В статье автор раскрывает принципы бережливого производства.
Ключевые слова: бережливый детский сад,QR-код, инновация.
Современные дошкольники живут в XXI веке — веке сложных социальных и экономических отношений. Будущее потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Такое качество, как бережливость не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и развивает деловые качества личности, формируя навыки рационального природопользования.
Применение бережливых инструментов в образовании, а в частности, в дошкольной образовательной организации (ДОО) способно сделать образовательный процесс более комфортным для всех участников образовательных отношений.
Стремительные темпы развития дошкольного образования стали наблюдаться с момента внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Новые нормативные требования направлены на пересмотр педагогических приемов и технологий. Одной из таких педагогических стратегий являются инновационные технологии.
Инновационные технологии в детском саду — это создание и внедрение новых приемов обучения и воспитания. Инновационные приемы в работе педагогов детских садов становятся ориентиром и важной частью образовательного процесса.
С октября 2022 года в нашем детском саду открыта муниципальная инновационная площадка по проекту «Бережливый детский сад».
Тема инновационной площадки: «Бережливое производство: оптимизация методической и информационно-разъяснительной работы дошкольной образовательной организации посредством использования QR-кодов».
При выборе темы проекта мы руководствовались тем, что экономия времени и минимизация затраченной бумаги — главные принципы бережливого производства, внедряемого в наш детский сад.
Заказчиком данного проекта являются родители (законные представители) и опекуны воспитанников, а также педагоги детского сада.
В процессе внедрения QR-кодов планировалось по-новому организовать рабочее пространство кабинетов, групп, разработать инструменты по работе с родителями, выработать алгоритмы, позволяющие автоматизировать образовательный процесс в ДОО.
Перед коллективом была поставлена цель: повышение качества и доступности образования посредством организации современного цифрового образовательного пространства — QR-технологии.
Задачи внедрения продукта:
- Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по технологии QR-кода для дошкольников;
- Повышение образовательного уровня педагогов в вопросах технологии QR-кода;
- Повышение уровня умений и навыков у детей дошкольного возраста в процессе работы с технологией QR-кода;
- Организация целенаправленной работы по применению технологии QR-кода в образовательной деятельности во всех возрастных группах;
- Разработка методического сопровождения по работе с QR-кодами для детей разного возраста;
- Повышение интереса родителей к технологии QR-кода.
Используя инструменты бережливого производства, нами была разработана карта текущего состояния процесса. В данной карте отображен пошаговый план действий, а также перечень потерь и проблем.
Также мы разработали карту целевого состояния процесса, в которой представили результаты, которые должны будем получить от использования QR-кодов.
Далее началась непосредственная работа по внедрению QR-кода.
Были утверждены приказом заведующего:
— Положение об инновационной деятельности;
— Состав рабочей группы по реализации проекта;
— План инновационной работы.
Дифференциация направления работы с педагогами, испытывающими затруднения в работе с ИКТ, показала, что 50 % педагогов не имеют представления об изготовлении и применении QR-кодов.
Поэтому был проведен мастер-класс по созданию и применению QR-кода в образовательном пространстве ДОО.
Прежде чем внедрить в работу с родителями QR-коды, мы провели родительское собрание, где познакомили родителей с возможностями использования QR-кода в образовательной деятельности и воспитательном процессе детей, а также для повышения их педагогической компетентности в области воспитания детей.
Также провели опрос родителей «Как они относятся к тому, что информация будет дополнительно кодироваться?» 88 % родителей дали свое согласие и 12 % родителей — воздержались, так как сомнительно относятся ко всему новому.
Дальше наша работа имела практический характер.
Для удобства ознакомления родителей с нормативными документами мы поместили коды на информационных стендах. Родители могут познакомиться с электронной версией документа в любое удобное для них время, сохранив QR-код в памяти мобильного устройства.
В работе с детьми, воспитатели изготовили картотеки по сказкам для чтения с QR-кодами. Этот материал воспитатели используют и в работе с родителями для домашнего чтения.
Изготовили наглядный плакат по экологии, где, наведя камеру телефона дети смогут услышать голоса птиц.
Я, как старший воспитатель, в работе с педагогами тоже информацию кодирую. Размещаю на стендах методические рекомендации, кодирую нормативно-правовую базу, локальные акты, которые требуют большого количества бумаги.
Что же у нас получилось при реализации проекта с использованием QR-кодов?
Все это позволяет значительно обогатить информационное насыщение стандартных наглядных стендов, сэкономить время родителей и педагогов, а также расход бумаги.
На этом мы свою деятельность не прекращаем, а продолжаем использовать QR-коды в образовательном процессе.
Полученные результаты, указывают на целесообразность дальнейшего распространения инновационного опыта среди ДОО.
Мы убеждены, что внедрение бережливых технологий приведет к инновационным изменениям в педагогический процесс, повышению качества образования дошкольников, удовлетворенности родителей работой ДОУ.
Литература:
- Захарченко, И. Н. Отчет о деятельности муниципальной инновационной площадки за 2022–2023 учебный год / И. Н. Захарченко. — Текст: электронный // URL: https://782329.selcdn.ru/leonardo/uploadsForSiteId/203311/content/35dde6e9–5b48–49f2-b9b5-a515b161213e.pdf (дата обращения: 20.10.2023).