Единая информационная среда для внеаудиторного взаимодействия
Авторы: Коваленко Роман Андреевич, Сорокин Алексей Андреевич, Яковлева Екатерина Арнольдовна
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Опубликовано в
Дата публикации: 02.05.2020
Статья просмотрена: 87 раз
Библиографическое описание:
Коваленко, Р. А. Единая информационная среда для внеаудиторного взаимодействия / Р. А. Коваленко, А. А. Сорокин, Е. А. Яковлева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 40-47. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/369/15812/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье рассматривается концепция построения внутривузовской платформы дистанционного и онлайн обучения, сформулированная в рамках НИР. Рассмотрены основные направления построения системы цифрового взаимодействия между обучающимся и преподавателем. Выдвигаются основные положения формирования процесса и совершенствования методик обучения при условии использования современных сетевых технологий.
Ключевые слова: информатизация образования; единая образовательная среда; дистанционное обучение.
Процесс обучения — долгий и тернистый путь, в течении которого, обучающийся получает новые знания, навыки и умения; осваивает компетенции; расширяет горизонты познания в различных областях человеческого мира и научного пространства. Период освоения образовательной программы — время становления научного, критического вида мышления, позволяющего эффективно получать, анализировать, систематизировать и сохранять информацию в памяти. Обладая определенными навыками, обучающийся становится способным вести самостоятельную исследовательскую деятельность, выражающуюся в различных областях, в зависимости от направленности образования. Одна из главных ролей высшего образования — создание образованной, компетентной единицы человеческого социума, развитие которой должно проходить в условиях, стимулирующих научные интересы на протяжении всего срока обучения, и обеспечивать последующий интерес к саморазвитию.
Условия обучения — это инфраструктура образовательной организации, важнейший показатель, как в качестве образования, так и в его эффективности (скорости и степени освоения профессиональных и общенаучных компетенций). Степень проникновения информационных технологий в учебный процесс формирует величину показателя, отражающего общее состояние инфраструктуры образовательной организации. Взаимосвязь элементов информационного взаимодействия в рамках дистанционного образовательного процесса проиллюстрирована на рис. 1.
Рис. 1. Информационная среда для внеаудиторного взаимодействия
Физическим воплощением информационных технологий, является программное обеспечение, как общего назначения, так и специализированное, разработанное для конкретных (в нашем случае, образовательных) процессов. Одним из приоритетных направлений в использовании информационных технологий по праву считается дистанционное обучение, расширяющее возможности для обучения как по времени доступа к образовательным ресурсам, так и по территориальному признаку (обеспечивается дистанционный доступ).
Не самым последним из направлений работы такой системы является создание информационной среды на базе модели взаимодействия “обучающийся-преподаватель”, главным компонентом которой выступает наличие курсов (лекций), состоящих из видеоматериалов и сопутствующих учебных материалов в различных форматах. Общий подход к формированию такой среды приведен на рис. 2.
Рис. 2. Общие требования к информационной среде
Для передачи информации одним из наиболее оптимальных вариантов является не конспект лекций или практических занятий, а непосредственное объяснение материала в прямом эфире или же его запись с дополнительными комментариями преподавателя и ответами на вопросы. Соответственно, в информационной среде такие материалы представляются в формате видеоматериалов, которые можно разделить на:
− видеозапись лекции;
− скринкасты.
К видеозаписям лекции можно отнести простую запись лекции, преимущества которой:
− возможность сохранить начитанный материал для дальнейшего воспроизведения;
− простота создания;
− возможность корректировки видео и аудио ряда при наличии навыков и соответствующего программного обеспечения.
Использование данного типа создания контента позволяет преподавателю создавать (дублировать в сети Интернет) весь лекционный курс, для последующего повторного просмотра слушателями или изучения пропущенных занятий. Основываясь на этом, хочется заметить, что преподавателям, не имеющим лекций в видео формате по разделам курса, рекомендуется провести видео запись читаемых лекций, для постепенного создания виртуальной копии читаемого курса в информационной среде.
Ко второму типу (скринкасты) относится специально созданный видео материал, обладающий следующими свойствами:
− наличие структурированной графической компоненты на всем протяжении ролика;
− живые комментарии преподавателя за кадром;
− отсутствие диалога с аудиторией;
− четкое и поэтапное изложение одной темы в одной лекции.
Запись курса лекций — одна из перспективных возможностей развития учебного процесса и реальная помощь тем, кто хочет освежить знания по пропущенным занятиям, но, с другой стороны, «скринкасты» дают большую практическую ориентированность учебного материала. Просмотр подобного видео контента, позволяет усваивать информацию, используя комплексное воздействие через зрительное и слуховое восприятие, что помогает запоминать данные зрительными образами. А учитывая, что зрительные образы сопровождаются, развернутыми комментариями, то понимание получается довольно полным и структурированным. Среда обучения с подобными возможностями позволяет задействовать дополнительные механизмы запоминания информации, поддерживает интенсивность, динамичность обучения, что в свою очередь стимулирует интерес к изучаемой дисциплине.
Одним из важных аспектов системы, является качество контента, его проработанность, шаблонность исполнения, соответствие принятым правилам. При работе пользователя с файлами, которые пользователь (обучающийся) получает из системы, должно создаваться впечатление реального присутствия. Данный момент может быть достигнут использованием типизированных (шаблонных) файлов. Поэтому файлы с текстовым описанием необходимо создавать с использованием унифицированного шаблона, который, вместе с разъяснениями, должен быть доступен профессорско-преподавательскому составу.
Такой шаблон предполагает использование единого цвето-графического оформления лекций. Кроме дополнительной информации он создает эффект погружения и позволяет добиться поддержания бренда образовательной организации, а также упрощает восприятие информации обучающимися.
Кроме этого, стоит отметить необходимость достижения эффективности не только с точки подачи текстового материала. Содержание и организация образовательного процесса, характер взаимодействия обучающихся и профессорско-преподавательского состава, электронное ведение документации на должном уровне тоже способствуют упрощению внеаудиторного взаимодействия в рамках образовательного процесса. [1]
Следует отметить необходимость унификации структуры дисциплины в информационной системе с целью поддержания, как единого бренда образовательного учреждения, так и для упрощения использования электронных материалов обучающимся (рис. 3). При этом следует согласовывать такую структуру не только в рамках административного контроля со стороны различных подразделений или в рамках диалога деканат-кафедра-ППС, но и с большей частью участников подобного взаимодействия — с обучающимися.
Рис. 3. Логическая структура дисциплины
Несмотря на все вышеизложенное, основной формой подачей информации будут оставаться файлы, в которых качество представления информация имеет определенный уровень. С этой целью для содержания файлов, загружаемых в систему, определяется понятие «нечитаемый контент». К «нечитаемому контенту» относятся:
− изображения, схемы или формулы в отсканированном виде или вставка с другого источника в виде изображения (картинки);
− формулы в текстовом исполнении или в виде изображения;
− таблицы в виде изображений и таблицы с поврежденной структурой;
− Графическое (цветового) оформления, затрудняющего зрительное восприятие;
− использование ссылок на локальные файлы;
− отсутствие подписей для таблиц и рисунков;
− отсутствие заголовков на каждом слайде (если речь о презентациях);
− отсутствие номеров на слайдах или страницах.
Анализируя опыт работы в использовании информационной системы, сформулируем направления ее развития и перечислим ожидаемые результаты ее использования [2] [3]:
− образовательный процесс получает новый виток развития в информационной сфере;
− появляется новая территориальная и временная область обучения, которая распространяется вне территории здания образовательной организации, но, по-прежнему, дает возможность для взаимодействия обучающегося с преподавателем;
− образовательная организация получает современный инструмент в подготовке профессиональных кадров, использующий современные тенденции обучения на основе веб технологий;
− аудитория обучающихся получает образовательный ресурс доступный с любой точки, имеющей выход в интернет, содержащий в себе учебные материалы;
− профессорско-преподавательский состав получает в удобный инструмент для хранения своих учебных материалов, а также их распространения, с учетом требований к ограничению прав доступа к данным материалам;
− разнообразие форм предоставления образовательных услуг и методов обучения, позволяет использовать широкий спектр инструментов в образовательном процессе;
− информационная система позволяет каталогизировать и предоставляет удобный механизм доступа к учебным материалам образовательной организации.
Важным аспектом применения информационной системы в ВУЗе, является ее формат, доступный для использования в процессе самостоятельной работы обучающегося. Поддержание интереса к дисциплине у обучающегося в процессе его подготовительных (самостоятельных) занятий, своевременное стимулирование и дистанционное сопровождение посредством видео материалов, позволяет выстроить необходимую динамику учебного процесса.
Обучающимся очной формы предполагается предоставлять расширенную версию лекционного курса и дополнительных учебных материалов в удобном (дистанционном) формате, а обучающимся, на заочной форме, по мере накопления материалов будет доступна коллекция презентационных и видеоматериалов, в объеме лекции для очной формы обучения.
Работа с системой реализует концепцию использования виртуального пространства для продолжения образовательного процесса вне территории образовательной организации, механизма прямого общения с преподавателем в виде личного чата. Использование новых, инновационных форм обучения, позволяет повысить интерес к изучаемым предметам, обеспечить необходимый уровень интенсивности освоения дисциплин.
Литература:
1. Шапран, Ю. П. Образовательная среда вуза: типология, функции, структура / Ю. П. Шапран, О. И. Шапран // Молодой ученый. — 2015. — № 7. — С. 881–885.
2. Конюхов, М. И. Использование информационных технологий дистанционного обучения при очном обучении / М. И. Конюхов, С. А. Зыкин // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2016. — 1(8). — С. 98–100.
3. Подоприхин, Н. М. Электронно-дистанционная образовательная среда института // Электронное обучение в непрерывном образовании 2018: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Ульяновск, 18–20 апреля 2018г.). — 2018. — С. 561–568.
Похожие статьи
Электронные средства обучения
В статье рассматривается текущее состояние современного использования электронных средств обучения, их формальная классификация и тенденции использования. Проведен анализ факторов развития данных систем и отраслей для их применения. Произведена крити...
Перспективы развития инновационной образовательной технологии дистанционного обучения в системе среднего профессионального образования
В статье рассматривается дистанционное обучение как одно из перспективных и инновационных направлений работы при подготовке высококвалифицированных кадров в условиях среднего профессионального образования, сущность, особенности организации, методы ко...
Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс как средство развития интеллектуальных способностей учащихся
В данной статье рассматриваются информационно-коммуникационные технологии, их классификация и характеристики, так как создание и развитие информационного общества предполагает их широкое применение в образовании. Описывается цифровой образовательный ...
Информатизация учебного процесса во время преподавания юридических дисциплин
Рассмотрены информационные аспекты использования учебных автоматизированных информационных систем для обеспечения преподавания правовых дисциплин. Доказана целесообразность использования таких инновационных образовательных технологий для повышения по...
Дефициты рынка труда в области автоэлектроники и пути их устранения за счет взаимоинтегрированных образовательных программ со специальностями IT и управления качеством
В статье рассматривается актуальность и проблемы подготовки специалистов в автомобильной отрасли. Описываются проблемы в области автоэлектроники и управления качеством. Освещается сущность и состав электронных подсистем автомобиля. Делается акцент на...
О подготовке будущего учителя начальных классов к работе в условиях информатизации образования
В статье дано теоретическое обоснование необходимости использования информационных и коммуникационных технологий на уроках математики для развития логического математического мышления в непрерывном образовании.
Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации
В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...
Концепция единого информационного пространства как основа повышения эффективности управления персоналом в условиях сетевой экономики и децентрализованного производства
В статье проанализированы особенности информационного взаимодействия в условиях глобализации. Сделан вывод о росте значения качества информационного взаимодействия в условиях формирования сетевой экономики.
Интегрированный урок как один из аспектов реализации системы образования в условиях ФГОС
В статье рассмотрены основные подходы к интегрированному обучению в условиях современного образования, описаны различные методы и методики, применяемые при реализации интегрированного обучения.
Формирование информационно-образовательной среды вуза
В статье рассматриваются теоретические вопросы и предпосылки развития электронного обучения. Проблемы и перспективы развития информационной составляющей в вузах.
Похожие статьи
Электронные средства обучения
В статье рассматривается текущее состояние современного использования электронных средств обучения, их формальная классификация и тенденции использования. Проведен анализ факторов развития данных систем и отраслей для их применения. Произведена крити...
Перспективы развития инновационной образовательной технологии дистанционного обучения в системе среднего профессионального образования
В статье рассматривается дистанционное обучение как одно из перспективных и инновационных направлений работы при подготовке высококвалифицированных кадров в условиях среднего профессионального образования, сущность, особенности организации, методы ко...
Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс как средство развития интеллектуальных способностей учащихся
В данной статье рассматриваются информационно-коммуникационные технологии, их классификация и характеристики, так как создание и развитие информационного общества предполагает их широкое применение в образовании. Описывается цифровой образовательный ...
Информатизация учебного процесса во время преподавания юридических дисциплин
Рассмотрены информационные аспекты использования учебных автоматизированных информационных систем для обеспечения преподавания правовых дисциплин. Доказана целесообразность использования таких инновационных образовательных технологий для повышения по...
Дефициты рынка труда в области автоэлектроники и пути их устранения за счет взаимоинтегрированных образовательных программ со специальностями IT и управления качеством
В статье рассматривается актуальность и проблемы подготовки специалистов в автомобильной отрасли. Описываются проблемы в области автоэлектроники и управления качеством. Освещается сущность и состав электронных подсистем автомобиля. Делается акцент на...
О подготовке будущего учителя начальных классов к работе в условиях информатизации образования
В статье дано теоретическое обоснование необходимости использования информационных и коммуникационных технологий на уроках математики для развития логического математического мышления в непрерывном образовании.
Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации
В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...
Концепция единого информационного пространства как основа повышения эффективности управления персоналом в условиях сетевой экономики и децентрализованного производства
В статье проанализированы особенности информационного взаимодействия в условиях глобализации. Сделан вывод о росте значения качества информационного взаимодействия в условиях формирования сетевой экономики.
Интегрированный урок как один из аспектов реализации системы образования в условиях ФГОС
В статье рассмотрены основные подходы к интегрированному обучению в условиях современного образования, описаны различные методы и методики, применяемые при реализации интегрированного обучения.
Формирование информационно-образовательной среды вуза
В статье рассматриваются теоретические вопросы и предпосылки развития электронного обучения. Проблемы и перспективы развития информационной составляющей в вузах.