Применение электронных учебников и интерактивных пособий УМК «Перспективная начальная школа» в учебном процессе для достижения метапредметных результатов
Автор: Каткова Марина Станиславовна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
XIX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, декабрь 2021)
Дата публикации: 21.12.2021
Статья просмотрена: 54 раза
Библиографическое описание:
Каткова, М. С. Применение электронных учебников и интерактивных пособий УМК «Перспективная начальная школа» в учебном процессе для достижения метапредметных результатов / М. С. Каткова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 19-29. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/411/16862/ (дата обращения: 16.12.2024).
Современное образование немыслимо без современных средств обучения. С 1 января 2015 года для всех учебников, включенных в федеральный перечень учебников, представляется электронная форма. Учебники, должны быть в печатной и электронной формах. Электронная форма учебника — это особая форма учебника, сохраняющая неразрывную связь со своей печатной формой, оснащенная новыми возможностями: мультимедийными и интерактивными ссылками, автоматически проверяемым тестированием, рассчитанным на школьников с разным уровнем подготовки. Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке растущей информации, так как современные информационные технологии позволяют по-новому организовывать процесс обучения.
Использование электронных форм учебника и пособий на уроках и занятиях внеурочной деятельности становится неотъемлемой частью системы школьного образования и опирается на федеральные законы:
– Статья 18 Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия) [1].
Наличие электронной формы учебника является обязательным требованием для учебника, включенного в Федеральный перечень.
Электронный вариант, соответствуют структуре, содержанию и художественному оформлению печатной формы учебника.
Разработаны требования к электронным формам учебников:
– Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 июля 2016 г. № 870 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» [2].
При общественной экспертизе о наличии следующих свойств электронная форма учебника:
– представлена в общедоступных форматах, не имеющих лицензионных ограничений для участников образовательных отношений;
– корректно отображается и функционирует на не менее, чем двух видах электронных устройств (стационарный или персональный компьютер, с подключением к интерактивной доске, планшета и др.);
– функционирует на устройствах пользователей без подключения к сети «Интернет» (за исключением внешних ссылок) и «Интранет»;
– реализует возможность создания пользователем заметок, закладок и перехода к ним;
– поддерживает возможность определения номера страниц печатной формы учебника, на которой расположено содержание текущей страницы учебника в электронной форме.
Санитарно-гигиенические требования
Постановление Главного государственного врача от 24 ноября 2015 года № 81 «О внесении изменений № 3 в СанПин 2.4.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»: «Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет:
– для учащихся 1–2 классов — не более 20 минут
– для учащихся 3–4 классов — не более 25 минут [3].
Хочу поделиться своим опытом работы.
Я работаю по УМК «Перспективная начальная школа». На сайте издательства «Академкнига» представлена полная линейка учебников УМК. Посмотрела обучающие вебинары по использованию электронных учебников на уроке, и убедилась, что мне в работе очень нужны электронные учебники [4].
Художественное оформление, структура, содержание электронной и печатной форм учебника соответствуют друг другу. Электронный формат учебника содержит мультимедийные и интерактивные элементы (галереи изображений, аудиофрагменты, видеоролики, презентации, анимационные ролики, интерактивные карты, тренажеры и т. д.)
Учебник в электронной форме:
– работает на любой платформе Windows, Android, iOS и на любом устройстве (ПК, планшет, ноутбук);
– работает без подключения к сети интернет;
– ЭФУ отличается от учебника в печатной форме наличием интерактивной панели управления, мультимедийных ресурсов, интерактивных элементов и тестовых заданий с автоматической проверкой.
Все просто, понятно и доступно.
Например, при подготовке к урокам письма приходилось находить анимационное написание той или иной буквы, вставлять в презентацию, чтобы показать на уроке. В электронных учебниках уже готовый результат: формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма происходит в процессе специальных упражнений.
Ученики с удовольствием работают у доски, выполняют упражнения. Приведу различные виды упражнений:
Например, по литературному чтению (Тема 2. Встреча с репейниками. Докучные сказки) Задание: объяснить — что такое докучать? (выбрать правильный ответ).
Задание 2. Покажи, где оказались Маша и Миша (задание на понимание текста)
Математика(учебник)
Записать значение суммы и разности.
Работа в электронной тетради.
Все картинки можно двигать или раскрасить. Учащиеся с удовольствием выполняют эти упражнения, повышается активность школьников и качество усвоения нового материала.
Русский язык. Представлены упражнения разных видов в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.
- Вставь пропущенные буквы.
Выбери правильный вариант.
Правильный ответ выделяется зеленым цветом. Ошибка- красным.
«Музей в твоем классе». Занятие по внеурочной деятельности строится на вовлечение детей в процесс рассматривания репродукций картин известных художников. Эти занятия учат детей всматриваться в образы картин, научить младших школьников писать сочинения по картине, закладывает фундамент письменных творческих работ.
Рассматривание картины проводится с помощью специальных блоков вопросов, которые развивают опыт наблюдения младших школьников. Вопросы и задания направляют разрозненные наблюдения и впечатления в единое целое восприятие картины.
Используется система наблюдений с использованием в работе разнообразных по форме рамок, которые помогают фокусировать взгляд на определенных деталях картины. С помощью электронной лупы можно увеличить фрагменты картины для детального рассмотрения, приучают детей путешествовать по картине, учат наблюдать детали и видеть целое. [5]
С помощью специального инструментария дети осваивают пространство живописного произведения, учатся понимать, как создается ощущение глубины картины. Пособие помогает педагогу формировать коммуникативные УУД, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания.
Подводя итоги, могу сказать, что электронный учебник необходим всем учащимся для любого вида учебной деятельности, так как облегчает понимание и запоминание изучаемого материала за счет других способов подачи материала и воздействия на все виды памяти. Это дает возможность строить работу на разных уровнях, в зависимости от уровня подготовки и интереса ученика. [6]
Благодаря такой работе заметила повышение у своих учеников учебной самостоятельности, ответственности, заряд позитивных эмоций.
Считаю, что электронные учебники и тетради облегчают понимание изучаемого материала, воздействуют на слуховую и эмоциональную память, повышают наглядность учебного материала. За счет использования иллюстративных и интерактивных мультимедиа-объектов индивидуализируют процесс обучения; позволяют рассмотреть большее количество примеров и задач; предоставляют возможности для самопроверки на всех этапах работы.
Литература:
1. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/30db2837641cc729b1d5e2eee7f0f7982722cfac/
2. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_202943/
3. http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&rnd=985E27E38B8ED9428AAD85716FD9BDB9&base=LAW&n=160942&dst=100373&field=134&stat=srcfld %3D134 %26src %3D100130 %26code %3D16876 %26page %3Dtext %26p %3D166 %26base %3DPNPA %26doc %3D9582#nq8i3sS2K7EeiaXw
4. https://akbooks.ru/biblio1/
5. https://journal.akbooks.ru/journal/journal_titul/mus_dom/lit10_07/
6. https://shop-akbooks.ru/webroom/webroom-archive/