В работе разработана модель формирования готовности будущего учителей профессионального образования к применению средств информатизации и компьютеризации для решения профессиональных задач.
In the developed a model of formation of the future availability of vocational education teachers to use information technology tools to solve professional problems.
В эпоху информатизации общества происходят значительные изменения и в сфере образования. На первое место выходят не просто знания, но умение применять эти знания для решения разнообразных жизненных профессиональных проблем. Качество образования теперь связывают с понятием конкурентоспособности специалиста, его компетентностью, что в первую очередь предусматривает умение работать с информацией, принимать самостоятельное обоснованные решения, обновлять свои знания. Поэтому одной из важных задач высшего образования стала подготовка будущих учителей, в том числе учителей профессионального образования к педагогической деятельности с использованием средств и методов информационных технологии.
Информационная технология как совокупность методов сбора, обработки, хранения и передачи информации присутствует в любом виде деятельности.[1] При этом часть технологических операций может выполняться вручную, часть - с использованием компьютера, т.е. в информационных технологиях компьютер выступает как техническое средство этих процессов. Цель применения информационных технологий - снижение трудоемкости использования информационных ресурсов. Под информационными ресурсами понимается совокупность данных, представляющих ценность для организации и выступающих в качестве материальных ресурсов. К ним относятся файлы данных, документы, тексты, графики, знания, аудио- и видеоинформация, позволяющие изобразить на экране компьютера объекты реального мира.
Анализ исследований Я.А. Ваграменко, У.П. Велихова, М.П. Лапчик и др. позволил нам осуществить классификацию информационных технологий в зависимости от типа обрабатываемой информации и рассмотреть, как та или иная технология может быть использована учителем в педагогической деятельности (табл.1).
Таблица 1
|
Информационная технология ( ИТ) |
||||||
|
Обработка данных |
Обработка текстовой информации |
Обработка графи-ческой информации |
Обработка информации o качестве образования |
Обработка объектов реального мира |
||
|
Система управления база данных, алгоритмические языки, табличные процессоры |
текстовые процессоры и гипертекст |
Графические процесс-соры |
экспертные системы |
средства мультимедиа |
||
Виды педагогической деятельности |
Управление процессом обучения |
поиск необходимой информации;
простейших обучающих программ |
создание дидактических материалов; составление документов связанных с учебным процессом |
создание дидактических материалов по предмету; графическое представление пед. информации |
компьютерная диагностика и мониторинг качества обучения учащихся |
мультиме-дийная демонстрация дидактического материала по предмету |
|
Управление процессом воспитания |
поиск необходимой информации |
создание методического материала по направлениям воспитательной работы; составление документов, связанных с воспитательным процессом |
Графическое представление пед. информа-мации |
компьютерная диагностика и мониторинг уровня воспитанности учащихся |
мультиме-дийная поддержка диагностических программ |
Виды деятельности с применением информационных технологий, предложенные в таблица- 1, в известной мере условны, поскольку большинство информационных технологий, представленных в данной таблице, позволяют поддерживать и другие виды информации. Так, основное средство компьютерной технологии обработка текстовой информации, текстовые процессоры, предусматривают возможность выполнения примитивных расчетов, а такое средство компьютерной технологии обработки данных, как табличные процессоры, могут обрабатывать не только цифровую, но и текстовую информацию, а также обладают встроенным аппаратом генерации графики.[2] Однако каждая информационная технология все – таки в большой мере акцентирована на обработку и использование информации определенного вида.
Исходя из того, что педагогическая деятельность учителя направлено на продуктивное решение профессиональных задач и учитывая особенности информационных технологии, направленные на эффективную организацию образовательное – познавательной и научно – исследовательской деятельности, под использованием информационных технологии в профессиональной деятельности учителя мы понимаем целенаправленный, осознанный процесс компьютерной - информационной организации учителем образовательно-познавательной среды и научно-исследовательской деятельности с целью более эффективного решения профессиональных и исследовательских задач. Организация учителем такой деятельности предполагает наличие определенного уровня его готовности к применению информационных технологии в профессиональной деятельности. Как показал анализ проведенного опроса как работающих учителей, так и студентов вузов, в практике отсутствует или проявляется эпизодически целенаправленное формирование готовности будущих учителей к применению информационных технологии в профессиональной деятельности.
Процесс формирования у будущего учителя профессионального образования готовности к применению информационных технологий в профессиональной деятельности является сложноорганизованным объектом исследования. Применение системного подхода позволяет построить обобщенную модель данного процесса как системы при помощи методов системного анализа и моделирования. Модель, являясь копией реального объекта, воспроизводит его наиболее существенные черты, характеристики и свойства, выступающие определяющими по отношению к результатам, и позволяет получить представление о строении, функции и развитии объекта. Любая научная модель представляет собой абстрагированное выражение сущности исследуемого явления.
При создание модели формирования готовности будущего учителя профессионального образования к применению информационных технологии в профессиональной деятельности, мы руководствовались определением понятия «модель» применительно к педагогическим исследованиям Е.В. Романова. Согласно данному определению: «педагогическая модель - это обобщенный, абстрактно-логический образ конкретного феномена педагогической системы, который отображает и репрезентует существенные структурно-функциональные связи объекта педагогического исследования, представленный в требуемой наглядной форме и способный давать новое знание об объекте моделирования».[3] Под моделированием мы понимаем процесс разработки, обобщенного, абстрактно-логического образа в форме, удобной исследователю для его изучения .
При моделировании процесса формирования готовности будущего учителя профессионального образования к применению информационных технологий в профессиональной деятельности мы исходили из того, что модель должна отражать: требования, предъявляемые обществом к качеству профессиональной подготовки будущих учителей профессионального образования; наличие психолого-педагогической основы (научный подход или набор отдельных положений); основные идеи исследований по проблеме оптимизации процесса формирования готовности будущих учителей профессионального образования к применению информационных технологий в профессиональной деятельности; организацию целенаправленного, целостного педагогического процесса формирования готовности будущих учителей профессионального образования к применению информационных технологий в профессиональной деятельности в условиях вуза; основные критерии и показатели уровней качества процесса формирования готовности будущих учителей профессионального образования к применению информационных технологий в профессиональной деятельности.
Учитывая выше перечисленные требования, мы построили модель процесса формирования готовности будущих учителей профессионального образования к применению информационных технологий в профессиональной деятельности. Схематично данная модель представлена на рис. 1
Рис.1 Модель формирования готовности будущего учителя профессионального образования к использования ИТ в профессиональной деятельности
Построенная нами модель формирования готовности будущего учителя к применению информационных технологий в профессиональной деятельности отражает целостный педагогический процесс, поскольку ни один из компонентов данной модели, взятый отдельно, не достигает заданной цели. Каждый компонент модели решает конкретную задачу, а их совокупность достигает цель - формируется новое качество личности - это готовность будущего учителя профессионального образования к применению информационных технологий в профессиональной деятельности. Уровневый подход составляет основу исследования любого процесса развития как переход от одного уровня к другому, более сложному и качественно отличному.
Опираясь на классификации уровней, предложенные В.А. Сластениным и Н.М. Яковлевой, опыт работы в высшем учебным заведении, мы выделяем три уровня готовности студентов к применению информационных технологий в профессиональной деятельности относительно уровня «применения» в усвоении учебной информации (уровни усвоения учебной информации, по Беспалько).[8] Этот уровень характеризует способность обучающегося использовать приобретенные знания и умения в нетиповых ситуациях; в этом случае его действие рассматривается как продуктивное. В отношении уровня «применения» учебной информации мы выделяем: низкий, средний и высокий.
Низкий уровень деятельности студента характеризуется знанием основных понятий и категорий информатизации образования на уровне определений и классификаций, а также сформированной потребностью в получении специальной системы знаний, обеспечивающей возможность использования информационных технологий в профессиональной деятельности. Знания поверхностны, наблюдаются пробелы в содержании программы курса. Студенты знакомы с основными методами и формами применения информационных технологий в обучении и владеют отдельными умениями использования информационных технологий при решении профессиональных задач, однако испытывают серьезные затруднения в применении их на практике.
В вузе функционируют разнообразное организационные формы обучения: лекции, практические занятия в их разновидности – семинары, лабораторные работы, практикум, самостоятельная работа студентов. В тоже время лекция, семинар, практические занятие, самостоятельная работа выступает как организационные формы обучения, поскольку являются способами осуществления взаимодействия студентов и преподавателей, в рамках которых реализуются содержание и методов обучения.
Использование разнообразных организационных форм и методов при формировании готовности студентов к применению информационных технологий в профессиональной деятельности обеспечивает их активность в данной деятельности, возможность самореализации. В то же время ученые отмечают, что чрезмерное увлечение различными методами и формами, как и их однообразие, рождает «полудеятельность» или «деятельностную дистрофию» [6] ( В. Оконь и др.). Исходя из этого, мы считаем, что необходима систематизация форм и методов. Поскольку любой метод обучения и любая форма организации в силу своих специфических особенностей реализует свойственные именно им функции в формировании у будущих учителей готовности к применению информационных технологий в профессиональной деятельности, то мы рассмотрели некоторые общие проблемы, связанные с их применением в процессе подготовки.
Анализ научно-педагогической литературы по данной проблеме и наши исследования показали, что систематизацию организационных форм и методов необходимо проводить с опорой на учебно-методическую деятельность, технологическую деятельность, самообразовательную и исследовательскую деятельности, в которые включается будущий учитель профессионального образования в процессе и в результате профессиональной подготовки в вузе. Исходя из этого, нами были разработаны три взаимосвязанных блока методов и форм, структурированных по принципу соответствия содержательным видам деятельности будущего учителя профессионального образования (табл. 2.).
Средний уровень деятельности студента характеризуется направленностью на изучение и использование функциональных возможностей информационных технологий в профессиональной деятельности. Студенты владеют теоретическими и методологическими знаниями, но испытывают затруднения с переводом теоретических положений в конкретные технологические и методические разработки, с внедрением рекомендаций в практику. Испытывают трудности при использовании информационных технологий в новой для них педагогической ситуации, но решают типовые задачи. Студенты умеют исследовать и отбирать рациональные средства информационных технологий , но не всегда удачно применяют их в новой ситуации.
Таблица 2
Вид деятельности |
|
|
Учебно- методическая деятельность |
Лекции (проблемные, с применением приемов “сжатия” информации), лекция с заранее запланированными ошибками, работа над групповым проектом, компьютерные практикумы |
Инструкционной - исполнительский, объяснительно-репродуктивный, побуждающее - продуктивный, проблемное изложение, задачный метод, метод проектов |
Самообразо- вательная и исследова- тельская деятельности |
Проблемные лекции, проблемные семинары и практикумы, работа над научно-исследовательской темой с применением информационных технологий, самостоятельная работа студентов, работа над индивидуальным проектом, компьютерная телеконференция |
Побуждающее - продуктивный, побуждающее - творческий, творческие доклады, учебно-исследовательская игра; метод проектов, компьютерные презентации проектов, микроисследование |
Технологическая деятельность |
работа над технологическим проектом, научно-практическая телеконференция, семинар |
Метод проектов, компьютерное моделирование технологических процессов, квазипрограммирование, самооценка, задачный метод |
Высокий уровень характеризуется целостным владением знаний по применению информационных технологий в профессиональной деятельности. Деятельность студентов направлена на новое конструктивное использование информационных технологий в профессиональной деятельности. Самостоятельная разработка учебного программного обеспечения на уровне использования инструментальных систем педагогического назначения. Студенты владеют системой умений использования информационных технологий как инструментом познания и исследования, а своей учебной и квазипрофессиональной деятельности. Используют данные собственных исследований по применению информационных технологий для творческой реорганизации образовательного процесса.
Проведенное нами исследование показало, что каждый из этих уровней взаимодействует с предшествующим и последующим. Внутри каждого уровня между отдельными студентами существуют различия в степени их готовности по применению информационных технологий в профессиональной деятельности. При переходе с уровня на уровень степень готовности повышается.
-
- Литература:
Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения М.: 1985, -378 с.
Ваграменко Я.А. О действующей федеральной телекоммуникационной системе информационного обслуживания образования в России // Педагогическая информатика. 1997. - № 2. - С. 9-15.
Велихов Е.П. Новая информационная технология в школе // Информатика и образование. 1986. - № 1. - С. 18-22.
Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1980.-172С.
Лапчик М.П. Информатика и ИТО в структуре многоуровнего педагогического образования. Омск: ОГПИ, 1992. - 28 с.
Оконь В. Введение в общую дидактику. М.: Выс. шк., 1990. — 382 с.
Смирнова Е.Э. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования. Л.: ЛГУ, 1984. -176 с.
Сластенин В.А. Избранное. М.: Издательский дом «Магистр-Пресс», 2000.-488 с.