Формирование образовательной среды нового поколения на основе цифровых технологий обучения в ОАО «Российские железные дороги»
Авторы: Охотников Илья Викторович, Сибирко Иван Владимирович
Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование
Опубликовано в
IX международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, март 2019)
Дата публикации: 01.03.2019
Статья просмотрена: 716 раз
Библиографическое описание:
Охотников, И. В. Формирование образовательной среды нового поколения на основе цифровых технологий обучения в ОАО «Российские железные дороги» / И. В. Охотников, И. В. Сибирко. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 66-68. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/326/14903/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье проанализированы особенности формирования цифровой образовательной среды нового поколения в ОАО «РЖД». Сделан вывод о повышении эффективности системы корпоративного обучения на основе внедрения цифровых образовательных технологий.
Ключевые слова: отраслевая система профессионального обучения, цифровые образовательные технологии, цифровая образовательная среда, цифровой ассистент преподавателя.
Стремительно меняющиеся экономические условия, новые достижения в науке и технике, внедрение информационных технологий постоянно ставят перед ОАО «Российские железные дороги» задачу соответствия квалификации сотрудников современным требованиям. В условиях динамичного развития ОАО «РЖД» все более важную роль придает качеству подготовки, своевременности повышения квалификации персонала, обучению по актуализированным учебным программам и современным образовательным технологиям, комплексному и системному развитию компетенций всех категорий работников.
Сегодня на железнодорожном транспорте, сложилась сбалансированная система непрерывной подготовки кадров всех уровней, обеспечивающая в полном объеме потребности отрасли в квалифицированных специалистах с развитыми практическими компетенциями. Сформирована во многом, как отмечают специалисты [2; 3; 4; 5], уникальная система непрерывного образования. Сеть учебных центров, обеспечивающая подготовку рабочих кадров, техникумы и вузы железнодорожного транспорта (университетские комплексы), которые при подготовке специалистов продолжают ориентироваться на потребности Компании, как главного работодателя российских железных дорог, постоянно проводимая работа по повышению квалификации руководящего состава и специалистов ОАО «РЖД» — это элементы полного цикла корпоративного обучения от начальной профессиональной подготовки до непрерывного обучения в течение всего времени работы сотрудника.
Основой корпоративной системы профессионального обучения рабочих кадров на железнодорожном транспорте, являются учебные центры профессиональных квалификаций (УЦПК). Целью деятельности учебных центров является обеспечение подразделений ОАО «РЖД» квалифицированными рабочими кадрами и служащими в соответствии с требованиями профессиональных стандартов. Приказом ОАО «РЖД» от 23.11.2012 № 127 «О преобразовании технических школ, центров обучения и учебных центров — образовательных структурных подразделений железных дорог в учебные центры профессиональных квалификаций» дорожные технические школы и учебные центры были преобразованы в учебные центры профессиональных квалификаций. Это позволило в период с 2012 по 2017 годы сформировать на полигоне дорог единую вертикаль управления образовательными подразделениями, внедрить единые стандарты организации образовательного процесса, контролировать качество профессионального обучения, вести системную работу по организации учебно-методического обеспечения и формированию учебно-лабораторной базы, обеспечивать максимальное сближение производства и обучения.
В настоящее время в ОАО «РЖД» функционируют 15 учебных центров, в состав которых входят 64 подразделения, Петропавловская техническая школа, Учебный центр ДОСС. Ежегодно профессиональное обучение в учебных центрах проходит около 100 тыс. человек., в том числе по программам профессиональной подготовки более 40 тыс. человек, по программам повышения квалификации более 60 тыс. человек. Общая численность работников учебных центров составляет 1640 человек, в том числе: руководителей — 168 чел., методистов — 56 чел., штатных преподавателей — 721 чел., мастеров производственного обучения — 85 чел., инструкторов 50 чел., прочие (библиотекари, специалисты по ТСО, специалисты по управлению персоналом, рабочие) — 751чел.
Концепция развития учебных центров профессиональных квалификаций ОАО «РЖД» до 2025 года в качестве основных направлений совершенствования системы профессионального обучения рабочих и служащих ОАО «РЖД», выделяет: во-первых, совершенствование образовательного процесса; во-вторых, формирование цифровой образовательной среды; в-третьих, развитие кадрового потенциала; в-четвертых, развитие и совершенствование учебной и материально-технической базы; в-пятых, организационно-структурные мероприятия.
Формирование цифровой образовательной среды в ОАО «РЖД» предполагает:
во-первых, обеспечение доступа обучающихся и преподавателей УЦПК к образовательной среде нового поколения;
во-вторых, внедрение автоматизированной системы управления учебными центрами (АСУ УЦПК);
в-третьих, реализация проекта «Новая система обучения производственного персонала с учетом вызовов времени»;
в-четвертых, развитие системы управления знаниями профессионального обучения рабочих кадров (внедрение решения «Цифровой ассистент преподавателя»).
Для реализации системного подхода по внедрению современных цифровых технологий в организацию работы учебных центров (АСУ УЦПК), применению VR и AR-технологий в образовательном процессе, обеспечению доступа к информационным учебным ресурсам необходимо обеспечить учебные центры высокоскоростным доступом к сетям интернет и интранет. Предварительный анализ ситуации с подключением учебных центров к сетям передачи данных свидетельствует о неоднородности качества подключений к сетям передачи данных. Для решения этой задачи реализованы следующие мероприятия: проведено комплексное обследование подключения учебных центров к сетям передачи данных и условий провайдеров по предоставлению услуг использования сети интернет на полигонах железных дорог; подготовлены предложения в программу информатизации в целях выделения соответствующего финансирования на разработку технических условий и их реализацию.
Современные образовательные технологии базируются на активном использовании новых информационных технологий, на базе мультимедиа, позволяющих передавать учебную информацию (текст, графика, аудио, видео) на неограниченные расстояния и обеспечивающие интерактивность обмена информацией, VR и AR-технологиях. Эффективность обучения зависит от методического качества используемых материалов и организации их применения, а также насколько учтены особенности представления информации, уровня подготовки преподавателей, участвующих в их использовании, понимания ими особенностей предоставления и восприятия информации в современных тенденциях.
Качество результатов профессионального обучения зависит от результатов проведения конкретных учебных занятий. Эффективное учебное занятие может быть организовано и проведено при соответствующем уровне профессионализма преподавателя, обеспеченности актуальными учебными материалами, техническими средствами обучения и эффективными методиками их применения на каждой стадии учебного занятия.
В настоящее время обеспеченность учебных занятий характеризуется с одной стороны большим разнообразием информационных материалов и инструментов его организации, с другой недостаточностью их качеств с точки зрения учебного назначения. Кроме того, существенное влияние на проведение учебных занятий оказывает территориальная распределенность учебных центров, разный уровень профессиональной подготовленности преподавателей, отсутствие базовой (типовой) методологии организации и проведения учебных занятий, что в конечном счете влияет на итоговый результат обучения.
Реализация на базе действующей системы управления знаниями решения «Цифровой ассистент преподавателя» позволит:
во-первых, внедрить типовые учебно-методические комплексы по учебным предметам;
во-вторых, обеспечить учебные занятия рекомендованными и проверенными экспертным сообществом актуальными учебными ресурсами (печатными, электронными);
в-третьих, повысить эффективность подготовки преподавателей к проведению учебных занятий (цифровой ассистент предполагает персонифицированную настройку рабочего кабинета преподавателя, в котором будут сохраняться учебные планы и программы по проводимому предмету, все учебные материалы, необходимые для проведения занятия, конспекты лекций, презентации, методики контроля, контрольные вопросы, а также рекомендации по проведению практических занятий);
в-четвертых, обеспечить контроль за работой преподавателей и своевременную корректировку учебного процесса в целях достижения качества обучения.
Литература:
- Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 г. (утвержд. Правительством РФ от 17.06.2008. № 877-р) // press.rzd.ru
- Казакбаев, З.М., Мицук, И. В. Охотников, И. В. Модель интегральной оценки качества образовательных услуг в системе мониторинга инновационного потенциала вуза // Экономика и предпринимательство — 2016. — № 1 (ч. 1).
- Охотников, И. В. Реформирование железнодорожного транспорта России: риски институциональных преобразований // Предпринимательство. — 2014. — № 7.
- Хомова Н. А. Развитие системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности и персонала национальных предприятий // NovaInfo.Ru. — 2016. — № 55. — Т.2. — С. 3. — Режим доступа: https://novainfo.ru/article/8803
- Хусаинов, Ф. И. Экономические реформы на железнодорожном транспорте: монография. — М.: Издательский Дом «Наука», 2012.
Ключевые слова
система профессионального обучения, цифровые образовательные технологии, цифровая образовательная среда, цифровой ассистент преподавателяПохожие статьи
Совершенствование корпоративного профессионального обучения на основе внедрения комплексного подхода к управлению компетенциями персонала
В статье рассмотрена система непрерывного корпоративного профессионального образования персонала ОАО «Российские железные дороги». Сделан вывод о необходимости дальнейшего развития корпоративной системы обучения на основе внедрения комплексного подхо...
Совершенствование системы дополнительного профессионального образования корпорации ОАО «РЖД» на основе компетентностного подхода
В статье проанализирован компетентностный подход к управлению системой дополнительного профессионального образования на железнодорожном транспорте. Сделан вывод о необходимости повышения качества профессиональной подготовки персонала ОАО «РЖД» в соот...
Перспективы развития инновационной образовательной технологии дистанционного обучения в системе среднего профессионального образования
В статье рассматривается дистанционное обучение как одно из перспективных и инновационных направлений работы при подготовке высококвалифицированных кадров в условиях среднего профессионального образования, сущность, особенности организации, методы ко...
Анализ проблем управления человеческими ресурсами и методов их эффективного решения на примере ОАО «РЖД»
В статье анализируются методы управления человеческими ресурсами на примере ОАО «Российские железные дороги». Сделан вывод о необходимости совершенствования методов управления персоналом на основе внедрения системного подхода к формированию кадровой ...
Проблемы и практика реализации процессного подхода в управлении персоналом ОАО «Российские железные дороги»
В статье проанализированы проблемы и практика реализации процессного подхода при управлении персоналом на железнодорожном транспорте. Сделан вывод о необходимости непрерывного обучения руководящего состава ОАО «РЖД» в целях повышения эффективности вн...
Апгрейд информационных компетенций педагогов
В данной статье авторы пошагово описывают процесс внедрения цифровых сервисов в профессиональную деятельность педагогов с последующим формированием информационных компетенций, актуальных в эпоху трансформации образования. Результатом такой деятельнос...
Корпоративная система профессионального образования как основа развития кадрового потенциала ОАО «Российские железные дороги»
В статье проанализирована отраслевая система профессионального образования Холдинга РЖД. Сделан вывод о необходимости развития системы бизнес-образования, в целях обеспечения высококвалифицированными кадрами новых направлений деятельности ОАО «РЖД», ...
Реализация инновационных технологий в процессе подготовки будущих преподавателей профессионального образования
Рассмотрены вопросы реализации инновационных технологий при подготовки будущих преподавателей профессионального образования. Приведены теоретические результаты и рассмотрен пример электронного обучающего тренажера.
Практическая реализация и внедрение технологии портфолио в образовательный процесс с помощью информационных технологий
В статье рассмотрены способы практической реализации и особенности внедрения технологии портфолио в образовательный процесс посредством информационных технологий. Представлены предложения и эффективные методы использования электронного дневника студе...
Использование дистанционных технологий в образовательной деятельности дошкольной организации
В статье автором рассмотрено использование современных информационных и дистанционных технологий, которые составляют основу организации работы современной дошкольной образовательной организации, открывают новые возможности взаимодействия педагогов до...
Похожие статьи
Совершенствование корпоративного профессионального обучения на основе внедрения комплексного подхода к управлению компетенциями персонала
В статье рассмотрена система непрерывного корпоративного профессионального образования персонала ОАО «Российские железные дороги». Сделан вывод о необходимости дальнейшего развития корпоративной системы обучения на основе внедрения комплексного подхо...
Совершенствование системы дополнительного профессионального образования корпорации ОАО «РЖД» на основе компетентностного подхода
В статье проанализирован компетентностный подход к управлению системой дополнительного профессионального образования на железнодорожном транспорте. Сделан вывод о необходимости повышения качества профессиональной подготовки персонала ОАО «РЖД» в соот...
Перспективы развития инновационной образовательной технологии дистанционного обучения в системе среднего профессионального образования
В статье рассматривается дистанционное обучение как одно из перспективных и инновационных направлений работы при подготовке высококвалифицированных кадров в условиях среднего профессионального образования, сущность, особенности организации, методы ко...
Анализ проблем управления человеческими ресурсами и методов их эффективного решения на примере ОАО «РЖД»
В статье анализируются методы управления человеческими ресурсами на примере ОАО «Российские железные дороги». Сделан вывод о необходимости совершенствования методов управления персоналом на основе внедрения системного подхода к формированию кадровой ...
Проблемы и практика реализации процессного подхода в управлении персоналом ОАО «Российские железные дороги»
В статье проанализированы проблемы и практика реализации процессного подхода при управлении персоналом на железнодорожном транспорте. Сделан вывод о необходимости непрерывного обучения руководящего состава ОАО «РЖД» в целях повышения эффективности вн...
Апгрейд информационных компетенций педагогов
В данной статье авторы пошагово описывают процесс внедрения цифровых сервисов в профессиональную деятельность педагогов с последующим формированием информационных компетенций, актуальных в эпоху трансформации образования. Результатом такой деятельнос...
Корпоративная система профессионального образования как основа развития кадрового потенциала ОАО «Российские железные дороги»
В статье проанализирована отраслевая система профессионального образования Холдинга РЖД. Сделан вывод о необходимости развития системы бизнес-образования, в целях обеспечения высококвалифицированными кадрами новых направлений деятельности ОАО «РЖД», ...
Реализация инновационных технологий в процессе подготовки будущих преподавателей профессионального образования
Рассмотрены вопросы реализации инновационных технологий при подготовки будущих преподавателей профессионального образования. Приведены теоретические результаты и рассмотрен пример электронного обучающего тренажера.
Практическая реализация и внедрение технологии портфолио в образовательный процесс с помощью информационных технологий
В статье рассмотрены способы практической реализации и особенности внедрения технологии портфолио в образовательный процесс посредством информационных технологий. Представлены предложения и эффективные методы использования электронного дневника студе...
Использование дистанционных технологий в образовательной деятельности дошкольной организации
В статье автором рассмотрено использование современных информационных и дистанционных технологий, которые составляют основу организации работы современной дошкольной образовательной организации, открывают новые возможности взаимодействия педагогов до...