Использование QR-кодов в работе по лексическим темам со всеми участниками образовательного процесса в дошкольной организации | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Использование QR-кодов в работе по лексическим темам со всеми участниками образовательного процесса в дошкольной организации / Т. А. Ермакова, Е. И. Шагалина, И. В. Ульянова [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 5 (75). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/267/9163/ (дата обращения: 16.12.2024).



Всем известно, что Основная образовательная программа дошкольного образования содержит комплексно-тематическое планирование работы, согласно которому развитие и обучение детей осуществляется в соответствии с определённой темой, а также в соответствии с лексической темой недели.

Лексическая тема — это подбор материалов для развития всех компонентов речи, саккумулированный в границах одной темы. Как правило, название темы является обобщающим словом.

Так, например, в теме «Космос» подбираются игры и упражнения на развитие речи обучающегося:

— «Один — много»: ракета — ракеты, космонавт — космонавты и т. д.

— «Назови ласково»: звезда — звездочка, солнце — солнышко и т. д

— «Сосчитай от 1 до 5": Один космонавт, два космонавта, пять и т. д.

— «Закончи предложение» Чтобы стать космонавтом, нужно…

В каждой теме игры могут повторяться, меняется только их содержание.

Например, в игре «Один-много» называем одежду, растения, грибы и т. д.

Преимущества работы по лексическим темам очевидны:

  1. Работа по темам позволяет поэтапно, дозировано, приобретать знания, обогащать словарь, систематизировать информацию.
  2. Систематическое использование однотипных игр вырабатывает умение действовать по образцу, и в дальнейшем ребёнок уже сам способен организовать эти игры среди обучающихся, что способствует развитию не только речевых навыков, но и личностных качеств.
  3. Подборка игр по темам развивает все структурные компоненты речи: обогащение словарного запаса ребёнка, развитие грамматического строя речи (законы изменения слов и сочетания слов в предложении), формирование слоговой структуры слов, развитие правильного звукопроизношение и фонематических процессов (фонематический слух, восприятие, представление фонем), связной речи.

Таким образом, грамотная и понятная организация, систематизация и согласованность в работе над лексическими темами стала задачей всех участников образовательного процесса.

В процессе овладения знаниями по многообразным лексическим темам у обучающихся развиваются такие психические процессы, как память, восприятие, внимание, мышление. Они являются базовыми в овладении речью, наряду с этим значительной улучшаются учебные навыки такие как умение слушать, усидчивость, кругозор, любознательность.

Современная действительность стремительно меняется. Постоянные её изменения приводят к поиску и открытию новых возможностей, ориентированных на все сферы жизнедеятельности человека. Одними из ведущих таких сфер являются коммуникация и информатизация, а одним из бесценных ресурсов — время. В настоящее время информационно-коммуникационные технологии существуют во многих сферах жизни любого человека: дом, образование, работа, отдых и досуг. Они являются интерактивными, что предполагает участие самого субъекта в процессе обработки информации и адаптацию актуальных ресурсов к его потребностям.

В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. [1.]

Современное информационное пространство — это актуальные и современные возможности, делающие жизнь и обучение, как ребенка, так и взрослого человека более интересными и увлекательными. Образовательное учреждение может лишь помочь в этом посредством новых, интересных методов обучения, современных прогрессивных образовательных технологий. Учитывая тот факт, что большинство современных родителей и детей имеют доступ к любой информации посредством различных гаджетов, педагоги и специалисты нашего детского сада вышли на новый уровень широкого их использования и в своей педагогической практике.

Особенно остро вопрос возник в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Работа учителя-логопеда, воспитателей и других специалистов предполагает внедрение дополнительных инструментов в коррекцию речевых нарушений. При этом большую роль играет факт мотивации обучающихся и их родителей(законных представителей) к обучению. Бесспорно, что необходимы новые подходы, нестандартные методы и дополнительные средства, которые бы являлись хорошим мотиватором для ребёнка и эффективным методом работы для учителя-логопеда. Одним их таких методов является технология QR-кодов, успешно реализуемая нами последний учебный год в работе с родителями, педагогами и обучающимися.

Кью ар код (QR-код) — это изображение с матричным кодом быстрого реагирования.

Практика нашей деятельности показывает, что используемая нами технология гарантирует открытую доступность информации, экономит время её поиска, стимулирует педагогов и родителей к использованию современных информационно-коммуникационных устройств в образовательных целях, создает навыки самостоятельного эргономичного информационного поиска и использования специальных источников, обеспечивает условия для формирования информационной культуры, как взрослых, участников образовательных отношений, так и детей, повышает качество образования в целом. Технология использования QR-кода обеспечивает высокую тиражируемость, экономичность (не требует финансовых затрат), компактностью.

Неоспоримым достоинством QR-кода является простота его создания, большие функциональные возможности кодирования любой информации, быстрая её обработка, легкое использование конечного продукта.

В работе по лексическим темам в дошкольном учреждении задействованы все педагоги (воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, дефектолог(при наличии).Заранее обговаривается, прописывается и закрепляется задача каждого из них.

Подключены к работе над лексическими темами и родители детей. В начале недели родителей знакомят с темой, над которой будет посвящена неделя. Каждому ребенку выдается или вывешиваются в речевом уголке вопросы, игры, задания, которые родители могут использовать в общении с детьми в часы домашнего досуга(Все это оформляется с использованием QR-кодов).

Таблица 1

Использование технологии QR-код

Взаимодействие с родителями

Взаимодействие с педагогами

Образовательная деятельность

Консультации по лексической теме

организация занятий.

* Подбор для детей интересных заданий по теме недели (ребусы, лабиринты и т. д.)

Свободная деятельность обучающихся

Оформление материалов ко ДНЮ открытых дверей

Размещение фото и видео с прошедших праздников, развлечений

Размещение информации в родительских уголках в группе и на участке.

Родители видят, чем занимаются дети, о чем с ними разговаривают воспитатели, что изучают это помогает родителям легко поддержать разговор с ребенком, понимая какими знаниями обладает ребенок

организация досуга, развлечений, туристических эко-походов

Размещение интересной и полезной информации

(Список литературы по программе, консультации по ПДД, по безопасности, по возрастным особенностям) — все можно закодировать кодом и взрослым не придется тратить время на то, чтобы прочитать это все в помещении детского сада, а можно будет просто отсканировать и прочитать в удобное время)

Организация спортивных соревнований, квест — игр и другой деятельности.

Нормативная документация или например Программу, по которой работает детский сад, Родители и сотрудники могут познакомиться с электронной версией документа в любое удобное для них время, сохранив QR код в памяти мобильного устройства

Организация прогулок

актуальный информационный материал: правила игр, инструкции к ним, советы по использованию развивающего и учебного материалов

ссылки на познавательные и поучительные книги, мультфильмы и фильмы для детей

Интерактивный плакат — способ визуализации информации на основе одного изображения, к которому в виде меток («горячих точек») прикрепляются ссылки на веб — ресурсы и Интернет — документы, мультимедийные объекты: видео, аудио, презентации, слайд-шоу, игры, опросы и т. д.

Интерактивные плакаты создаются педагогами, специалистами в соответствии с реализацией Образовательной программы, годового плана и внеплановых мероприятий. Они выставляются в групповых приёмных, на информационных стендах ДОО, кроме того, размещаются в родительских группах на образовательной платформе Сферум

Этот «волшебный квадратик» открывает огромные возможности. Ребята старшего дошкольного возраста с удовольствием самостоятельно наводят на QR-код, сканируют его и получают результат в виде картинок, предметов, заданий (вопросы, схемы, викторины и др.), инструкций, иллюстрации, мультфильмы и т. д. Далее дети в соответствии с лексической темой, зашифрованными в QR-коды, выполняют необходимые задания: определяют из герои знакомых сказок и рассказов, с помощью мнемосхем — подсказок составляют рассказы и пересказы, отгадывают загадки, автоматизируют и дифференцируют звуки, глядя на отсканированные картинки, закрепляют умения выделять звуки в словах и составлять из звуков слова, определяют место звука в слове, количество слогов в слове, поют и выполняют музыкально-ритмические упражнения, прослушивают музыку, играют на музыкальных и шумовых инструментах, выполняют интересные физические упражнения, рассматривают картины разных художников и т. д.

Использование технологии QR-код в работе по лексическим темам в коррекционной работе с детьми с ТНР позволяет создать открытое, увлекательное, познавательное и развивающее образовательное как для обучающихся, так и для родителей и педагогов, значительно экономит время и расширяет другие ресурсы, тем самым обеспечивает качество образования в нашей дошкольной образовательной организации.

Литература:

  1. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы (Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы»).
  2. Ткачева М. В. Оценка допустимых преобразований QR-code Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2013.
  3. Тихоновецкая И. QR-коды на занятиях: интересные задания, квесты, кодирование аудиозаписей. Методический кабинет Инги Тихоновецкой. https://www.eduneo.ru/qr-kody-na-zanyatiyax-interesnye-zadaniya-kvesty-kodirovanie-audiozapisej/
  4. Использование QR-кодов в обучении (на конкретном примере) https://www.eduneo.ru/ispolzovanie-qr-kodov-na-urokax-literatury/
  5. Воскресенская Т. Больше чем сказки: 5 книг с полезными QR-кодами. ИД «Питер» https://www.eduneo.ru/bolshe-chem-skazki-5-knig-s-poleznymi-qr-kodami/

Похожие статьи

Использование тестирования как формы контроля самостоятельной работы обучающихся на уроках иностранного языка в школе

Использование информационно-коммуникационных технологий при организации внеурочной деятельности в средней школе

Использование видеоматериалов для формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка

Использование интеллектуальной игры как альтернативы учебной деятельности в процессе организации образования и воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Актуальность заимствований в русском языке в рамках общеобразовательного процесса

Использование элементов ТРИЗ-педагогики в процессе преподавания математики

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе логопедической работы с учащимися коррекционной школы VIII вида

Цитирование как стимулирующий прием в организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка

Использование метода проектов для формирования у учащихся социокультурной компетенции на завершающей ступени обучения иностранному языку в современной общеобразовательной организации

Использование образовательных интернет-ресурсов при формировании универсальных учебных действий в начальной школе

Похожие статьи

Использование тестирования как формы контроля самостоятельной работы обучающихся на уроках иностранного языка в школе

Использование информационно-коммуникационных технологий при организации внеурочной деятельности в средней школе

Использование видеоматериалов для формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка

Использование интеллектуальной игры как альтернативы учебной деятельности в процессе организации образования и воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Актуальность заимствований в русском языке в рамках общеобразовательного процесса

Использование элементов ТРИЗ-педагогики в процессе преподавания математики

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе логопедической работы с учащимися коррекционной школы VIII вида

Цитирование как стимулирующий прием в организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка

Использование метода проектов для формирования у учащихся социокультурной компетенции на завершающей ступени обучения иностранному языку в современной общеобразовательной организации

Использование образовательных интернет-ресурсов при формировании универсальных учебных действий в начальной школе

Задать вопрос