В работе анализируется существующая система непрерывного образования Узбекистана, а также политика по реформированию сферы образования как ключевого звена, проводимого курса реформ и обновления общества как необходимое и обязательное условие демократических преобразований в стране, устойчивого развития экономики, интеграции республики в мировое сообществе.
Ключевые слова: система образования, качества образования, виды образования, непрерывная образования, принципы непрерывного образования, национальная модель.
In work is analyzed existing system of the unceasing education Uzbekistan, as well as the policy on reform spheres of education, as key of area, conducted course of the reforms and renovations society, as necessities and obligatory condition of the democratic transformations in country, firm development of the economy, integrations of the republic in world community.
Keywords:The System of the education, quality of education, types of the education, unbreakable education, principles of unbreakable education, national model.
После обретения независимости Узбекистан выбрал свой собственный путь развития — путь масштабных реформ, направленных на строительство демократического правового государства, социально ориентированной рыночной экономики и сильного гражданского общества.
Не осталась в стороне и одно из основОных направлений государственной политики Узбекистана — образование.
Неоспорим тот факт, что в этой области за прошедшие годы произошли кардинальные изменения.
На 9-ой сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан 29 августа 1997 года в докладе «Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана» Президент Узбекистана И. Каримов поднял вопросы реформирования образования и подготовки кадров.
«Забота о подрастающем поколении, стремление воспитать здорового, гармонично развитого человека — это наш национальный характер. Каждый человек, живущий на этой священной земле на протяжении всей жизни борется, трудится, не жалеет сил, чтобы вырастить своих детей образованными и добродетельными, увидеть их счастье и благополучие». А этого, как известно, можно достичь лишь в образованном и воспитанном обществе.
Образование провозглашено приоритетным направлением в политике государства. Ярким тому доказательством явилось принятие в 1997 году двух основных документов: Закона «Об образовании» Республики Узбекистан и «Национальной программы по подготовке кадров» и, тем самым, выработка «Узбекской модели образования».
Реформы в сфере и образования воспитания направлены:- во-первых, на позитивное воздействие на социально–политический климат;- во-вторых, на нахождение человеком своего места в жизни;- в-третьих, на формирование свободной, самостоятельно мыслящей личности;- в-четвертых, на полную реализацию потенциала человека;- в-пятых, на воспитание гармонично развитых людей, обладающих общими и специальными знаниями, современным мировоззрением, людей с высоким сознанием, чистыми помыслами, верных национальным и общечеловеческим ценностям, готовых создавать сильное гражданское общество.
Национальная модель и программа — это стратегически продуманная, научно обоснованная модель (концепция), которая очень чутко воспринимает тенденции и нюансы социально-экономического развития страны.
В соответствии с Национальной программой по подготовке кадров образование в стране реализуется в следующих видах: дошкольное, общее среднее, среднее специальное, профессиональное образование, высшее, послевузовское образование, повышение квалификации и переподготовка кадров, внешкольное образование.
Как видим, главная особенность этой модели — непрерывность образования. То есть человек имеет возможность получения знаний, профессиональных навыков и специальностей на протяжении всей своей жизни. Данная программа создает эффективный механизм образовательной системы, в которой в качестве основных составляющих присутствуют уважение к личности, раскрытие способностей и творческого потенциала; формирование свободно мыслящего человека, его нравственное, физическое и духовное развитие; прогрессивное обучение, получение профессиональных навыков и полноценная самореализация личности в жизни.
Принципами непрерывного образования являются приоритетность, демократизация, гуманизация, гуманитаризация, национальная направленность, неразрывность обучения и воспитания, выявление одаренной и талантливой молодежи.
Будет уместно привести мнения зарубежных специалистов об этой программе, высказанные в рамках международной конференции «Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения — как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны», проходившей в Ташкенте 17 февраля 2012 года, в которой приняли участие представители многих крупнейших международных организаций и финансовых институтов.
В частности, профессор Сеульского политехнического колледжа Пан Хван сказал, что «Национальная программа по подготовке кадров Узбекистана получила признание в мировом сообществе и становится объектом всестороннего изучения. По своему содержанию она охватывает все этапы непрерывного образования, реализуя принцип передовых систем — образование через всю жизнь. Но глобальной идеей программы является, на наш взгляд, то, что она будет основным фактором качественного рывка в социально-экономическом развитии республики в новом веке».
Президент Международной Академии наук высшей школы В. Шукунов (Россия) отметил, что «разработка Национальной программы по подготовке кадров — глубоко научный, новаторский подход к решению проблемы. Опыт Узбекистана в реализации государственной политики в реформировании системы образования, безусловно, станет своеобразным «ноу-хау» Президента Ислама Каримова. Это «экспортная технология», которая может быть использована в странах со схожими социально-экономическими, демографическими условиями, культурно-историческими традициями и обычаями».
О необходимости непрерывного образования говорили многие великие педагоги и просветители прошлого. Вспомним знаменитые слова К. Д. Ушинского: «Следует дать ученику средство извлекать полезные знания не только из книг, но и из предметов его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души. Обладая такой умственной силой, человек будет учиться всю жизнь».
В нынешнее время проблема непрерывного образования актуальна потому, что: во-первых, связана с объективной потребностью постоянно осваивать новые технологии. И если мы не будем готовы их принять и признать, очень скоро мы окажемся на обочине не только профессиональной, но и общественной жизни. Во-вторых, это усложнение социальной сферы, а именно, необходимость всё время делать осознанный выбор. И чем более информирован и образован будет человек, тем более осознанно он будет делать свой выбор, основывая его не на яркости рекламы и красивости фраз, а на собственных убеждениях и знаниях. В-третьих, необходимость непрерывного образования заключается в том, что усиливается внимание общества к проблемам воспитания патриотизма, соблюдения законов, уважение прав и выполнения обязанностей граждан, укрепление семьи, развитие здорового образа жизни, сохранение окружающей среды и т. д.
Отличительной особенностью Национальной программы по подготовке кадров является введение с систему непрерывного образования как самостоятельных и обязательных ступеней, девяти летнего общего среднего и трехлетнего среднего специального, профессионального образования, которые обеспечивают преемственность перехода от общеобразовательных к профессиональным программам.
Молодые люди имеют возможность добровольно выбирать направления двух типов трехлетнего специального образования исходя из своих способностей и желаний: академический лицей или профессиональный колледж.
Академический лицей дает среднее специальное образование в соответствии с государственным образовательным стандартом, обеспечивает интенсивное интеллектуальное развитие, углубленное, профильное, дифференцированное, профессионально ориентированное обучение с учетом возможностей и интересов учащихся. В академических лицеях обучающиеся имеют возможность по избранному ими направлению обучения (гуманитарные, точные, естественные науки, филология и искусство).
Профессиональный колледж дает среднее специальное, профессиональное образование в рамках соответствующего государственного образовательного стандарта, обеспечивает углубленное развитие профессиональных наклонностей, умений и навыков учащихся, обретение одной или нескольких специальностей по выбранным профессиям.
Таким образом, создаются условия для совершенствования получения знаний молодежью, приобретения ими определенной профессии или специальности. Получение учащимися 12-летнего общего и среднего специального, профессионального образования гарантируется государством. Это обеспечивает их социальную защиту в условиях рыночной экономики.
В высшем образовании осуществлен полный переход на двухуровневую систему: бакалавриат и магистратура. Бакалавриат — одно из направлений получения базового высшего образования. Магистратура — высшее специальное образование по конкретной специальности, которое продолжается в течение двух лет на основе степени бакалавра.
Прием студентов в высшие образовательные учреждения осуществляется путем определения уровня знания абитуриентов по результатам тестовых испытаний и других дополнительных творческих экзаменов, определяемых в установленном порядке. Обучение в высших образовательных учреждениях производится за счет государственных грантов и на платно-контрактной основе.
В нынешнее время главным потребителем образовательных услуг становится отдельная личность. Личность реализуется в большей степени через гибкость образовательной сферы, её изменяемости, приспособлении к меняющимся образовательным потребностям человека, государства и общества. Это приводит к постоянному её совершенствованию, обновлению, повышению эффективности.
Литература:
1. Закон Республики Узбекистан «Об Образования» // Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана. Главная редакция издательско-полиграфического концерна «Шарк». — Ташкент. 1997.
2. Закон Республики Узбекистан «О Национальной программе по подготовке кадров». Тамже.
3. И. Каримов. Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана, Т.,1997
4. Бегимкулов У. Ш. Некоторые аспекты системы непрерывного образования Республики Узбекистан. Ташкент. 2010.