Интерактивное обучение как развитие познавательной активности учащихся гуманитарного направления
Автор: Скрябина Алевтина Гавриловна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
II международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2012)
Статья просмотрена: 669 раз
Библиографическое описание:
Скрябина, А. Г. Интерактивное обучение как развитие познавательной активности учащихся гуманитарного направления / А. Г. Скрябина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 103-104. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2752/ (дата обращения: 16.12.2024).
Развитие познавательной активности учащихся является одним из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Познавательная активность учащихся проявляется по разному. Один из видов активности – это интерес к учебно-познавательной деятельности. Учебно–познавательная деятельность старших школьников заключается в избирательной мотивационной направленности, в повышенной восприимчивости к тем или иным сторонам обучения.
Большое внимание развитию познавательной активности обучаемых уделяли в своих работах такие видные педагоги и психологи, как Б.Г. Ананьев, Л.П. Аристова, В.С. Ильин, В.И. Лозовая, Т.И. Шамова и др.
С переходом в профильно-дифференцированное обучение все больше и больше становится гуманитарных школ, лицеев, практически во всех общеобразовательных школах есть классы гуманитарного направления. А также, гуманитарные классы создаются в школе-комплексе в соответствий с Законом РФ "Об образовании" для обеспечения вариативности общего образования, практической реализации принципов гуманизации образовательного процесса, дифференциации и индивидуализации обучения учащихся. Все это связано с тем, что гуманитарное образование становится все более и более престижным.
Гуманитарные классы - это инновационные учебные классы в составе II и III ступеней общего образования, ориентированные на широкое гуманитарное образование наиболее способных и одаренных детей с 8 по 11 классы. Гуманитарные классы призваны реализовать потребности личности, общества и государства, преодолеть единообразие организации, содержания, форм и методов образовательного процесса. Под гуманитарной школой понимается школа с расширенным преподаванием предметов гуманитарной направленности.
Хорошее знание языков сейчас чуть ли не первое требование на любой работе. Кроме того, сейчас везде требуются специалисты с высокой квалификацией, коммуникабельные, с шармом и внутренней культурой.
На сегодня действуют множество гуманитарных школ, например школы, специализирующиеся на гуманитарно-правовом воспитании (профилирующие предметы - история и обществоведение), ряд школ практикует наряду с базовой программой этнокультурные компоненты в образовании, которые воспитывают детей в русле национальных традиций. В данных школах, кроме языка, добавляются еще и сведения по культуре, истории, народным ремеслам, праздникам. В последние 10 лет в моду входят православные школы и гимназии. Воспитание детей там базируется на православной традиции, практикуются общие молитвы, разумеется, вместо истории религий в таких школах преподают Закон Божий, как и было до революции. Большинство православных школ негосударственные. Нужно отметить, что большинство наиболее авторитетных и солидных специализированных, в том числе гуманитарных школ – это частные школы. У частных школ больше возможностей создать необходимые условия, у них есть все средства для приглашения лучших педагогов, вывозить своих учеников на языковую практику за рубеж.
Отбор обучающихся в гуманитарные классы у большинства школ осуществляется специальной комиссией школы-комплекса в течение учебного года.
Комплектование гуманитарных классов осуществляется на основании решений педагогического совета школы-комплекса:
по итогам отборочных контрольных работ в соответствии с отделением обучения;
по результатам собеседования с учетом медико-психологических особенностей обучающихся;
желания учащихся и их родителей (законных представителей).
Многие школы, при этом учитывают участие учащихся в различных конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях, а также учитывают данные медико-психологические консультации о готовности учащихся к обучению в гуманитарных классах, которые в большинстве являются рекомендательными.
Исследователи-методисты, ученые и учителя занимающиеся изучением преподавания математики в гуманитарных классах придерживаются того что математика в школьном курсе необходима, только в ином плане. Итак, большой сторонник усиления прикладной направленности курса математики ученый – методист М.И. Башмаков призывает при обучении учащихся гуманитарных классов обращать внимание к исследованиям приложения математики в гуманитарной сфере, которые отнюдь не так «инструментальны» как в технической сфере. Уместно вспомнить одного из ведущих математиков - методистов, автора ряда учебников по математике Г.В. Дорофеева, который подчеркивает, что изучение языков – и русского, и иностранных – может оказать неоценимую помощь в изучении математики, поскольку именно в процессе изучения языков может формироваться вербально - логический компонент интеллекта, столь важные для усвоения математики. Важным считает значимость изучения «математики для всех» - точнее, «для тех, кому она не нужна», и именно ее образовательная функция – обучение и развитие с помощью математики. [1]
Не секрет, что большинство гуманитарных классов общеобразовательных школ увеличено число часов на гуманитарные дисциплины, за счет сокращения времени, отводящего на естественные науки.
Математические идеи и методы интенсивно проникают в самые традиционные гуманитарные науки, прививая им строгий стиль мышления. Широкое применение находят математические методы в психологии, социологии, некоторых исторических исследованиях. Математика занимает в школьном курсе, совершенно исключительное место. Тем самым математика становится одной главных дисциплин среди других дисциплин в гуманитарной школе. Поэтому от преподавателя требуется преподнести ее именно в гуманитарном плане, ставя во главу угла ее общечеловеческий характер. Изучая математику, школьники должны почувствовать ее красоту. Воспитание чувства прекрасного едва ли не главная задача гуманитарной школы и здесь не обойтись без математики.
Всему этому должны соответствовать содержание курса, способы, методы преподавания. Основной целью преподавания математики в гуманитарных классах: это обеспечение усвоения системы математических знаний и умений, которые являются элементами общей культуры; развитие логического и системного мышлений и пространственного воображения, дать знания необходимые в выбранной специальности.
Чтобы заинтересовать своим предметом учителя стараются проводить различные типы уроков, используют разные формы и методы ведения уроков. На уроках используют новые современные информационные, педагогические технологии.
В последнее время возрос интерес ученых и учителей к интерактивному обучению. Это обусловлено, прежде всего, процессами демократизации: для демократического общества характерны договорные отношения между равноправными субъектами; необходимостью практического решения проблемы мотивации активности обучаемых; задачами, стоящими перед современным образованием. В концепции модернизации российского образования обозначено, что новое качество образования – это «ориентация образования не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей», получение опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, формирование современных ключевых компетенций в различных сферах жизнедеятельности.
«Интерактивное обучение – это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем». При этом осуществляется постоянная смена режимов деятельности: игры, дискуссии, работа в малых группах, небольшой теоретический блок (мини-лекции). [2]
Интерактивное обучение предлагает обучение не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, участники берут на себя часть обучающих функций преподавателя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения.
В этой связи, интегрированные уроки (как одно из средств интерактивного обучения) связывают независимые на наш взгляд дисциплины, науки и сферы деятельности.
Все отрасли современной науки взаимосвязаны между собой, поэтому и школьные учебные предметы не могут быть изолированы друг от друга. Межпредметные, связи являются педагогическим условием и средством изучения цельности мира. Интеграция способствует глубокому усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, формированию научного мировоззрения, единства материально мира, взаимосвязи явлений в природе и обществе. Они способствуют повышению научного уровня учащихся, развитию логического и системного мышления, творческих способностей, воспитанности учеников.
Таким образом, теоретические и практические исследования показывают что, в гуманитарных классах приветствуется преподавание математики с элементами интеграции, которые на примере более объемно и глубоко показывают необходимость в тех или иных сферах деятельности использования математических методов.
Литература:
Дорофеев Г.В. Способствует ли обучение математике повышению уровня интеллектуального развития школьников?// Математика в школе. №4, 2007. С.24-29. Стр. 26.
Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: Учеб. Пособие для студ. высш. Учеб. Заведений / Т.С.Панина, Л.Н. Вавилова; Под ред. Т.С.Паниной. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 176 с.