций и доступа к архивам, библиотекам, фондам и пр.); быстрого развития компьютерных технологий и электронных машин, видеотехники и других устройств. Данное влияние все более настойчиво проникает в сферу семейного использования и применения, а самое главное, и в личную жизнь каждого подростка. К сожалению, указанные процессы не равномерны и не однородны. Совершенно очевидно, что влияние прогресса на человека в сельской местности проходит значительно медленнее, а люди с меньшей финансовой достаточностью имеют более скромные знания и умения в области применения гаджетов, отсюда возможно резкое возрастание индивидуальных различий студентов уже в первые месяцы обучения в вузе. Понимая этот факт, вывод становится однозначным — при формировании педагогической системы подготовки студентов современного вуза, необходимо учитывать уровень их исходной готовности к учебной работе — самостоятельной деятельности.

Такой учет возможен, путем временного выделения в составе компонента «обучающийся» подкомпоненты «обучаемый» (см. рис. 3).

Универсальная модель педагогической системы образовательной организации с учетом исходной готовности обучающегося

Рис. 3. Универсальная модель педагогической системы образовательной организации с учетом исходной готовности обучающегося

В данном контексте под «обучаемым» мы понимаем студента, в значительной степени ориентированного на помощь педагога и не имеющего навыков в сборе и анализе необходимой информации.

Второй вариант предлагаемой в статье модели универсальной педагогической системы предполагает задействование в качестве отдельного ее элемента модуль (в смысле комплекс компонентов, со сходным пониманием и функционалом, допускающий исключение одного или нескольких одновременно компонентов без потери смысла его существования) компонентов, а не самостоятельный однозначный ее элемент — компонент.

Дело в том, что все ранее предложенные учеными и исследователями модели педагогических систем, в достаточной мере совершенны и уже адаптированы к требованиям своего времени. Однако с постоянно и динамично развивающимся обществом, прогрессивными условиями его деятельности, ориентированности на инновации, вполне очевидно, что будут вынужденно меняться и педагогические системы подготовки студентов вуза к профессиональной деятельности, следовательно, постоянно и достаточно динамично будет меняться и структура педагогической системы.

Для максимального соответствия и оперативного отражения в структуре педагогической системы той или иной «новой» компоненты или же «нового» условия функционирования системы, «новое» следует включать в соответствующий по функционалу и задаче модуль универсальной педагогической системы. «Новое» в модуле в последующем и считать отдельным компонентом. При этом за основу («костяк») необходимо принимать педагогический процесс — это единственный компонент, обязательный для абсолютно любой модели педагогической системы.

Управление такой системой, как и системой в первом предлагаемом варианте, возможно, организовать через внутреннее или же внешнее влияние (в смысле увеличение или же уменьшение функциональности, значимости) на тот или иной модуль или его отдельно взятый компонент.

В качестве модулей представленной структуры универсальной педагогической системы следует считать:

  1. Педагогический процесс — основа любой педагогической системы, комплекс организованных, строго регламентированных совместных деятельностей (и условий их протекания) педагога и обучающегося, направленных на достижение целей функционирования педагогической системы.
  2. Модуль «Обучение» — основополагающий компонент модуля — педагог, как субъект педагогической системы и лицо, влияющее на результат педагогического процесса. Здесь же следует учесть наличие и других компонентов: содержание знаний, передаваемых обучающемуся, организация деятельности обучающегося, условия взаимодействия с ним и другие компоненты, возможные к появлению в перспективе.
  3. Модуль «Учение» — основополагающий компонент модуля — обучающийся. Его, так же, следует считать субъектом педагогической системы, поскольку наиболее соответствующим требованием современности, как указывалось ранее, является тип педагогического процесса субъектно-ориентированный, предполагающий в основе своей самостоятельную работу обучающегося в поиске и добывании знаний.
  4. Модуль целей — предусматривает наличие конкретных, сформированных целей функционирования педагогической системы, ее фактических результатов, задач в соответствии с целями и т. д. Например, целью функционирования педагогической системы может быть –востребованный обществом специалист, достойный член общества; в качестве задач, в таком случае, следует иметь ввиду — подготовку специалиста и формирование облика достойного члена общества; результатом — трудоустроенный и самореализованный специалист, полноценный член общества, цели функционирования педагогической системы могут изменяться и дополняться.
  5. Модуль внутреннего управления — учитывает специально организованную регулятивную деятельность (со своими целями, задачами, условиями ее протекания) управленческого и административного персонала, направленную на регулирование функционала модулей педагогического процесса и обеспечивающую эффективное функционирование и развитие педагогической системы. Конечно же, это деятельность управленческого и административного персонала вузов, кафедр, факультетов и прочих структурных подразделений образовательной организации.
  6. Модуль внешнего управления — предусматривает воздействие на педагогическую систему или отдельные ее модули (компоненты модулей) социального заказа общества (или же общества через социальный заказ), а так же влияние на педагогический процесс некоторых социальных институтов государства. При определенных условиях некоторые виды внешнего воздействия или модуль в целом можно включать в состав педагогической системы.
  7. Модуль «Образовательная среда» — обязательный и необходимый элемент современной педагогической системы, претендующей на эффективную подготовку выпускника вуза. Под образовательной средой следует понимать естественное и искусственно созданное социокультурное окружение человека, которое включает содержание и средства образования, обеспечивающие продуктивную деятельность студентов [4, с. 884–885]. Другими словами — это совокупность особых условий реализации педагогического процесса, не учесть которые (проигнорировать) просто недопустимо.

Структура второго варианта предлагаемой универсальной педагогической системы («модульная структура») имеет особое качество, не имеющееся у нее до сих пор — она имеет возможность включать в свой состав помимо всех основополагающих компонентов, «нацеленных» на разные типы педагогического процесса, еще и иные компоненты, возможные к появлению в последующем в соответствии с возрастающими потребностями современного общества. Это позволило сформировать некую универсальную педагогическую систему, учитывающую все систематически появляющиеся в соответствии с требованиями времени компоненты, а в последующем, возможно, позволит и спрогнозировать появление новых компонентов или же указать на необходимость таковых.

Конечно же, предложенные в статье варианты универсальной педагогической системы носят одиночный, самостоятельный характер своего функционирования. Однако стоит указать и на необходимость придания таким сложным и неоднозначным системам возможности интеграции с педагогическими системами других взаимодействующих вузов и вузов более значимых статусов.

Литература:

  1. Юдин В. В. Субъектно-ориентированный тип педагогического процесса — ключевое направление реализации ФГОС // Образовательная панорама. Ярославская область: пространство образовательных возможностей. 2015. № 1 (3). С. 58–62.
  2. Юдин В. В. Технологическое проектирование педагогического процесса: Монография / В. В. Юдин. — Москва: Университетская книга, 2008. — 302 с. (с 80).
  3. Юдин В. В. Рекомендации по организации педагогического процесса субъектно ориентированного типа / Методические рекомендации. Авторский колл. под научн. ред. Юдина В. В. — Ярославль: ИРО ЯО. 2015 г. — 100 с.
  4. Шапран Ю. П. Образовательная среда вуза: типология, функции, структура / Шапран Ю. П., Шапран О. И. — Молодой ученый. — 2015. № 7 (87). — С. 881–885.
  5. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. — М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. 365 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
педагогическая система
педагогический процесс
образовательная организация
компонент
образовательная среда
социальный заказ

Молодой учёный