Инновационные преимущества технологии моделирования в профессионально-педагогическом образовании
Автор: Фоминых Мария Вячеславовна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, февраль 2014)
Дата публикации: 03.02.2014
Статья просмотрена: 567 раз
Библиографическое описание:
Фоминых, М. В. Инновационные преимущества технологии моделирования в профессионально-педагогическом образовании / М. В. Фоминых. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 263-265. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4973/ (дата обращения: 22.12.2024).
В данной статье рассмотрены и обоснованы основные инновационные преимущества применения технологии моделирования в профессионально-педагогическом вузе.
Ключевые слова: профессионально-педагогическое образование, инновации, моделирование.
Педагог профессионального образования должен уметь не только обучать, но и владеть определенным видом профессиональной деятельности, а в необходимых случаях осуществлять ее. Здесь будет уместным определить, что патриотическое воспитание зависит, прежде всего, непосредственно от педагога, а затем уже от обучающегося. Для того, чтобы эффективно заниматься патриотическим воспитанием подрастающего поколения, будущий педагог должен быть хорошо подготовлен именно педагогически, то есть с точки зрения педагогики, а не методики преподавания определенного предмета.
При реализации деятельности педагога профессионального образования происходит не процесс простого усвоения «предмета», а процесс овладения специальностью. Миссия профессионально-педагогического учебного заведения − практическая (конкретная) подготовка к определенной профессии. Обучающийся (студент, будущий педагог профессионального образования) профессионально-педагогического учебного заведения включен в свою будущую профессию. В процессе обучения формируется профессиональная деятельность. В данном процессе происходит целостное становление личности, ее образование, социализация, и профессионализация. Это порождает необходимость применения новых интересных технологии. На наш взгляд, технологии моделирования являются как раз необходимыми в данной среде инновациями.
Для начала приведем некоторые особенности подготовки будущего педагога профессионального образования. Среди них:
1. Педагогической подготовке отводится второстепенная роль, на первый план выдвигается специальная профессиональная подготовка;
2. В процессе подготовки будущего педагога профессионального образования особая роль отводится развитию производственно-технологическим и организационно-управленческим навыкам, а не навыкам методической и собственно педагогической работы.
3. Педагогическая подготовка осуществляется лишь в рамках рабочей профессии будущего педагога профессионального образования.
4. В процессе педагогической подготовки студента профессионально-педагогического учебного заведения особая роль отводится преподавательской деятельности, а не воспитательной.
Одним из главных направлений современного профессионально-педагогического образования является сочетание традиционных методов и приемов обучения с поиском новейших интересных и эффективных путей и средств обучения. Моделирование, в свою очередь, — это процесс исследования объектов познания на их моделях; построение моделей реально существующих предметов и явлений (общественных систем, процессов профессиональной деятельности и т. д.). Игровое же моделирование можно рассматривать как эвристический инструментарий исследования соответствующих педагогических явлений, процессов или различных педагогических систем путем построения и изучения их моделей с целью дальнейшего их применения в педагогической практике. Игровое моделирование осуществляется через «погружение» в конкретную ситуацию, смоделированную в учебных и воспитательных целях, и предполагает максимально активную позицию самих обучающихся (А. П. Панфилова) [6].
Использование моделирования в обучении имеет два аспекта. Во-первых, моделирование служит тем содержанием, которое должно быть усвоено обучающимися в результате обучения, тем методом познания, которым они должны овладеть. Во-вторых, моделирование является учебным действием и средством, без которого невозможно полноценное проблемно-модельное обучение (Л. М. Фридман) [12]. Смысл моделирования заключается в возможности получения информации о явлениях, происходящих в оригинале, путем переноса на него определенных знаний, полученных при изучении соответствующей модели (Т. Ю. Основина) [5]. По мнению, Гребенюка О. С. проблемно-модельное обучение основывается на двух основных принципах: принципе проблемности и принципе мотивации [1]. В практике обучения установлена конкретная зависимость: если учащихся ставить перед необходимостью решать учебные проблемы, то в процессе их решения у них развиваются многие качества, характеризующие сформировавшуюся индивидуальность и творческую личность (высокий уровень развития интеллектуальной, мотивационной и др. сфер, инициативность, самостоятельность, критичность и др.). Данная зависимость носит закономерный характер — она проявляется всегда, когда в учебном процессе организуется включение учащихся в решение проблемы, в поиск нового знания. Именно это обеспечение необходимых условий для проявления данной закономености представляет собой практическую важность. Принцип проблемности способствует разрешению следующих противоречий: между имеющимся уровнем обученности, воспитанности и развития учащихся и необходимым; между актуальным уровнем развития интеллектуальной (мотивационной и др.) сферы и уровнем ближайшего ее развития [1].
Следующий принцип — принцип мотивации. Мотивация присутствует во всех видах деятельности. В педагогическом аспекте необходимо не только учитывать имеющийся уровень развития мотивационной сферы учащихся, но и решать задачу ее развития. Принципом, регулирующим деятельность учителя в названном аспекте, является принцип мотивации. Этот принцип ориентирует учителя не только на то, что необходимо формировать и что для этого нужно делать, но и на то, как добиваться должного результата, как побуждать к активной учебной деятельности.
Так, сущность применения технологий моделирования в профессионально-педагогическом образовании состоит в постановке и решении учебно-профессиональных задач, выстроенных в логике будущей профессиональной деятельности, средствами их моделирования, «прорешивания», проецирования.
Вышеизложенное позволяет выделить ряд инновационных педагогических достоинств технологий моделирования применяемых в профессионально-педагогическом образовании. Они заключаются в том, что данные технологии:
- способствуют личностно-профессиональному становлению студента, осуществляемому на базе освоения теоретико-методологических основ, методики и приемов работы специалистов в своей области путем моделирования будущей профессиональной деятельности в процессе обучения;
- позволяет обеспечить единство аксеологических, концептуальных и прикладных аспектов профессионально-педагогического специального содержания подготовки студентов на основе идеи устойчивого развития личности и требований модернизации высшей школы;
- предстает как дидактическое средство активизации, управления, дифференциации профессионально-педагогического знания, в том числе индивидуального стиля профессионально-педагогической деятельности посредством включения вариативных стратегических, тактических, ситуационных задач разного уровня сложности, с переходом от репродуктивного уровня к творческому;
- является эффективным средством освоения содержания профессионально-педагогического образования в процессе самостоятельной активности студентов с применением инновационного педагогического инструментария: методы кейс-стади, ролевые игры, деловые игры, игровые тренинги и т. д.;
Технологии моделирования успешно проходят апробацию на базе Российского государственного профессионально-педагогического университета.
Литература:
1. Гребенюк, О. С.. Общие основы педагогики [Текст]: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / О. С. Гребенюк, М. И. Рожков. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 160 с.
2. Зеер, Э. Ф.Основы личностно ориентированного образования [Текст] / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2001. — 51 с.
3. Кульневич, С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК / С. В. Кульневич, Е. В. Бондаревская. — М. — Ростов н/Д: Тв.центр «Учитель», 1999. — 560 с.
4. Митина, Л. М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога [Текст] / Л. М. Митина. — М.: Сентябрь, 1999. — 192 с.
5. Основина, Т. Ю. Эффективность использования тренингов и деловых игр при изучении курса «Менеджмент социальной работы» [Текст] / Т. Ю. Основина // Социальная работа в регионе: итоги и перспективы: материалы регион. науч.-практ. конф. / Тюмен. гос. нефтегаз. ун-т. — Тюмень, 2006. — С. 62–66
6. Панфилова, А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога [Текст]: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. П. Панфилова / под общ. ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 366с.
7. Сериков, В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем [Текст] / В. В. Сериков. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 272 с.
8. Сластенин, В. А. Введение в педагогическую аксиологию [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. — М.: Академия, 2003. — 192 с.
9. Романцев, Г. М. Теоретические основы высшего рабочего образования [Текст]: [монография] / Г. М. Романцев; Урал. гос. проф.-пед. ун-т, Урал. гос. науч.-образоват. центр Рос. акад. образования. — Екатеринбург: Издательство УГППУ, 1997. — 333 с.
10. Романцев, Г.М., Федоров В. А., Чапаев Н. К. Интернатура как необходимая составляющая многоуровневой подготовки специалистов по профессиональному обучению рабочих кадров для инновационных производств [Текст] Г. М. Романцев,., В. А. Федоров, Н. К. Чапаев / Образование и наука //. — 2009. — № 10(67). — С. 3–12.
11. Федоров, В. А. Качество профессионально-педагогического образования [Текст] / В. А. Федоров // Образование и наука. — 1999. — № 2. — C. 189–198.
12. Фридман Л. М. Педагогический опыт глазами психолога [Текст]: Кн. для учителя / Л. М. Фридман. — М.: Просвещение, 1987. — 224 с.
Похожие статьи
Модель формирования профессиональной компетентности будущих операторов компьютерного набора в профессионально-технических учебных заведениях
В статье представлены результаты исследований относительно подготовки рабочих по профессии «оператор компьютерного набора». Представлена и описала модель формирования их профессиональной компетентности в процессе профессиональной подготовки в професс...
К вопросу о реализации возможностей дистанционного обучения в техническом вузе
В статье рассматриваются возможности и перспективы использования информационных технологий в вузе. Представляется описание форм дистанционного обучения иностранному языку в техническом вузе.
Значимость проблемно-модельного тренинга в процессе воспитательной работы со студентами вузов
В данной статье рассмотрены и обоснованы основные направления применения проблемно-модельного тренинга в процессе воспитательной работы в профессионально-педагогическом вузе.
Педагогический аспект внедрения дистанционных образовательных технологий в высшей школе Республики Казахстан
В статье освещена проблема массового внедрения дистанционных образовательных технологий в систему высшего образования Республики Казахстан с позиции ее психолого-педагогической эффективности.
Тенденции развития информационно-коммуникационных технологий в высших образовательных учреждениях
В статье рассматриваются приоритетные направления развития системы образования, информатизации и внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс.
Особенности дистанционного обучения
В статье приведены основные направления развития системы образования в контексте ее дальнейшей информатизации. Рассмотрены задачи системы открытого образования и современные технологии дистанционного обучения. Перечислены свойства учебных материалов,...
Модель профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры на основе контекстного и проектного обучения
В статье рассмотрена сущность моделирования в рамках проектирования, определены разновидности моделей, выделены основные концептуальные положения модели профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры на основе контекстного и проектн...
Модернизации системы управления образовательным учреждением путем использования современных электронных технологий
В данной статье проанализированы проблемы автоматизации управления образовательных учреждений среднего профессионального образования. Рассмотрены программные продукты для модернизации системы управления образовательным учреждением, путем использовани...
Дистанционные технологии в образовании как средство расширения информационного образовательного пространства
В статье рассматриваются виды дистанционных технологий обучения, применяемые в вузах Казахстана.
Понятие и сущность инновационного развития в сегменте высшего образования
В статье дается анализ научно-исследовательской деятельности в высшем учебном заведении, основным задачам вуза по обеспечению инновационной деятельности, которые помогают продвижению инновационной научно-технической разработки на рынок.
Похожие статьи
Модель формирования профессиональной компетентности будущих операторов компьютерного набора в профессионально-технических учебных заведениях
В статье представлены результаты исследований относительно подготовки рабочих по профессии «оператор компьютерного набора». Представлена и описала модель формирования их профессиональной компетентности в процессе профессиональной подготовки в професс...
К вопросу о реализации возможностей дистанционного обучения в техническом вузе
В статье рассматриваются возможности и перспективы использования информационных технологий в вузе. Представляется описание форм дистанционного обучения иностранному языку в техническом вузе.
Значимость проблемно-модельного тренинга в процессе воспитательной работы со студентами вузов
В данной статье рассмотрены и обоснованы основные направления применения проблемно-модельного тренинга в процессе воспитательной работы в профессионально-педагогическом вузе.
Педагогический аспект внедрения дистанционных образовательных технологий в высшей школе Республики Казахстан
В статье освещена проблема массового внедрения дистанционных образовательных технологий в систему высшего образования Республики Казахстан с позиции ее психолого-педагогической эффективности.
Тенденции развития информационно-коммуникационных технологий в высших образовательных учреждениях
В статье рассматриваются приоритетные направления развития системы образования, информатизации и внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс.
Особенности дистанционного обучения
В статье приведены основные направления развития системы образования в контексте ее дальнейшей информатизации. Рассмотрены задачи системы открытого образования и современные технологии дистанционного обучения. Перечислены свойства учебных материалов,...
Модель профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры на основе контекстного и проектного обучения
В статье рассмотрена сущность моделирования в рамках проектирования, определены разновидности моделей, выделены основные концептуальные положения модели профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры на основе контекстного и проектн...
Модернизации системы управления образовательным учреждением путем использования современных электронных технологий
В данной статье проанализированы проблемы автоматизации управления образовательных учреждений среднего профессионального образования. Рассмотрены программные продукты для модернизации системы управления образовательным учреждением, путем использовани...
Дистанционные технологии в образовании как средство расширения информационного образовательного пространства
В статье рассматриваются виды дистанционных технологий обучения, применяемые в вузах Казахстана.
Понятие и сущность инновационного развития в сегменте высшего образования
В статье дается анализ научно-исследовательской деятельности в высшем учебном заведении, основным задачам вуза по обеспечению инновационной деятельности, которые помогают продвижению инновационной научно-технической разработки на рынок.