Применение QR-технологий в процессе обучения будущих представителей железнодорожных профессий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №33 (375) август 2021 г.

Дата публикации: 10.08.2021

Статья просмотрена: 60 раз

Библиографическое описание:

Однокопылов, А. В. Применение QR-технологий в процессе обучения будущих представителей железнодорожных профессий / А. В. Однокопылов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 33 (375). — С. 130-133. — URL: https://moluch.ru/archive/375/83565/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье автор ведет речь об использовании QR-кодов в учебном процессе.

Ключевые слова: QR-код, приложения, обучающиеся.

Стремительное распространение мобильного интернета и портативных устройств открыло миру большое количество возможностей. На данном этапе активно развивается такой образовательный тренд, как Mobile Learning ‒ мобильное обучение. Практика показала, что мобильные устройства и приложения легко встраиваются в процесс обучения и делают его более эффективным. Не подлежит сомнению тот факт, что обучающийся XXI века прогрессивен и имеет доступ к любой информации мировых источников посредством своих гаджетов [1].

Ссылка на канал преподавателяYou Tube

Рис. 1. Ссылка на канал преподавателяYou Tube

Представители компании Denso

Рис. 2. Представители компании Denso

Что такое QR-код — (англ. Quick Response, «код быстрого реагирования») — двухмерный штрих-код. Он представляет собой набор черных квадратов, упорядоченных на квадратной сетке на белом фоне, и приспособлен для быстрого считывания и распознавания с помощью фотокамер (рисунок 1). Им можно зашифровывать в удобном для чтения машиной формате различную информацию [2].

Формат QR-кодов был разработан в 1994 году японской компанией Denso и первоначально использовался для автоматизации процессов на своих фабриках (рисунок 2).

Широкое распространение и применение он получил в 2000-х годахблагодаря появлению смартфонов и гаджетов, которые могут считывать QR-коды при простом наведении камеры. Этими кодами можно шифровать адреса в интернете, видеоролики, карточки заданий, схемы и т. д.

В отличие от одномерного штрих-кода, QR-код может вмещать достаточно большой объем данных (до 7089 цифр или 4296 букв, цифр и специальных символов). В систему двухмерного кода заложен специальный алгоритм исправления ошибок: даже если 30 % изображения будет повреждено или камера «смажет» его при сканировании, оно все равно будет считываться корректно. Также QR-код читается, даже если камера его «видит» под наклоном.

  1. Применение QR -кодов в различных областях

QR-коды используются в настоящее время практически во всех сферах жизнедеятельности человека (среднего, высшего класса (слоя) населения):

– с их помощью шифруются URL-адреса в интернете.

Например, на уличных табличках, путеводителях, упаковке, рекламе. Это позволяет не вписывать полностью электронный адрес, а быстро его сканировать при помощи камеры;

– QR-коды или их производные широко применяются на транспорте. С их помощью можно закодировать номер билета, который будет считан турникетом или контролером при помощи терминала;

– в 2010-м году сначала в Китае, а затем и других странах стали пользоваться популярностью системы оплаты при помощи QR-кодов. В КНР на долю онлайн — платежных систем Alipay и WeChat приходится порядка 80 % всех транзакций. В России по такому принципу работают Система быстрых платежей (СБП), а также система бесконтактных платежей Сбербанка России;

– QR-коды также широко применяются в различных технических процессах. Например, чтобы сотрудники промышленных предприятий или, например, железнодорожное депо при обслуживании станков или подвижного состава проверяли наличие всех необходимых механизмов и деталей, на них наносят QR-коды.

С помощью QR кодируется информация намного большего объёма, чем у привычного штрих-кода, а для декодирования могут быть использованы личные девайсы обучающихся с установленной программой считывания кодов, что значительно облегчает работу в группе, где всего лишь один компьютер.

  1. Как использовать QR-коды в образовательном процессе

– Создать QR-коды со ссылками, ведущими на мультимедийные источники и ресурсы, необходимые обучающимся.

– На карте компактно поместить информацию о культуре и об истории строительства участков железной дороги, ссылки на статьи об объекте или территории.

– Создать визитную карточку аудитории. У ее двери, возможно, расположить простой лист с QR-кодом, который перемещает на видеоролик или фотоальбом.

– Разместить в библиотеке подразделения ссылки на электронные версии текстов и на дополнительную информацию. Распечатанный QR-код можно разместить на конспекте, рабочей тетради, брошюре или учебнике.

– Дополнить выставку подразделения QR-кодами, адресующими к интересной информации о наглядных пособиях и устройствах.

– Зашифровать ответы на задачи, расчеты, а позже предложить обучающимся проверить себя, считав код.

– Оптимизировать информационные стенды — разместив ссылки на расписание занятий и другую организационную информацию.

– Усложнить игры-квесты, приучая обучающегося искать с помощью смартфонов полезную информацию. Проводить мгновенные фронтальные опросы.

  1. Применение QR технологий в процессе обучения железнодорожных профессий в Свободненском подразделении Забайкальского учебного центра профессиональных квалификаций

В Свободненском подразделении активно разрабатываются, внедряются и используются QR — технологии в образовательном процессе преподавателями путейского цикла.

Варианты оформления QR- кодов Варианты оформления QR- кодов

Рис. 3. Варианты оформления QR- кодов

Данные технологии преподавателями направлены на следующее:

– повышение качества обучения кадров рабочих специальностей компании ОАО «РЖД»;

– усиление мотивации обучающихся к самостоятельной учебно-познавательной деятельности, за счёт дополнительных познавательных, игровых, соревновательных и других методов;

– внедрение в учебный процесс дополнительных (электронных) методических образовательных ресурсов;

– использование при обучении новых видов поисково-познавательных заданий обобщающих и систематизирующих направлений, активизирующих учебную деятельность обучающихся;

– придание новой организационной формы, в работе над учебным материалом, привлекательной для современных обучающихся;

– развитие личностных качеств, которые не имеют спроса в учебном процессе, а также самооценки обучающихся.

Преподаватели СП УЦПК используют данную технологию в следующих направлениях:

  1. Размещение ранее созданных видеолекций на хостинге You Tube или других платформах с помощью специальных online программ кодируются, затем распечатываются и размещаются на специальной перекидной системе (рисунок 3).

Нанесение QR- кода на наглядный материал

Рис. 4. Нанесение QR- кода на наглядный материал

По окончанию занятия преподаватель предлагает сканировать QR — код для последующего перехода по ссылке на данную лекцию для самоподготовки, проведения рефлексии и закрепления результата.

Сканирование кодов осуществляется с помощью специальных программ для телефона, размещенных в сервисах Play Market или AppStore.

  1. Преподавателями путейского цикла производится нанесение QR- кодов на натурные образцы, детали и узлы, измерительный инструмент, наглядные материалы и устройства, размещенные в учебных аудиториях и полигонах (рисунки 4, 5, 6).

Нанесение QR- кода на наглядное пособие

Рис. 5. Нанесение QR- кода на наглядное пособие

Обучающиеся могут при помощи своих мобильных устройств мгновенно получить нужную информацию для выполнения практических работ, получить ранее упущенную или не усвоенную информацию по причине отсутствия на занятиях.

В дальнейшем сохраняется возможность применить повторно, просмотреть данные ссылки, скачать на носитель, отправить другим пользователям, тем самым увеличивается общий охват аудитории и повысить заинтересованность обучающихся к учебным занятиям.

Нанесение QR- кода на измерительный инструмент.

Рис. 6. Нанесение QR- кода на измерительный инструмент.

Литература:

  1. Артюхина М. С. Аппаратная составляющая интерактивных технологий образовательного назначения [Текст] / М. С. Артюхина, О. И. Артюхин, И. И. Клешнина // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17. № 8. c. 308–314
  2. QR-код // Википедия — свободная энциклопедия.
  3. https://tass.ru/info/8182301
Основные термины (генерируются автоматически): код, учебный процесс, измерительный инструмент, образовательный процесс, обучающийся, помощь, процесс обучения, путейский цикл, Свободненское подразделение, ссылка, устройство.


Ключевые слова

обучающиеся, QR-код, приложения

Похожие статьи

Использование QR-технологии в учебном процессе на уроках биологии и химии

В данной статье автором подробно описано рациональное использование QR-технологии на уроках биологии и химии. Также были раскрыты актуальность исследуемой темы, преимущества и достоинства QR-кодов в образовательном процессе, их создание и внедрение.

Алгоритм работы с QR-кодами на занятиях по иностранному языку

Статья посвящена изучению особенностей построения образовательных занятий на основе технологии QR-код. В статье рассматривается основные алгоритмы работы и особенности построения занятий при помощи технологии QR-код для в современной теоретико-методи...

Создание условий для эффективного обучения учащихся через использование дистанционных образовательных технологий

В статье автор пытается определить эффективные методы работы с учащимися в условиях дистанционного образовательного процесса.

Информационно-коммуникационные технологии в деятельности воспитателя кадетского военного корпуса

В статье автор делится опытом использования ИКТ в своей деятельности.

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Машинное обучение электронной коммерции

Статья посвящена общему обзору современных методов машинного обучения, применимых к сфере электронной коммерции. Раскрывается актуальность информационных технологий, направленных на усовершенствование торговых процессов, а также рассматриваются ключе...

Использование инновационных цифровых образовательных технологий на уроках

В статье автор раскрывает возможности использования образовательной платформы Сore.

Повышение мотивации обучающихся к изучению предметов социально-гуманитарного цикла посредством системы дистанционного обучения MOODLE

В статье автор рассказывает о применении дистанционной системы MOODLE.

Формирование цифровых компетенций через организацию самостоятельной деятельности обучающихся посредством внедрения кейс-технологий

Статья посвящена вопросу практического применения кейс-технологий для формирования цифровых компетенций. Представлен алгоритм выполнения кейс-задач.

Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранным языкам

В статье автор исследует возможности современных интерактивных технологий для обучения иностранным языкам студентов, приводит примеры программ и приложений для изучения иностранного языка, представляет компьютерные обучающие программы как дополнитель...

Использование информационно-коммуникационных технологий в физическом и музыкальном воспитании дошкольников

Авторы статьи раскрывают актуальность и способы применения ИКТ в деятельности музыкальных руководителей и инструкторов по физвоспитанию, дают определение термину «геймификация» как одному из направлений использования ИКТ в образовательном пространств...

Похожие статьи

Использование QR-технологии в учебном процессе на уроках биологии и химии

В данной статье автором подробно описано рациональное использование QR-технологии на уроках биологии и химии. Также были раскрыты актуальность исследуемой темы, преимущества и достоинства QR-кодов в образовательном процессе, их создание и внедрение.

Алгоритм работы с QR-кодами на занятиях по иностранному языку

Статья посвящена изучению особенностей построения образовательных занятий на основе технологии QR-код. В статье рассматривается основные алгоритмы работы и особенности построения занятий при помощи технологии QR-код для в современной теоретико-методи...

Создание условий для эффективного обучения учащихся через использование дистанционных образовательных технологий

В статье автор пытается определить эффективные методы работы с учащимися в условиях дистанционного образовательного процесса.

Информационно-коммуникационные технологии в деятельности воспитателя кадетского военного корпуса

В статье автор делится опытом использования ИКТ в своей деятельности.

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Машинное обучение электронной коммерции

Статья посвящена общему обзору современных методов машинного обучения, применимых к сфере электронной коммерции. Раскрывается актуальность информационных технологий, направленных на усовершенствование торговых процессов, а также рассматриваются ключе...

Использование инновационных цифровых образовательных технологий на уроках

В статье автор раскрывает возможности использования образовательной платформы Сore.

Повышение мотивации обучающихся к изучению предметов социально-гуманитарного цикла посредством системы дистанционного обучения MOODLE

В статье автор рассказывает о применении дистанционной системы MOODLE.

Формирование цифровых компетенций через организацию самостоятельной деятельности обучающихся посредством внедрения кейс-технологий

Статья посвящена вопросу практического применения кейс-технологий для формирования цифровых компетенций. Представлен алгоритм выполнения кейс-задач.

Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранным языкам

В статье автор исследует возможности современных интерактивных технологий для обучения иностранным языкам студентов, приводит примеры программ и приложений для изучения иностранного языка, представляет компьютерные обучающие программы как дополнитель...

Использование информационно-коммуникационных технологий в физическом и музыкальном воспитании дошкольников

Авторы статьи раскрывают актуальность и способы применения ИКТ в деятельности музыкальных руководителей и инструкторов по физвоспитанию, дают определение термину «геймификация» как одному из направлений использования ИКТ в образовательном пространств...

Задать вопрос