Особенности применения технологии моделирования в профессионально-педагогическом образовании
Автор: Фоминых Мария Вячеславовна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Статья просмотрена: 2386 раз
Библиографическое описание:
Фоминых, М. В. Особенности применения технологии моделирования в профессионально-педагогическом образовании / М. В. Фоминых. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 194-196. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2935/ (дата обращения: 22.12.2024).
В статье раскрыты теоретические и методические аспекты применения технологий моделирования в профессионально-педагогическом образовании, а также раскрыта их педагогическая ценность для данного вида образования.
Профессионально-педагогическое высшее учебное заведение – учебное заведение, целью которого является выпуск компетентного в своей области специалиста как всестороннее развитой личности; это учебное заведение, где обучение направлено на овладение человеком определенных навыков и знаний в сфере выбранной специальности. Национальная доктрина образования РФ обращает особое внимание на необходимость дальнейшего совершенствования системы образования и повышения качества подготовки и уровня квалификации педагогических кадров. Следовательно, систематическое совершенствование всего дела подготовки учителей и других работников учреждений образования является объективной необходимостью. Выдвигаемые жизнью принципиально новые задачи постоянно требуют пересмотра традиционного подхода к изменению содержания и методики подготовки учителей, осуществления их на подлинно-научной основе.
В практической деятельности качество подготовки специалиста определяется лишь путем субъективных оценок или “здравым смыслом”. Объективных критериев, определяющих качество подготовки учителя практически не существует. Предпринимаемые время от времени частичные обновления содержания обучения в педагогических вузах является только частичным решением этого вопроса. По мнению многих исследователей деятельность педагога складывается из восьми ведущих сложно переплетающихся функций, исполнение которых обеспечивает эффект образования и воспитания учащихся. Это - информационная (вооружение учащихся знаниями основ наук), развивающая (развитие умственных сил школьников), ориентационная (формирование социально значимых мотивов), мобилизационная (мобилизация внимания и воли учащихся на выполнение учебных задач), конструктивная (проектирование своей деятельности и деятельности учащихся), организаторская, коммуникативная (установление взаимоотношений в ходе работы) и исследовательская функции. Формирование названных функций обеспечивается выполнением системы личностных и педагогических требований к учителю, предъявляемых профессиограммой. Поэтому профессиограмму считают важнейшим источником определения оптимального содержания, форм и методов профессиональной подготовки специалиста. Педагог профессионального образования должен уметь не только обучать, но и владеть определенным видом профессиональной деятельности, а в необходимых случаях осуществлять ее. Здесь будет уместным определить, что патриотическое воспитание зависит, прежде всего, непосредственно от педагога, а затем уже от обучающегося. Для того, чтобы эффективно заниматься патриотическим воспитанием подрастающего поколения, будущий педагог должен быть хорошо подготовлен именно педагогически, то есть с точки зрения педагогики, а не методики преподавания определенного предмета.
При реализации деятельности педагога профессионального образования происходит не процесс простого усвоения «предмета», а процесс овладения специальностью. Миссия профессионально-педагогического учебного заведения − практическая (конкретная) подготовка к определенной профессии. Обучающийся (студент, будущий педагог профессионального образования) профессионально-педагогического учебного заведения включен в свою будущую профессию. В процессе обучения формируется профессиональная деятельность. В данном процессе происходит целостное становление личности, ее образование, социализация, и профессионализация. Это порождает необходимость применения новых интересных технологии. На наш взгляд, технологии моделирования являются как раз необходимыми в данной среде инновациями.
Для начала приведем некоторые особенности подготовки будущего педагога профессионального образования. Среди них:
Педагогической подготовке отводится второстепенная роль, на первый план выдвигается специальная профессиональная подготовка;
В процессе подготовки будущего педагога профессионального образования особая роль отводится развитию производственно-технологическим и организационно-управленческим навыкам, а не навыкам методической и собственно педагогической работы.
Педагогическая подготовка осуществляется лишь в рамках рабочей профессии будущего педагога профессионального образования.
В процессе педагогической подготовки студента профессионально-педагогического учебного заведения особая роль отводится преподавательской деятельности, а не воспитательной.
Одним из главных направлений современного профессионально-педагогического образования является сочетание традиционных методов и приемов обучения с поиском новейших интересных и эффективных путей и средств обучения. Моделирование, в свою очередь, – это процесс исследования объектов познания на их моделях; построение моделей реально существующих предметов и явлений (общественных систем, процессов профессиональной деятельности и т.д.). Игровое же моделирование можно рассматривать как эвристический инструментарий исследования соответствующих педагогических явлений, процессов или различных педагогических систем путем построения и изучения их моделей с целью дальнейшего их применения в педагогической практике. Игровое моделирование осуществляется через «погружение» в конкретную ситуацию, смоделированную в учебных и воспитательных целях, и предполагает максимально активную позицию самих обучающихся (А.П. Панфилова) [6].
Использование моделирования в обучении имеет два аспекта. Во-первых, моделирование служит тем содержанием, которое должно быть усвоено обучающимися в результате обучения, тем методом познания, которым они должны овладеть. Во-вторых, моделирование является учебным действием и средством, без которого невозможно полноценное проблемно-модельное обучение (Л.М. Фридман) [12]. Смысл моделирования заключается в возможности получения информации о явлениях, происходящих в оригинале, путем переноса на него определенных знаний, полученных при изучении соответствующей модели (Т.Ю. Основина) [5]. По мнению, Гребенюка О.С. проблемно-модельное обучение основывается на двух основных принципах: принципе проблемности и принципе мотивации [1]. В практике обучения установлена конкретная зависимость: если учащихся ставить перед необходимостью решать учебные проблемы, то в процессе их решения у них развиваются многие качества, характеризующие сформировавшуюся индивидуальность и творческую личность (высокий уровень развития интеллектуальной, мотивационной и др. сфер, инициативность, самостоятельность, критичность и др.). Данная зависимость носит закономерный характер — она проявляется всегда, когда в учебном процессе организуется включение учащихся в решение проблемы, в поиск нового знания. Именно это обеспечение необходимых условий для проявления данной закономености представляет собой практическую важность. Принцип проблемности способствует разрешению следующих противоречий: между имеющимся уровнем обученности, воспитанности и развития учащихся и необходимым; между актуальным уровнем развития интеллектуальной (мотивационной и др. ) сферы и уровнем ближайшего ее развития [1].
Следующий принцип – принцип мотивации. Мотивация присутствует во всех видах деятельности. В педагогическом аспекте необходимо не только учитывать имеющийся уровень развития мотивационной сферы учащихся, но и решать задачу ее развития. Принципом, регулирующим деятельность учителя в названном аспекте, является принцип мотивации. Этот принцип ориентирует учителя не только на то, что необходимо формировать и что для этого нужно делать, но и на то, как добиваться должного результата, как побуждать к активной учебной деятельности.
Так, сущность применения технологий моделирования в профессионально-педагогическом образовании состоит в постановке и решении учебно-профессиональных задач, выстроенных в логике будущей профессиональной деятельности, средствами их моделирования, «прорешивания», проецирования.
Вышеизложенное позволяет выделить ряд инновационных педагогических достоинств технологий моделирования применяемых в профессионально-педагогическом образовании. Они заключаются в том, что данные технологии:
способствуют личностно-профессиональному становлению студента, осуществляемому на базе освоения теоретико-методологических основ, методики и приемов работы специалистов в своей области путем моделирования будущей профессиональной деятельности в процессе обучения;
позволяет обеспечить единство аксиологических, концептуальных и прикладных аспектов профессионально-педагогического специального содержания подготовки студентов на основе идеи устойчивого развития личности и требований модернизации высшей школы;
предстает как дидактическое средство активизации, управления, дифференциации профессионально-педагогического знания, в том числе индивидуального стиля профессионально-педагогической деятельности посредством включения вариативных стратегических, тактических, ситуационных задач разного уровня сложности, с переходом от репродуктивного уровня к творческому;
является эффективным средством освоения содержания профессионально-педагогического образования в процессе самостоятельной активности студентов с применением инновационного педагогического инструментария: методы кейс-стади, ролевые игры, деловые игры, игровые тренинги и т.д.
Технологии моделирования успешно проходят апробацию на базе Российского государственного профессионально-педагогического университета.
Литература:
Гребенюк, О. С.. Общие основы педагогики [Текст] : Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / О.С. Гребенюк, М. И. Рожков. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с.
Зеер, Э. Ф.Основы личностно ориентированного образования [Текст] / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2001. – 51 с.
Кульневич, С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК / С. В. Кульневич, Е. В. Бондаревская. – М. – Ростов н/Д: Тв.центр «Учитель», 1999. – 560 с.
Митина, Л. М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога [Текст] / Л. М. Митина. – М. : Сентябрь, 1999. – 192 с.
Основина, Т.Ю. Эффективность использования тренингов и деловых игр при изучении курса «Менеджмент социальной работы» [Текст] / Т.Ю. Основина // Социальная работа в регионе: итоги и перспективы: материалы регион. науч.-практ. конф. / Тюмен. гос. нефтегаз. ун-т. – Тюмень, 2006. – С. 62–66
Панфилова, А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога [Текст] : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.П. Панфилова / под общ. ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 366с.
Сериков, В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем [Текст] / В. В. Сериков. – М. : Издательская корпорация «Логос», 1999. – 272 с.
Сластенин, В. А. Введение в педагогическую аксиологию [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. – М. : Академия, 2003. – 192 с.
Романцев, Г.М. Теоретические основы высшего рабочего образования [Текст]:[монография] / Г. М. Романцев ; Урал. гос. проф.-пед. ун-т, Урал. гос. науч.-образоват. центр Рос. акад. образования. - Екатеринбург : Издательство УГППУ, 1997. – 333 с.
Романцев, Г.М., Федоров В.А., Чапаев Н.К. Интернатура как необходимая составляющая многоуровневой подготовки специалистов по профессиональному обучению рабочих кадров для инновационных производств [Текст] Г.М. Романцев,., В.А.Федоров, Н.К. Чапаев / Образование и наука //. – 2009. - №10(67). – С. 3-12.
Федоров, В.А. Качество профессионально-педагогического образования [Текст] / В. А. Федоров // Образование и наука. - 1999. - № 2. - C. 189-198.
Фридман Л. М. Педагогический опыт глазами психолога [Текст] : Кн. для учителя / Л. М. Фридман. – М.: Просвещение, 1987. – 224 с.