Современные технологии и формы работы в образовательном процессе ДОУ | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (46) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 14.11.2023

Статья просмотрена: 62 раза

Библиографическое описание:

Мыжевских, Н. С. Современные технологии и формы работы в образовательном процессе ДОУ / Н. С. Мыжевских. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 5 (46). — С. 13-16. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/259/8770/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье автор рассказывает о применение новых современных форм и технологий в работе с детьми дошкольного возраста, а также в образовательном процессе ДОУ.

Ключевые слова: мини-музей, современные формы и технологии в ДОУ, технология «QR-код».

С самого рождения ребенок стремиться к активной деятельности, и чем она интереснее, значимее для ребенка, тем успешнее идет его развитие.

Современный педагог в настоящее время не только транслятор знаний, но и значимый взрослый, способный создавать условия для развития и реализации потенциальных возможностей каждого из воспитанников, умеющий вовлекать детей в совместную образовательную деятельность.

На протяжении многих лет в образовательном процессе особое внимание уделяется для развития у детей нравственно-патриотического отношения к своей малой Родине, к традициям и обрядам своего народа, к знаниям истории своей нации.

В настоящее время, мы на многое начинаем смотреть по-иному, переоценивая наше прошлое, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, что радовало и тревожило наших предков, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня — значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные национальные ценности, среди которых важное место занимает народная культура.

Сегодня четко педагог должен понимать, что переходя на ФОП ДО, необходимо обратить внимание на «Функции дошкольного уровня образования по ФОП ДО» и мы видим, что:

1) Обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина РФ, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;

2) Создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее — ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социальным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.

Чтобы повысить познавательный интерес современных детей дошкольного возраста к народной культуре, необходимо использовать в образовательном процессе современные технологии и формы работы. Одной из форм работы нашего детского сада является организация проведения познавательных занятий в мини-музее «Крестьянская изба».

В нашей избе много старинных предметов, которыми пользовались прабабушки и прадедушки наших уважаемых родителей. Для того чтобы они имели ценность, мы оформили паспорт «Мини-музей «Крестьянская изба». Внесли в перечень все предметы обихода, что находятся в мини-музее, проставляя номера. Проводим познавательные и игровые занятия с детьми.

Мы с вами знаем, что сегодня в образовательном процессе невозможно обойтись без компьютерных технологий, так как они являются одним из эффективных способов передачи знаний.

Одной из новых технологий, которая применяется в работе с детьми нашего детского сада, является технология QR-кодов. QR-код (в переводе с английского языка означает «быстрый отклик»).

Для удобства ознакомления с предметами быта, которые находятся в мини-музее, некоторые экспонаты уже имеют QR-код. Для чего мы сделали это? А для того чтобы родителям и педагогам было проще найти информацию о предметах быта наших предков. Рассказывая историю о каком-либо старинном предмете, мы делаем видеоролик и выкладываем на сайт нашего детского сада, а точнее в ресурсный центр.

Например, рассматривая старинный удмуртский предмет, такой как «Гырккес», многие не понимают, о чем речь и что это за предмет. Немного расскажу вам, что это за предмет:

Появление ребенка было важным и радостным событием в жизни семьи. Его с нетерпением ждали, к нему готовились.

К детям рекомендовалось относиться с вниманием и лаской, но так же от детей требовали и уважительное отношение к родителям.

Малышей называли удмурты «нуны», что означало — дитя. Воспитание грудных детей почти полностью лежало на матери, дом в порядке держала и хозяйство вела, все успевала.

Если уйти в далекое прошлое, то заходя в удмуртскую избу, можно было увидеть необычный деревянный предмет, и удмурты его называли гырк или гырккес.

Гырккес — это специальный, деревянный детский стульчик, сделанный из осины. В него заботливая мать усаживала малыша, который только начинал сидеть и ползать. Массивная «дуплянка» удерживала непоседливого малыша на месте, позволяя маме заниматься домашними делами. Чтобы ребенок не заскучал и не заплакал, гырк ставили к лавке, на которую выкладывали разнообразные игрушки: берестяные и деревянные игрушки, куклы-закрутки, черепки от ломаной посуды и т. д.

Производство такого стульчика — дело нехитрое. Ствол дерева распиливали на части и в деревянной чурке выдалбливали отверстие (не случайно, «гырк» в переводе с удмуртского языка означает «дупло»).

Внутри укреплялась поперечная доска — сиденье и стульчик готов.

Когда ребенок подрастал, воспитание переходило под присмотр лиц старшего поколения (бабушки, дедушки) или сестренки.

Мы знакомим детей с историями различных предметов, с родным краем, с достопримечательностями села, применяя различные методы и формы на занятиях, и часто используем для этого экскурсии. Наши дети посетили много интересных мест в селе Дизьмино, так как в любой местности есть исторические природные достопримечательности, но, к сожалению, некоторые места не доступны для реального посещения.

И, мы выбрали такую форму работы, как «Виртуальная экскурсия». Виртуальная экскурсия не предполагает выход или выезд на объект, а проводится непосредственно в учреждении. Самое главное, чего мы придерживаемся — это применение сказочных героев, которые заинтересовывают детей к просмотру. Цель проведения виртуальных экскурсий — это видеоролик, в котором рассказывается история родного края, такие как «История возникновения села Дизьмино», «История Ярского пруда» и «Озеро «Капитанское». Также видеоэкскурсии проводятся и с заданиями для детей, такие как «Виртуальная экскурсия в Кечвыр село Дизьмино». Можно сказать, что использование виртуальной экскурсии делает образовательный процесс в детском саду более интересным, результативным.

Культура народа, передавалась устно из поколения в поколение, запоминалась на слух, с самого рождения сопровождая человека. Приобщение ребенка к народной культуре следует начинать как можно раньше — это уникальное средство для передачи народной мудрости и воспитания детей на начальном этапе их развития. И когда есть люди, которые могут рассказать историю своего родного села, о природных достопримечательностях, а также о сохранении и передачи по наследству удивительных семейных традиций, которые на протяжении многих лет существуют в семье — это ли не гордость за будущее наших детей.

C:\Users\123\Desktop\группа Дельфинчик\октябрь-2023\семинар-31.10.2023-Ижевск\Мини-музей Крестьянская изба.jpg

C:\Users\123\Desktop\группа Дельфинчик\октябрь-2023\семинар-31.10.2023-Ижевск\Современные технологии в ДОУ.jpg

Ключевые слова

мини-музей, современные формы и технологии в ДОУ, технология «QR-код»

Похожие статьи

Взаимодействие семьи и ДОУ как условие повышения качества дошкольного образования в условиях дистанционной работы

В статье представлен опыт взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в условиях самоизоляции.

Создание мобильных мини-музеев в образовательном пространстве дошкольной образовательной организации

В статье рассматриваются возможности использования музейных технологий в современном образовательном пространстве ДОО. Описывается опыт работы детского сада по организации мобильных мини-музеев.

Использование дистанционных технологий в образовательной деятельности дошкольной организации

В статье автором рассмотрено использование современных информационных и дистанционных технологий, которые составляют основу организации работы современной дошкольной образовательной организации, открывают новые возможности взаимодействия педагогов до...

Тайм-менеджмент преподавателя в условиях дистанционного обучения

В статье рассмотрены способы координации рабочего времени преподавателя в период дистанционного обучения, а также вопросы организации учебного процесса в детских художественных школах и школах искусства в условиях самоизоляции, проанализированы формы...

Виртуальная экскурсия как эффективный метод обучения и воспитания в условиях дистанцирования

Авторы статьи рассматривают вопросы решения образовательных задач в процессе дистанционного обучения студентов, посредством использования инновационных форм и методов.

Современная игровая технология «лэпбук» как средство познавательного развития дошкольников

В статье рассматривается вопрос об использовании современной игровой технологии «Лэпбук» при организации занятий с дошкольниками.

Сайт группы ДОУ как инструмент дистанционного взаимодействия с родителями воспитанников в режиме самоизоляции

В статье анализируется дистанционное взаимодействие с родителями воспитанников в период режима самоизоляции. Раскрываются основы применения сайта группы при дистанционном взаимодействии, и какие разделы сайта созданы для решения данной задачи.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках решения задач ФГОС ДОУ (из опыта работы)

В данной статье предлагается опыт работы по реализации инновационных технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Представлен проект «Экологическое воспитание через использование инновационных технологий».

Инновационные формы работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении

В статье раскрыты инновационные формы и методы взаимодействия детского сада и семьи, их сотрудничество в современном дошкольном образовании.

Коррекционно-развивающее обучение на уроках географии в школе-интернате для детей с умственной отсталостью

В статье описываются методы коррекционно-развивающего обучения, апробированные в процессе многолетней практической работы с детьми.

Похожие статьи

Взаимодействие семьи и ДОУ как условие повышения качества дошкольного образования в условиях дистанционной работы

В статье представлен опыт взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в условиях самоизоляции.

Создание мобильных мини-музеев в образовательном пространстве дошкольной образовательной организации

В статье рассматриваются возможности использования музейных технологий в современном образовательном пространстве ДОО. Описывается опыт работы детского сада по организации мобильных мини-музеев.

Использование дистанционных технологий в образовательной деятельности дошкольной организации

В статье автором рассмотрено использование современных информационных и дистанционных технологий, которые составляют основу организации работы современной дошкольной образовательной организации, открывают новые возможности взаимодействия педагогов до...

Тайм-менеджмент преподавателя в условиях дистанционного обучения

В статье рассмотрены способы координации рабочего времени преподавателя в период дистанционного обучения, а также вопросы организации учебного процесса в детских художественных школах и школах искусства в условиях самоизоляции, проанализированы формы...

Виртуальная экскурсия как эффективный метод обучения и воспитания в условиях дистанцирования

Авторы статьи рассматривают вопросы решения образовательных задач в процессе дистанционного обучения студентов, посредством использования инновационных форм и методов.

Современная игровая технология «лэпбук» как средство познавательного развития дошкольников

В статье рассматривается вопрос об использовании современной игровой технологии «Лэпбук» при организации занятий с дошкольниками.

Сайт группы ДОУ как инструмент дистанционного взаимодействия с родителями воспитанников в режиме самоизоляции

В статье анализируется дистанционное взаимодействие с родителями воспитанников в период режима самоизоляции. Раскрываются основы применения сайта группы при дистанционном взаимодействии, и какие разделы сайта созданы для решения данной задачи.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках решения задач ФГОС ДОУ (из опыта работы)

В данной статье предлагается опыт работы по реализации инновационных технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Представлен проект «Экологическое воспитание через использование инновационных технологий».

Инновационные формы работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении

В статье раскрыты инновационные формы и методы взаимодействия детского сада и семьи, их сотрудничество в современном дошкольном образовании.

Коррекционно-развивающее обучение на уроках географии в школе-интернате для детей с умственной отсталостью

В статье описываются методы коррекционно-развивающего обучения, апробированные в процессе многолетней практической работы с детьми.

Задать вопрос