Виртуальная электронная тетрадь как средство активизации познавательной деятельности учащихся | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 12. Технические средства обучения

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, декабрь 2014)

Дата публикации: 11.11.2014

Статья просмотрена: 2490 раз

Библиографическое описание:

Тунцева, А. Ю. Виртуальная электронная тетрадь как средство активизации познавательной деятельности учащихся / А. Ю. Тунцева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 376-378. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6361/ (дата обращения: 17.12.2024).

Как говорил Платон: «Важнейшая движущая сила обучения — интерес».

Активизация познавательной деятельности обучающихся является одной из приоритетных задач современного образования. Проблема стимулирования, побуждения школьников к учению не нова: она была поставлена еще в 40–50-е гг. И. А. Каировым, М. А. Даниловым, Р. Г. Лембер. Высокий уровень мотивации учебной деятельности на уроке и интереса к учебному предмету — это первый фактор, указывающий на эффективность современного урока. Над этой проблемой работали П. М. Лебедев, Б. П. Есипов, Л. В. Занков, А. А. Окунев, Н. Б. Истомина и многие другие ученые и педагоги. Исследования педагогов показывают, что в процессе приобретения учащимися знаний, умений, навыков важное место занимает их познавательная активность, умение учителя активно руководить ею. [1, с.35]

В основу были положены следующие принципы активизации познавательной деятельности:

Принцип проблемности. Прежде всего, в качестве основополагающего принципа следует рассматривать принцип проблемности. Путем последовательно усложняющихся задач или вопросов создать в мышлении учащегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других слушателей, основываясь на своем или чужом опыте, логике. Таким образом, учащийся получает новые знания не в готовых формулировках учителя, а в результате собственной активной познавательной деятельности.

Принцип взаимообучения. Не мене важным при организации учебно-познавательной деятельности учащихся является принцип взаимообучения. Следует иметь в виду, что учащиеся в процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями. Для успешного самообразования необходимы не только теоретическая база, но и умение анализировать и обобщать изучаемые явления, факты, информацию; умение творчески подходить к использованию этих знаний; способность делать выводы из своих и чужих ошибок; уметь актуализировать и развивать свои знания и умения.

Принцип исследования изучаемых проблем. Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения. Процесс изучения того или иного явления или проблемы должны по всем признакам носить исследовательский характер. Это является еще одним важным принципом активизации учебно-познавательной деятельности: принцип исследования изучаемых проблем и явлений.

Принцип индивидуализации. Для любого учебного процесса важным является принцип индивидуализации — это организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащегося.

Принцип самообучения. Не менее важным в учебном процессе является механизм самоконтроля и саморегулирования, т. е. реализация принципа самообучения. Данный принцип позволяет индивидуализировать учебно-познавательную деятельность каждого учащегося на основе их личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации.

Принцип мотивации. Активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности учащихся возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации особое место отводится мотивации учебно-познавательной деятельности. Главным в начале активной деятельности должно быть желание учащегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить. Принципы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, также как и выбор методов обучения, должны определяться с учетом особенностей учебного процесса. Помимо принципов и методов, существуют также и факторы, которые побуждают учащихся к активности, их можно назвать еще и как мотивы или стимулы учителя, чтобы активизировать деятельность учащихся. Интерес является главным мотивом активизации учащихся. [2, с.59]

Большинство представителей юного возраста воспринимают компьютер как неотъемлемую часть своего досуга, а изучение компьютера, как средства для собственного самообразования, поиска, обработки, передачи информации, изучение устройств и принципов работы компьютера, отходят на второй план у большинства обучающихся.

Социальная среда позволяет в большей степени каждому обучающемуся работать с компьютером как в школе, так и дома. И встает актуальный вопрос: как ученик проводит свое время за компьютером: использует его как средство для самообразования или как средство для развлечения? Чтобы решить этот вопрос, необходимо данную деятельность направить в русло познания и творчества.

Учащиеся 5–11 классов в количестве 100 человек приняли участие в анкетировании. Анализ результатов показал, что большая часть учащихся, а это 67 %, воспринимает компьютер как средство для работы или развлечений, и на сегодняшний момент ребята не представляют свою жизнь без компьютера, для них это незаменимый помощник. В среднем учащийся отводит 2–4 часа за работу на компьютере ежедневно, 20 % — 4–6 часов, 15 % — более 6 часов.

Рис. 1. Результаты анкетирования «Компьютер и я»

 

Таким образом, было решено включить в образовательный процесс использование элементов дистанционного обучения.

Виртуальная электронная тетрадь по предмету — это модель интерактивного электронного образовательного ресурса для использования в учебном процессе. Электронная тетрадь позволяет по-новому взглянуть на функции рабочей тетради. Электронный вариант тетради более динамичен, так как позволяет использовать быстрое обновление, дополнение и замену информации.

Используя сервис Google.com, можно создать свое виртуальное пространство.

Рис.2. Структура виртуального пространства

 

Для успешного использования электронной тетради в учебном процессе пособие должно содержать ряд обязательных компонентов:

1.         Блок теоретического материала, который содержит основную информацию, достаточную для усвоения темы урока (новые понятия, даты, фамилии ученых и пр.).

2.         Блок формирования знаний, умений и навыков, содержащий домашнее задание и практические работы. Задания, представленные в тетради направлены на формирование системного мышления и активизацию творческого потенциала.

Для создания комфортных условий работы учеников и учителя можно использовать видеовставки. Применение средств мультимедиа обеспечивает смену вида деятельности учащихся и значительно оживляет процесс изучения курса.

3.         Блок контроля знаний учеников по каждой теме, содержащий разноуровневые задания и тесты. Учащиеся могут виртуально выполнить контрольные и практические работы в электронной тетради, получить необходимые консультации с учителем через электронную почту или чат. Все оценки обучающихся фиксируются в классном журнале.

Электронная тетрадь выполняет следующие функции: учебно-информационную, развивающую, контролирующую, навигационную и стимулирующую. [3, с. 41]

На сайте создана специальная страница с быстрым доступом к электронной тетради каждого учащегося.

При создании виртуальной тетради учащийся может проэкспериментировать с различными видами шаблонов оформления, приемами форматирования, изображениями и выбрать наиболее понравившийся вариант.

Структура электронной тетради учащегося включает в себя следующие блоки:

1.                  Домашнее задание

2.                  Контрольная работа

3.                  Практическая работа

4.                  Самостоятельная работа

Домашняя работа выполняется дома самостоятельно и выкладывается в соответствующем разделе. При этом ученики используют самые различные варианты выполнения работ: скриншоты работы в программах, в виде печатного документа, изображений письменно выполненных заданий, а также ментальных карт как средства для структурирования и запоминания информации.

Раздел практических и контрольных работ включает работы учащихся, которые выполняются как в школе, так и дома. Учащиеся могут при выполнении задания получить консультацию с учителем через почту или чат.

Таким образом, можно выделить следующие достоинства использования электронных тетрадей в учебном процессе:

-         Меняется характер взаимодействия учителя и ребенка. Ученик сам становится активным участников образовательного процесса.

-         Электронной тетрадью можно пользоваться на занятиях под руководством учителя и дома самостоятельно.

-         Электронная тетрадь позволяет облегчить работу учителя, внести в деятельность больше элементов творчества.

А также решает множество задач:

-         Активизация познавательной деятельности на уроках информатики и ИКТ;

-         Работа с информацией (отбор, поиск, хранение, защита, обработка, передача информации);

-         Правильное оформление документации;

-         Творческий подход к проектированию собственного продукта и др.

Проектирование, разработка и внедрение информационных дидактических пособий в различных предметных областях в условиях внедрения ФГОС обеспечит эффективное управление учебным процессом. Использование электронной тетради в учебном процессе способно сформировать единую образовательную среду для работы внутри класса на занятиях и внеучебное время. Повышаются возможности для индивидуализации работы учеников, а также совместной работы учителей. [4, с.102]

 

Литература:

 

1.      Горбунова А. И. «Методы и приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся» М.: Просвещение, 1989.

2.      Замов Л. В. «Наглядность и активизация учащихся в обучении» Ростов-на-Дону: Легион, 2008.

3.      Дзюбенко А. А. Новые информационные технологии в образовании. — М., 2007. — 104 с.

4.      Морев И. А. Образовательные информационные технологии. Ч.1: Обучение: Учебное пособие. — Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2009. — 158 с.

 

Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, электронная тетрадь, учащийся, учебно-познавательная деятельность, знание, принцип активизации, учебно-познавательная деятельность учащихся, виртуальное пространство, Домашнее задание, образовательный процесс.

Похожие статьи

Интерактивная доска как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка в общеобразовательной школе

Игровые технологии на уроках английского языка как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Игровые технологии на уроках как средство активизации мыслительной и творческой деятельности учащихся

Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

Применение интерактивного метода обучения для повышения познавательных способностей учащихся

Дидактическая игра на уроках математики как средство познавательной активности младших школьников

Внеурочная деятельность как средство развития читательской компетентности

Экскурсия как средство патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ

Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития и воспитания будущего школьника

Интерактивное обучение как развитие познавательной активности учащихся гуманитарного направления

Похожие статьи

Интерактивная доска как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка в общеобразовательной школе

Игровые технологии на уроках английского языка как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Игровые технологии на уроках как средство активизации мыслительной и творческой деятельности учащихся

Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

Применение интерактивного метода обучения для повышения познавательных способностей учащихся

Дидактическая игра на уроках математики как средство познавательной активности младших школьников

Внеурочная деятельность как средство развития читательской компетентности

Экскурсия как средство патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ

Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития и воспитания будущего школьника

Интерактивное обучение как развитие познавательной активности учащихся гуманитарного направления