В статье рассматриваются педагогические условия для внедрения инновационных технологий как средства формирования профессиональной компетентности.
Ключевые слова: компетентностный подход, глобализация, мониторинг, подготовка специалистов, информационно-телекоммуникационные технологии.
Необходимость формирования профессиональной компетентности будущих специалистов еще больше актуализировалась в связи с развитием образования. В ней определяется первоочередная задача: повышение качества и конкурентоспособности образования, и связанными с этим изменениями, происходящими в современном информационном обществе — возрастает роль человеческого фактора, происходит модернизация вузов, приобретает приоритетности компетентностный подход.
Процессом формирования профессиональной компетентности будущих специалистов признан уровень освоения важного набора компетенций, интеграция которых обеспечивает успешное выполнение профессиональной деятельности. Для достижения максимального результата в высшем образовании применяются педагогические технологии, которые изменяются и совершенствуются в связи с мировыми процессами глобализации. Количество информации ежедневно растет и конкретизируется. Особенно это касается медицины.
Быстро меняется само понимание событий, фактов, явлений, а времени на передачу и переосмысление этих знаний в учебном процессе недостаточно. Это требует от педагогов и студентов вузов постоянного мониторинга информационных потоков, что исключает глубокое погружение в конкретную проблему в течение всего учебного времени.
Для решения задачи повышения качества учебного материала в вузе внедряются современные педагогические технологии, к которым относятся и информационные. В отличие от традиционных, они обеспечивают развитие у будущего специалиста качеств к творческому поиску, анализа и отбора полезной информации.
Такие технологии способствуют формированию важных составляющих профессиональной компетентности, а также достижение двух стратегических целей — повышение эффективности всех видов образовательной деятельности и повышения качества подготовки специалистов с новым типом мышления, в соответствии с требованиями современного информационного общества. Необходимо учесть отраслевые особенности функционирования, в частности в высшем медицинском образовании, а также внедрять такие информационно-телекоммуникационные технологии, которые полностью удовлетворяли потребности профессиональной подготовки конкурентоспособных специалистов.
В психолого-педагогической литературе исследуются различные условия — организационные, психологические, дидактические и педагогические, способствующие профессиональному развитию личности и органично сочетают все аспекты педагогического процесса в их эффективном взаимодействии. Поэтому важной задачей становится их определения и внедрения в контексте формирования профессиональной компетентности будущих специалистов медицины.
Ученые рассматривают педагогические условия как неотъемлемую составляющую организации любого аспекта учебного процесса, органический компонент взаимодействия между наставниками и воспитанниками, в ходе которого происходит активизация познавательной деятельности молодежи в вузе.
Педагогические условия представляют собой качественную характеристику основных внешних и внутренних факторов педагогического процесса (факторов, процессов и явлений образовательной среды), совокупность объективных возможностей и обстоятельств педагогического процесса, целенаправленно создаваемых, реализуемых в образовательной среде.
Соглашаясь с таким определением, считаем, что его целесообразно конкретизировать. Итак, педагогические условия — это взаимосвязанные между собой элементы целостной системы, форм, методов, реальных ситуаций, материальных возможностей, способствующих формированию профессиональной компетентности будущих специалистов.
Анализ научной литературы показал, что среди специалистов различных отраслей существует мнение о многогранности возможностей современных информационно-телекоммуникационных технологий. Но также выявлены существенные препятствия для их успешного внедрения.
Компонентами этой среды является внутренняя (электронные учебно-методические комплексы по дисциплинам, электронная библиотека вуза; программные продукты общего и специального назначения для обучения и научно-исследовательской работы; программные продукты для компьютерного тестирования знаний студентов и работы преподавателей; сайт вузов; информационная система административно-организационного управления вуза) и внешняя (ресурсы образовательных порталов, ресурсы сети интернет) составляющие. Влияние образовательной среды непосредственно формирует у студентов такое профессионально важное качество, как информационная культура.
Развитие этого свойства связано со степенью информатизации общества и должно непрерывно осуществляться на всех этапах обучения через внедрение информационно-телекоммуникационных технологии в содержание учебно-воспитательного процесса.
Кроме вышесказанного, информационные технологии структурируют и систематизируют подачу материала, повышают эффективность самостоятельной работы, обеспечивающих использование всех возможных информационных источников (литературных, электронных и мультимедийных) для решения учебной задачи.
Выводы. Уровень применения информационно-телекоммуникационных технологий в медицинском образовании на сегодняшний день достаточно высок. Внедрение их, а также комплекса педагогических условий (личностных, мотивационных, содержательно-процессуальных, методических, организационных, технологических) в профессиональную подготовку будущих специалистов способствовать активизации учебно-познавательной деятельности и повышению эффективности формирования профессиональной компетентности.
Профессионализм преподавателей является одним из важнейших факторов в подготовке специалиста-профессионала. Создание максимально благоприятных условий для профессионального развития будущих специалистов медицины в процессе учебной деятельности — важная составляющая профессиональной деятельности преподавателя, требует дальнейших исследований.
Литература:
- Буланова-Топоркова М. В. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособ. Ростов-н/Д.: Феникс, 2002.
- Зеер Э. Ф. Психология профессий: учебное пособие. — Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997. -244 с.