Виртуальная электронная тетрадь как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Автор: Тунцева Анастасия Юрьевна
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Опубликовано в
Дата публикации: 11.11.2014
Статья просмотрена: 2490 раз
Библиографическое описание:
Тунцева, А. Ю. Виртуальная электронная тетрадь как средство активизации познавательной деятельности учащихся / А. Ю. Тунцева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 376-378. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6361/ (дата обращения: 17.12.2024).
Как говорил Платон: «Важнейшая движущая сила обучения — интерес».
Активизация познавательной деятельности обучающихся является одной из приоритетных задач современного образования. Проблема стимулирования, побуждения школьников к учению не нова: она была поставлена еще в 40–50-е гг. И. А. Каировым, М. А. Даниловым, Р. Г. Лембер. Высокий уровень мотивации учебной деятельности на уроке и интереса к учебному предмету — это первый фактор, указывающий на эффективность современного урока. Над этой проблемой работали П. М. Лебедев, Б. П. Есипов, Л. В. Занков, А. А. Окунев, Н. Б. Истомина и многие другие ученые и педагоги. Исследования педагогов показывают, что в процессе приобретения учащимися знаний, умений, навыков важное место занимает их познавательная активность, умение учителя активно руководить ею. [1, с.35]
В основу были положены следующие принципы активизации познавательной деятельности:
Принцип проблемности. Прежде всего, в качестве основополагающего принципа следует рассматривать принцип проблемности. Путем последовательно усложняющихся задач или вопросов создать в мышлении учащегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других слушателей, основываясь на своем или чужом опыте, логике. Таким образом, учащийся получает новые знания не в готовых формулировках учителя, а в результате собственной активной познавательной деятельности.
Принцип взаимообучения. Не мене важным при организации учебно-познавательной деятельности учащихся является принцип взаимообучения. Следует иметь в виду, что учащиеся в процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями. Для успешного самообразования необходимы не только теоретическая база, но и умение анализировать и обобщать изучаемые явления, факты, информацию; умение творчески подходить к использованию этих знаний; способность делать выводы из своих и чужих ошибок; уметь актуализировать и развивать свои знания и умения.
Принцип исследования изучаемых проблем. Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения. Процесс изучения того или иного явления или проблемы должны по всем признакам носить исследовательский характер. Это является еще одним важным принципом активизации учебно-познавательной деятельности: принцип исследования изучаемых проблем и явлений.
Принцип индивидуализации. Для любого учебного процесса важным является принцип индивидуализации — это организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащегося.
Принцип самообучения. Не менее важным в учебном процессе является механизм самоконтроля и саморегулирования, т. е. реализация принципа самообучения. Данный принцип позволяет индивидуализировать учебно-познавательную деятельность каждого учащегося на основе их личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации.
Принцип мотивации. Активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности учащихся возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации особое место отводится мотивации учебно-познавательной деятельности. Главным в начале активной деятельности должно быть желание учащегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить. Принципы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, также как и выбор методов обучения, должны определяться с учетом особенностей учебного процесса. Помимо принципов и методов, существуют также и факторы, которые побуждают учащихся к активности, их можно назвать еще и как мотивы или стимулы учителя, чтобы активизировать деятельность учащихся. Интерес является главным мотивом активизации учащихся. [2, с.59]
Большинство представителей юного возраста воспринимают компьютер как неотъемлемую часть своего досуга, а изучение компьютера, как средства для собственного самообразования, поиска, обработки, передачи информации, изучение устройств и принципов работы компьютера, отходят на второй план у большинства обучающихся.
Социальная среда позволяет в большей степени каждому обучающемуся работать с компьютером как в школе, так и дома. И встает актуальный вопрос: как ученик проводит свое время за компьютером: использует его как средство для самообразования или как средство для развлечения? Чтобы решить этот вопрос, необходимо данную деятельность направить в русло познания и творчества.
Учащиеся 5–11 классов в количестве 100 человек приняли участие в анкетировании. Анализ результатов показал, что большая часть учащихся, а это 67 %, воспринимает компьютер как средство для работы или развлечений, и на сегодняшний момент ребята не представляют свою жизнь без компьютера, для них это незаменимый помощник. В среднем учащийся отводит 2–4 часа за работу на компьютере ежедневно, 20 % — 4–6 часов, 15 % — более 6 часов.
Рис. 1. Результаты анкетирования «Компьютер и я»
Таким образом, было решено включить в образовательный процесс использование элементов дистанционного обучения.
Виртуальная электронная тетрадь по предмету — это модель интерактивного электронного образовательного ресурса для использования в учебном процессе. Электронная тетрадь позволяет по-новому взглянуть на функции рабочей тетради. Электронный вариант тетради более динамичен, так как позволяет использовать быстрое обновление, дополнение и замену информации.
Используя сервис Google.com, можно создать свое виртуальное пространство.
Рис.2. Структура виртуального пространства
Для успешного использования электронной тетради в учебном процессе пособие должно содержать ряд обязательных компонентов:
1. Блок теоретического материала, который содержит основную информацию, достаточную для усвоения темы урока (новые понятия, даты, фамилии ученых и пр.).
2. Блок формирования знаний, умений и навыков, содержащий домашнее задание и практические работы. Задания, представленные в тетради направлены на формирование системного мышления и активизацию творческого потенциала.
Для создания комфортных условий работы учеников и учителя можно использовать видеовставки. Применение средств мультимедиа обеспечивает смену вида деятельности учащихся и значительно оживляет процесс изучения курса.
3. Блок контроля знаний учеников по каждой теме, содержащий разноуровневые задания и тесты. Учащиеся могут виртуально выполнить контрольные и практические работы в электронной тетради, получить необходимые консультации с учителем через электронную почту или чат. Все оценки обучающихся фиксируются в классном журнале.
Электронная тетрадь выполняет следующие функции: учебно-информационную, развивающую, контролирующую, навигационную и стимулирующую. [3, с. 41]
На сайте создана специальная страница с быстрым доступом к электронной тетради каждого учащегося.
При создании виртуальной тетради учащийся может проэкспериментировать с различными видами шаблонов оформления, приемами форматирования, изображениями и выбрать наиболее понравившийся вариант.
Структура электронной тетради учащегося включает в себя следующие блоки:
1. Домашнее задание
2. Контрольная работа
3. Практическая работа
4. Самостоятельная работа
Домашняя работа выполняется дома самостоятельно и выкладывается в соответствующем разделе. При этом ученики используют самые различные варианты выполнения работ: скриншоты работы в программах, в виде печатного документа, изображений письменно выполненных заданий, а также ментальных карт как средства для структурирования и запоминания информации.
Раздел практических и контрольных работ включает работы учащихся, которые выполняются как в школе, так и дома. Учащиеся могут при выполнении задания получить консультацию с учителем через почту или чат.
Таким образом, можно выделить следующие достоинства использования электронных тетрадей в учебном процессе:
- Меняется характер взаимодействия учителя и ребенка. Ученик сам становится активным участников образовательного процесса.
- Электронной тетрадью можно пользоваться на занятиях под руководством учителя и дома самостоятельно.
- Электронная тетрадь позволяет облегчить работу учителя, внести в деятельность больше элементов творчества.
А также решает множество задач:
- Активизация познавательной деятельности на уроках информатики и ИКТ;
- Работа с информацией (отбор, поиск, хранение, защита, обработка, передача информации);
- Правильное оформление документации;
- Творческий подход к проектированию собственного продукта и др.
Проектирование, разработка и внедрение информационных дидактических пособий в различных предметных областях в условиях внедрения ФГОС обеспечит эффективное управление учебным процессом. Использование электронной тетради в учебном процессе способно сформировать единую образовательную среду для работы внутри класса на занятиях и внеучебное время. Повышаются возможности для индивидуализации работы учеников, а также совместной работы учителей. [4, с.102]
Литература:
1. Горбунова А. И. «Методы и приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся» М.: Просвещение, 1989.
2. Замов Л. В. «Наглядность и активизация учащихся в обучении» Ростов-на-Дону: Легион, 2008.
3. Дзюбенко А. А. Новые информационные технологии в образовании. — М., 2007. — 104 с.
4. Морев И. А. Образовательные информационные технологии. Ч.1: Обучение: Учебное пособие. — Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2009. — 158 с.