В статье рассматривается процесс формирования информационной компетентности студента вуза в условиях интерактивных технологий в период профессиональной подготовки в системе высшего профессионального образования.
Анализ процессов модернизации образования Республики Узбекистан, учет основных особенностей развивающейся информационно-технологической цивилизации в контексте развития мирового образовательного процесса, а также изучение национальных и мировых направлений развития системы подготовки кадров привел нас к необходимости установления причинно-следственных связей и зависимостей, проявляющихся в форме ведущих тенденций и принципов современного образования, направленных на формирование информационной компетентности студента вуза.
Процесс формирования информационной компетентности студента осуществляется в условиях интерактивных форм обучения, в том числе и во внеучебной деятельности, что, в свою очередь, способствует развитию и саморазвитию студента, готового на практике реализовывать современные информационные технологии обучения, осуществлять творческие проекты во всех сферах своей профессиональной деятельности в будущем, повышать свою информационную компетентность в рамках профессиональных задач.
В республике создана единая информационная образовательная среда, которую теперь необходимо поддерживать и развивать. Подключение школ к сети Интернет и своевременное и качественное повышение квалификации преподавательских кадров позволяет полноценно перейти к реализации принципов открытого образования на основе дистанционного обучения. Плодотворное взаимодействие системы высшего и общего (полного) образования в республике в области информатизации позволит поднять уровень качества образования на более высокую ступень.
Для успешного формирования информационной компетентности студента высшего образовательного учреждения необходимо определение педагогических условий, способствующих формированию информационной компетентности студента. Под педагогическими условиями формирования информационной компетентности студента вуза в условиях интерактивных технологий нами понимается как совокупность мер образовательного процесса, связанных с факторами, определяющими их ход, оказывающими прямое влияние на уровень сформированности информационной компетентности студента вуза. Комплекс педагогических условий формирования информационной компетентности определяется целостностью воздействия на все компоненты информационной компетентности (ценностно-мотивационного, профессионально-деятельностного, коммуникативно-рефлексивного), интеграцией разных видов деятельности (информационной, педагогической, рефлексивной), поэтапностью и вариативностью процесса формирования информационной компетентности [3] студента вуза:
Научно-обоснованная организация процесса формирования информационной компетентности студента вуза. Реализация данного условия представляет собой сложный целенаправленно организуемый педагогический процесс, состоящий из взаимосвязанных, взаимообусловленных компонентов, направленный на формирование готовности студента вуза к выполнению задач в исследуемой информационной деятельности на основе определенных ценностных ориентаций и ценностно-смыслового взаимодействия. Способами обеспечения данного педагогического условия являются: включение системного и компетентностного подходов в теоретико-методологическое обоснование информационной компетентности студента вуза; концептуальные обоснования информационной компетентности студента вуза в условиях интерактивных технологий как стратегии обновления образовательного социума; проектирование образовательной деятельности при работе с информацией.
Актуализация субъектной позиции студента вуза в процессе работы с информацией. Способами обеспечения данного педагогического условия являются: включение деятельностного подхода в теоретико-методологическое обоснование информационной компетентности студента вуза; использование комплекса форм, методов и средств обучения адекватно структуре информационной компетентности обучаемых, в процессе реализации которых личность выступает активным субъектом информационной образовательной деятельности; предоставление в условиях проектной деятельности возможности выбора темы практико-ориентированного проекта, путей, способов и методов его выполнения; организация публичной защиты собственного продукта информационной деятельности, выражающая субъектную позицию студента вуза на процесс формирования ее информационной компетентности и др.
Специальная организация информационной образовательной профессионально ориентированной среды, под которой понимаются: включение средового подхода в теоретико-методологическое обоснование информационной компетентности студента вуза; включенность студента вуза в выполнение практико-ориентированных образовательных проектов, подготовка творческих проектов; активизация педагогического взаимодействия обучаемых в различных видах совместной деятельности; умения работать в команде и др.
Стимулирование мотивации обучающихся на получение личностно значимого практико-ориентированного образовательного продукта. Способами обеспечения данного педагогического условия являются: формирования ценностно-смыслового отношения студента вуза к информационной деятельности, лежащей в основе его профессионализма и потенциала творческой деятельности; включение в совместную с коллегами информационно-образовательную деятельность с целью формирования коммуникативных качества студента вуза; создание в процессе курсовой подготовки и работы над практико-ориентированным проектом атмосферы доброжелательности, здоровой конкуренции и профессионального соперничества и др.
5. Осуществление мониторинга, предметом которого выступает уровень информационной компетентности студента вуза. Способами обеспечения данного педагогического условия являются: включение системного, деятельностного и компетентностного подходов в теоретико-методологическое обоснование информационной компетентности студента вуза в условиях интерактивных технологий в региональной системе дополнительного профессионального образования; поэтапная организация (определение целей и задач, организационная работа, педагогическая диагностика, анализ результатов, прогнозирование дальнейших действий, коррекция, повторная диагностика) образовательной деятельности, содержащей диагностический элемент; диагностическое сопровождение образовательного процесса на всех его этапах; осуществление информационной деятельности на диагностической основе; опросные методы в целях получения информации об уровне сформированности информационной компетентности студента вуза в условиях интерактивных технологий анализ результатов учебной и профессиональной деятельности (продуктов деятельности) обучающихся и др.
Таким образом, выделенные и обоснованные психолого-педагогические условия обеспечивают реализацию комплексной модели формирования информационной компетентности будущего специалиста [3;4], а их соблюдение способствует эффективному формированию этого качества в условиях интерактивных технологий. Психолого-педагогические условия как варианты могут служить основой для комбинирования самых разнообразных форм повышения квалификации специалистов с учетом конкретных условий образовательного учреждения, эти условия задают сущностные черты процесса обучения, построенного в соответствии с основными идеями компетентностного подхода, и направленные на профессионально важное и социально значимое в современных условиях качество специалиста.
Литература:
Атутов, П.Р. Методологические проблемы национально–регионального образования / П.Р. Атутов, М.М. Будаева // Педагогика. – 2001. – № 2. – С. 25-32.
Темербекова, А.А. Педагогические условия формирования информационной компетентности студента вуза / А.А. Темербекнова // Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. д-ра пед. наук, проф. Е.А. Левановой. – Калининград, Изд-во РГУ им. И. Канта. – 2009. – Вып. 23. – С. 110-114.
Темербекова, А.А. Информационная компетентность студента вуза студента вузакак социально–педагогическая проблема: монография / А.А. Темербекова, В.В. Бондарь. – М.: МГПУ. – 2008. – 193 с.
Темербекова, А.А. Формирование информационной компетентности студента вузав региональной системе дополнительного профессионального образования: монография / А.А. Темербекова; под ред. проф. С.Б. Серяковой. – Горно-Алтайск: ГАГУ. – 2009. – 281 с.