Корпоративная система профессионального образования как основа развития кадрового потенциала ОАО «Российские железные дороги» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Охотников, И. В. Корпоративная система профессионального образования как основа развития кадрового потенциала ОАО «Российские железные дороги» / И. В. Охотников, И. В. Сибирко, С. Ф. Ковш. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2018 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018. — С. 49-51. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/308/14535/ (дата обращения: 22.12.2024).



В проанализирована отраслевая система профессионального образования Холдинга РЖД. Сделан вывод о необходимости развития системы бизнес-образования, в целях обеспечения высококвалифицированными кадрами новых направлений деятельности ОАО «РЖД», в первую очередь транспортно-логистического бизнеса.

Ключевые слова: корпоративная система профобразования, развитие кадрового потенциала, отраслевая система профессионального образования Холдинга РЖД.

История железнодорожного образования в России неразрывно связана с развитием железных дорог. Объем потребностей и повышенные требования к специализированной подготовке предопределили необходимость создания территориально распределенной сети образовательных организаций, обладающих потенциалом и учебно-лабораторной базой для воспроизводства высококвалифицированных рабочих, технических специалистов, инженеров, специалистов по широкому кругу направлений подготовки.

С самого начала становления отрасли ориентиром стало опережающее создание системы подготовки кадров для нее. Об этом свидетельствуют время и география создания вузов. Первый вуз, положивший начало специализированной подготовке кадров для железных дорог, железнодорожному образованию в целом, был создан в 1809 г., еще до строительства первой железной дороги в Санкт-Петербурге и длительное время обеспечивал потребности всей страны. Затем по мере развития железных дорог в Европейской части и в первую очередь для кадрового обеспечения строительства Транссиба были созданы вузы в Москве и Омске (первоначально располагался в Томске). Расширение сети железных дорог потребовало подготовки специалистов для Юга России (Ростов-на-Дону), Дальнего Востока (Хабаровск), а также создания еще одного вуза в Сибири (Новосибирск). Была создана опорная сеть вузов в районах наиболее плотной железнодорожной сети и в районах пролегания евро-азиатской магистрали. Затем шло создание дополнительных вузов, усиливающих эту сеть (Екатеринбург, Самара, Иркутск). Иркутский государственный университет путей сообщения был создан в 1975 г., что завершило продолжавшееся почти 170 лет формирование сети железнодорожных вузов.

В этот период происходили неоднократные слияния с другими вузами и факультетами (включая работавшие в сфере водного, автомобильного, электрического транспорта), а также обратные процессы, приводившие к созданию самостоятельных институтов других видов транспорта. Параллельно шел процесс создания учебных заведений среднего профессионального образования (техникумов) и филиалов вузов с программами высшего образования, подчинявшийся тем же потребностям размещении мест обучения в районах пролегания железных дорог, расположения крупных железнодорожных узлов.

Следуя за задачами железнодорожного транспорта, головные вузы поэтапно переходили от решения задач индустриализации — массовой подготовки инженеров, в первую очередь — занятых строительством, эксплуатацией транспортной инфраструктуры и транспортных средств — к решению комплексных задач развития фундаментального инженерного образования, подготовки специалистов в новых сферах техники и технологий (информационных, строительных, связи, экологии, безопасности). При этом вузы существовали в составе МПС, полностью выполняя ведомственное задание по подготовке кадров. С 1978 г. была внедрена система целевого приема.

Ситуация изменилась в 2003 году после создания ОАО «РЖД». Учебный комплекс высшего и среднего профессионального образования был оставлен в государственной собственности, сохранив ведомственную принадлежность в лице учредителя — Федерального агентства железнодорожного транспорта. К 2009 году, преследуя цель сохранить качество подготовки технических специалистов со средним образованием, бывшие техникумы вошли в структуру вузов в качестве филиалов, произошел процесс преобразования головных университетов в вертикально интегрированные университетские комплексы, обеспечивающие подготовку по программам среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования [3; 5].

При этом вузы вошли в конкурентную среду, вышли на рынок образовательных услуг, сумев привлечь абитуриентов качеством реализуемых образовательных программ. Одновременно вузы железнодорожного транспорта внедрили принципы Болонской системы и начали развивать программы бакалавриата и магистратуры. Исходя из интересов отрасли список направлений подготовки расширился, включив в себя новые востребованные направления (логистика и мультимодальные перевозки, информационные технологии, машиностроение, робототехника и т. д.). Несмотря на структурные преобразования в отрасли, в железнодорожной системе образования сохранились объемы подготовки кадров по базовым специальностям для ОАО «РЖД» по программам специалитета [2].

Одновременно в ОАО «РЖД» получила развитие корпоративная система подготовки и повышения квалификации рабочих кадров на базе ранее созданных и новых дорожных технических школ. С 2010 г. начала складываться система бизнес-образования руководителей на базе созданного АНО «Корпоративный университет ОАО «РЖД», с которым выстроено тесное взаимодействие государственных университетов путей сообщения.

В целом, как считают специалисты, сложилась сбалансированная система непрерывной подготовки кадров всех уровней [2; 4; 5], обеспечивающая в полном объеме потребности отрасли в квалифицированных молодых специалистах с развитыми практическими компетенциями. Сеть состоит из 9 университетских комплексов, включающих 70 филиалов, расположенных в 57 из 76 субъектов Российской Федерации, где есть железные дороги, в границах всех 16 железных дорог-филиалов ОАО «РЖД», а также в Монголии. Все университетские комплексы реализуют образовательные программы всех уровней: среднего профессионального образования, всех видов высшего образования, подготовки научных кадров, дополнительного профессионального образования.

В целях совершенствования системы подготовки рабочих кадров в 2012–2013 годах проведена реорганизация структурных образовательных подразделений ОАО «РЖД». На базе технических школ и учебных центров созданы 15 учебных центров профессиональных квалификаций (УЦПК) железных дорог-филиалов ОАО «РЖД», имеющих в своем составе 62 подразделения. Внедрение данной модели позволило выстроить единую образовательную вертикаль на полигоне каждой дороги, которая эффективно решает весь спектр задач по организации полного цикла обучения — от комплексного планирования до оценки качества подготовки рабочих основных профессий ОАО «РЖД» [5].

В УЦПК проводится профессиональная подготовка (обучение профессии впервые, получение второй или смежной профессии, переподготовка (например, обучение новому подвижному составу) более, чем по 100 профессиям. Разработка учебных планов и программ по соответствующим профессиям осуществляется на основании квалификационных характеристик (профессиональных стандартов) авторскими коллективами, сформированными из наиболее подготовленных и авторитетных преподавателей УЦПК, специалистов филиалов и научных работников. Данные программы проходят рецензирование, согласование и утверждаются вице-президентом ОАО «РЖД», курирующим соответствующее направление работы в компании. В УЦПК работает более 1,6 тыс. преподавателей, для которых регулярно организуются курсы повышения квалификации, тренинги, семинары, конкурсы профессионального мастерства.

В связи с увеличением потребности холдинга «РЖД» в проведении профессиональной подготовки рабочих и служащих в УЦПК и для повышения качества их обучения реализуется инвестиционная программа по развитию материально-технической базы учебных центров. Учебно-лабораторная база УЦПК оборудована, в целом, современными средствами обучения. Она состоит из 300 электронных тренажеров, 150 компьютерных классов, около 4,0 тыс. персональных компьютеров с 250 компьютерными программами (обучающие, тестирующие, экзаменационные), 68 учебных площадок и полигонов, 32 мастерских и других ресурсов (макеты, видеофильмы). Учитывая активное поступление на сеть новой техники и технологий, процесс обновления инфраструктуры УЦПК осуществляется постоянно.

Для совершенствования системы управления профессиональным обучением рабочих и служащих ОАО «РЖД» создан Корпоративный центр развития профессионального обучения персонала. В компании развивается система бизнес-образования. В 2016 году в соответствии с планами переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов ОАО «РЖД» на базе вузов железнодорожного транспорта и других образовательных организаций повысили квалификацию 83,3 тысячи руководителей и специалистов ОАО «РЖД». При этом приоритетной задачей является обеспечение высококвалифицированными кадрами новых направлений деятельности ОАО «РЖД», в первую очередь транспортно-логистического бизнеса.

Литература:

  1. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 г. (утвержд. Правительством РФ от 17.06.2008. № 877-р) // press.rzd.ru
  2. Казакбаев, З.М., Мицук, И. В. Охотников, И. В. Модель интегральной оценки качества образовательных услуг в системе мониторинга инновационного потенциала вуза // Экономика и предпринимательство — 2016. — № 1 (ч. 1).
  3. Охотников, И. В. Реформирование железнодорожного транспорта России: риски институциональных преобразований // Предпринимательство. — 2014. — № 7.
  4. Хомова Н. А. Развитие системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности и персонала национальных предприятий // NovaInfo.Ru. — 2016. — № 55. — Т.2. — С. 3. — Режим доступа: https://novainfo.ru/article/8803
  5. Хусаинов, Ф. И. Экономические реформы на железнодорожном транспорте: монография. — М.: Издательский Дом «Наука», 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): железнодорожный транспорт, вуз, дорога, программа, профессиональное образование, высшее образование, дополнительное профессиональное образование, железнодорожное образование, отраслевая система, транспортно-логистический бизнес.

Ключевые слова

корпоративная система профобразования, развитие кадрового потенциала, отраслевая система профессионального образования Холдинга РЖД

Похожие статьи

Кадровая политика как инструмент стратегического управления персоналом ОАО «РЖД» в условиях экономических реформ

В статье проанализированы стратегические приоритеты кадровой политики российских железных дорог. Сделан вывод о необходимости укрепления связей между Компанией и образовательными учреждениями, направленных на совершенствование системы профессионально...

Совершенствование корпоративного профессионального обучения на основе внедрения комплексного подхода к управлению компетенциями персонала

В статье рассмотрена система непрерывного корпоративного профессионального образования персонала ОАО «Российские железные дороги». Сделан вывод о необходимости дальнейшего развития корпоративной системы обучения на основе внедрения комплексного подхо...

Совершенствование системы дополнительного профессионального образования корпорации ОАО «РЖД» на основе компетентностного подхода

В статье проанализирован компетентностный подход к управлению системой дополнительного профессионального образования на железнодорожном транспорте. Сделан вывод о необходимости повышения качества профессиональной подготовки персонала ОАО «РЖД» в соот...

Корпоративная система образования как основа развития кадрового потенциала российских железнодорожных дорог

В статье рассмотрена система железнодорожного образования как фактор развития кадрового потенциала отрасли. Сделан вывод о необходимости развития корпоративного бизнес-образования в сфере логистики и управления цепями поставок.

Проблемы и практика реализации процессного подхода в управлении персоналом ОАО «Российские железные дороги»

В статье проанализированы проблемы и практика реализации процессного подхода при управлении персоналом на железнодорожном транспорте. Сделан вывод о необходимости непрерывного обучения руководящего состава ОАО «РЖД» в целях повышения эффективности вн...

Корпоративная система развития кадрового потенциала как фактор конкурентоспособного развития железнодорожной отрасли России

В статье рассмотрены стратегические приоритеты и принципы корпоративной си-стемы развития кадрового потенциала ОАО «РЖД». Сделан анализ основных ограничений и рисков развития кадрового потенциала холдинга.

Развитие инновационного маркетинга в ОАО «РЖД»

В статье подчеркнута значимость инновационной трансформации маркетинга для обеспечения долгосрочной конкурентоспособности организации, рассмотрены направления внедрения инноваций в маркетинговую политику ОАО «Российские железные дороги» в сфере пасса...

Анализ проблем управления человеческими ресурсами и методов их эффективного решения на примере ОАО «РЖД»

В статье анализируются методы управления человеческими ресурсами на примере ОАО «Российские железные дороги». Сделан вывод о необходимости совершенствования методов управления персоналом на основе внедрения системного подхода к формированию кадровой ...

Формирование образовательной среды нового поколения на основе цифровых технологий обучения в ОАО «Российские железные дороги»

В статье проанализированы особенности формирования цифровой образовательной среды нового поколения в ОАО «РЖД». Сделан вывод о повышении эффективности системы корпоративного обучения на основе внедрения цифровых образовательных технологий.

Кадровый потенциал в системе обеспечения экономической безопасности рос-сийских железных дорог

В статье проанализирован кадровый потенциал как объект системы управления экономической безопасности ОАО «РЖД». Сделан вывод о необходимости повышения конкурентоспособности Компании на рынке труда как основы обеспечения экономиче-ской безопасности Хо...

Похожие статьи

Кадровая политика как инструмент стратегического управления персоналом ОАО «РЖД» в условиях экономических реформ

В статье проанализированы стратегические приоритеты кадровой политики российских железных дорог. Сделан вывод о необходимости укрепления связей между Компанией и образовательными учреждениями, направленных на совершенствование системы профессионально...

Совершенствование корпоративного профессионального обучения на основе внедрения комплексного подхода к управлению компетенциями персонала

В статье рассмотрена система непрерывного корпоративного профессионального образования персонала ОАО «Российские железные дороги». Сделан вывод о необходимости дальнейшего развития корпоративной системы обучения на основе внедрения комплексного подхо...

Совершенствование системы дополнительного профессионального образования корпорации ОАО «РЖД» на основе компетентностного подхода

В статье проанализирован компетентностный подход к управлению системой дополнительного профессионального образования на железнодорожном транспорте. Сделан вывод о необходимости повышения качества профессиональной подготовки персонала ОАО «РЖД» в соот...

Корпоративная система образования как основа развития кадрового потенциала российских железнодорожных дорог

В статье рассмотрена система железнодорожного образования как фактор развития кадрового потенциала отрасли. Сделан вывод о необходимости развития корпоративного бизнес-образования в сфере логистики и управления цепями поставок.

Проблемы и практика реализации процессного подхода в управлении персоналом ОАО «Российские железные дороги»

В статье проанализированы проблемы и практика реализации процессного подхода при управлении персоналом на железнодорожном транспорте. Сделан вывод о необходимости непрерывного обучения руководящего состава ОАО «РЖД» в целях повышения эффективности вн...

Корпоративная система развития кадрового потенциала как фактор конкурентоспособного развития железнодорожной отрасли России

В статье рассмотрены стратегические приоритеты и принципы корпоративной си-стемы развития кадрового потенциала ОАО «РЖД». Сделан анализ основных ограничений и рисков развития кадрового потенциала холдинга.

Развитие инновационного маркетинга в ОАО «РЖД»

В статье подчеркнута значимость инновационной трансформации маркетинга для обеспечения долгосрочной конкурентоспособности организации, рассмотрены направления внедрения инноваций в маркетинговую политику ОАО «Российские железные дороги» в сфере пасса...

Анализ проблем управления человеческими ресурсами и методов их эффективного решения на примере ОАО «РЖД»

В статье анализируются методы управления человеческими ресурсами на примере ОАО «Российские железные дороги». Сделан вывод о необходимости совершенствования методов управления персоналом на основе внедрения системного подхода к формированию кадровой ...

Формирование образовательной среды нового поколения на основе цифровых технологий обучения в ОАО «Российские железные дороги»

В статье проанализированы особенности формирования цифровой образовательной среды нового поколения в ОАО «РЖД». Сделан вывод о повышении эффективности системы корпоративного обучения на основе внедрения цифровых образовательных технологий.

Кадровый потенциал в системе обеспечения экономической безопасности рос-сийских железных дорог

В статье проанализирован кадровый потенциал как объект системы управления экономической безопасности ОАО «РЖД». Сделан вывод о необходимости повышения конкурентоспособности Компании на рынке труда как основы обеспечения экономиче-ской безопасности Хо...