Цель статьи — рассмотреть возможности взаимодействия всех структур и аспектов системы образования в целом, а также показать необходимость обновления современной системы высшего образования под намечающуюся современную тенденцию в области необходимых и востребованных квалификаций.
Современная тенденция востребованных квалификаций специалистов во всех сферах современных производств требует от системы образования обучения современного специалиста, который будет обладать необходимыми навыками, а также практическим подходом в той сфере деятельности, к которой он был подготовлен. При этом также желательно, чтобы потенциал данного специалиста включал в себя обладание навыками и способностями, затрагивающими некоторые близлежащие сферы деятельности. Специалист должен обладать определенной степенью универсальности [1].
Для того, чтобы данный процесс был наиболее эффективным и не требовал огромных затрат ресурсов, необходимо сделать этот процесс как можно более плавным, подключая выбранные элементы структуры плавно и постепенно. В настоящее время структура образования в целом является достаточно разобщенным комплексом отдельно взятых элементов. Каждый элемент системы имеет свою, отлаженную и выверенную структуру. Но в конечном итоге если и существует взаимосвязь между данными единицами комплекса, то она слабо выражена и имеет скорее локальный характер. Если возможно еще проследить отдельные цепочки «Школа — колледж» или «Школа — училище профессионально-технической подготовки», то более глобальные звенья «Школа — вуз» практически не прослеживается и имеют локальный характер.
Необходимо объединить все существующие структуры образования в единую систему, в которой все подструктуры буду работать в эффективном режиме и отвечать за «конечный результат», который является основной целью и итоговым результатом работы на перспективу. В данном случае необходимость объединения усилий при обучении и создании специалиста заданного профиля при необходимой специализации с высокими квалификационными показателями — основная цель и задача при современном уровне развития [3].
Возможность взаимосвязи образовательных элементов на основе системы педагогических технологий, направленных на повышение уровня образовательных стандартов, может дать хорошие результаты при формировании запланированных результатов при построении линии обучения. Формирование структуры обучения по определенному выбранному профилю, повышение показателей обучаемости за счет применения современных педагогических технологий наряду с современными технологическими инновациями, позволит сформировать процесс обучения в соответствующем русле с заранее запланированными результатами [5].
Необходимо рассмотреть объединение в единую образовательную систему таких элементов как «Школа», «Колледж», «Вуз», «Профильная практика или Стажировка». Каждый из этих элементов абсолютно самостоятелен и независим. Это сложилось исторически, но перестает соответствовать современному уровню развития технологий. Школа не дает необходимой профильной подготовки для правильного выбора будущей специализации. Усредненная общая направленность обучения сильно «усредняет» результаты обучения, уравнивая обучаемых до определенного установленного программой стандарта. При этом не формируется или слабо присутствует ориентир на выбор специализации профильного обучения. Современные педагогические технологии могут дать такую возможность при объединении усилий всех вышеуказанных компонентов системы образования — от первой ступени до последней.
При этом необходимо, чтобы была заинтересованность предприятий и организаций, которые могу предоставить такой важный элемент обучения как «профильная практика или стажировка», который может существенно повысить уровень квалификации будущего специалиста, в котором как раз и должны быть заинтересованы вышеназванные структуры.
Опираясь на поставленные задачи существует необходимость постадийной интеграции элементов профильного образования через педагогическую методику либо технологию для формирования и последующего развития профильного интереса у обучаемых. Примером такой технологии может стать, например, адаптированная кейсовая технология [2]. Элементы с различными профилями специализаций на стадии «ознакомление» необходимо вводить с уровня начальной школы. И основной задачей в данном случае должно стать обеспечение максимально возможного количества таких профилей, чтобы была возможность изучить различные направления. Другой задачей на данном уровне должно стать отслеживание уровня обучения или скорее уровня усвоения материала по выбранным профилям для дальнейшего использования данной информации при формировании профиля специализации будущего специалиста.
Правильное, адаптированное и строго нормированное применение педагогической технологии, сформированной для данной проблемы, даст желаемые результаты, повысит уровень заинтересованности в выборе интересующего профиля специализации. При этом, если элементы обучения сформировать и представить таким образом, чтобы они постепенно создавали «профильный интерес», который также сопровождался бы постепенным накапливанием опыта будущей профессии и сформировал «заинтересованность к ней», это позволило бы увеличить и время профильного образования (без дополнительных временных затрат), и накапливаемый профессиональный опыт, а также позволит отслеживать уровень обучаемости и заинтересованности в выбранной специализации (сформированный сознательный выбор).
Еще одной задачей, которую можно выделить как независимую и не менее важную, чем предыдущие, является система планомерного контроля за восприятием информации. Данное понятие включает в себя более широкую структуру взаимосвязанных элементов. В первую очередь это, конечно, база знаний. Но здесь необходимо учитывать еще и информативную накопленность материала, т. е. насколько материал «остается» и в каком объеме спустя определенный промежуток времени (например, до следующего рубежного контроля), а также потенциал возможностей обучаемого в выбранном направлении (или направлений) интересующей специализации.
Система взаимосвязи этих компонентов может обеспечить стабильную базисную основу для формирования любого профиля специализации. При этом следует учитывать, что, рассматривая другие элементы системы образования, данный процесс получения необходимых знаний, умений и навыков будет наращивать свою глубину и сложность, что позволит более углубить профиль специалиста и его квалификацию на последней стадии его обучения, не тратя времени на более общие знания. На заключительной стадии обучения в вузе можно уделить внимание на ситуационное практическое обучение, максимально приближенное к реальности [4].
Подготовку и формирование учебного материала по данным компонентам обучения можно также проводить с помощью современных педагогических технологий, например методики кейсов.
Взаимосвязь всех элементов данной образовательной технологии необходимо осуществлять через те же педагогические технологии с совместной проработкой материала на каждом этапе обучения.
В качестве вывода по данной теме можно выделить следующее:
1. Опираясь на соответствующие педагогические технологии, необходимо создать взаимосвязь всех образовательных элементов;
2. Необходимо делать это как можно более плавно, постепенно наращивая общий потенциал;
3. Создание информативных блоков для обучения должно являться совместным педагогическим трудом, включающим в себя не только блоки теоретической информации, но также и блоки контроля. Блоки контроля должны быть особым образом сформированы, чтобы выявлять не только остаточные знания, что тоже не маловажно, но и возможный потенциал обучаемого, который будет раскрыт и усилен в последующих стадиях обучения.
Литература:
- Рассел, Джесси Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования/Джесси Рассел. — М.: Книга по Требованию, 2013 г. 229 c.
- Виневская А. В. Метод кейсов в педагогике. Ростов: Феникс, 2015 г. 141 с.
- Голованова Ю. В. Инновационные элементы и возможности дистанционно-модульного образования как способ создания гибкого мобильного специалиста // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2016 г. № 2 (35). С. 284–290.
- Голованова Ю. В. Проблемы и пути решения дистанционной формы обучения [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 163–167.
- Журавлев В. В. Информационные технологии в образовании [Электронный ресурс]: учебное пособие / Электрон. текстовые данные. — Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2014 г. — 102 c. — ЭБС «IPRbooks»