Совершенствование обучения в цифровой образовательной среде
Авторы: Керимбаева Ботагоз Талгатовна, Кузенова Шолпан Полатовна
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
LVII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, март 2023)
Дата публикации: 20.03.2023
Статья просмотрена: 53 раза
Библиографическое описание:
Керимбаева, Б. Т. Совершенствование обучения в цифровой образовательной среде / Б. Т. Керимбаева, Ш. П. Кузенова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 93-98. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/484/17858/ (дата обращения: 16.11.2024).
Одна из самых сложных современных оценок влияния образования на качество человеческого капитала отражена в Глобальном индексе человеческого капитала. В нем человеческий капитал включает не только творчество, но и навыки, которые являются собственным динамическим активом, который развивается с течением времени. Образование является одним из основных прав человека и важно для раскрытия возможностей человека, а также имеет большую прикладную ценность. Образование увеличивает человеческий капитал, производство труда, доход, возможности трудоустройства и экономический рост. Помимо финансовых результатов, образование делает людей более здоровыми и дает им больший контроль над своей жизнью. Поднимает социальный капитал и создает институт, стремящийся к инклюзивности и всеобщему образованию, расширяет свободу во многих областях, одновременно увеличивая сопротивление и увеличивая потенциал для их достижения. В настоящее время непрерывное распределение цифровизации (электронное правительство, образование, здравоохранение, транспорт и т. д.) информационных коммуникационных технологий), высокий уровень жизни населения предполагает развитие необходимых навыков, повышение уровня знаний и практических навыков сотрудников. Цифровая трансформация экономической и социальной жизни общества приводит к интеллектуализации труда, росту доли занятых в сфере услуг и, как следствие, недостаточному влиянию на изменение традиционного человеческого капитала страны в целом и регионов в частности.
Современный педагог должен обладать общими и профессиональными цифровыми навыками, а также навыками по использованию новых возможностей цифровой экономики, уверенно ориентироваться в цифровой среде Интернета, «быть в курсе всего», уметь искать новые знания и формы данных, способы их интерпретации и функционирования.
Цифровые технологии являются ведущим направлением технологического развития и сохранят доминирующую роль в ближайшем будущем. В настоящее время активно идет процесс цифровизации цифровых технологий с материальными и социально — гуманитарными технологиями, практикой, в том числе обучающей практикой.
Обучение — это длительное изменение, происходящее в поведении и особенностях поведения человека в результате повторений или опыта. Обучение в общем случае осуществляется по 3 критериям. Первый критерий-представляет собой изменение характера или поведенческих качеств в характере основной движущей силы в процессе обучения. Основным приоритетом по этому критерию являются результаты обучения, которые проявляются в интуиции и результатах деятельности человека. Согласно второму критерию, процесс обучения будет продолжаться даже по прошествии времени. Это связано с тем, что до сих пор исследователи не нашли решения относительно того, сколько времени требуется для обучения, чтобы сделать вывод, что обучение было изучено. Третий критерий обучения отражает роль опыта. Обучение совершенствуется через опыт (опыт накапливается путем повторения и усвоения уроков из ошибок, реализации решений по их предотвращению) [1]. Достижение вышеуказанного рубежа в обучении имеет большое значение для поддержки образования путем рационального использования возможностей информационно-коммуникационных технологий.
«В процессе обучения информационные и коммуникационные технологии используются для стимулирования связей между двумя учениками и другим учеником, учеником и преподавателем, а также между учебным сообществом и его учебными ресурсами» [2]. Одна из основных составляющих повестки дня Организации Объединенных Наций в области устойчивого развития на период до 2030 года направлена на обеспечение инклюзивного и справедливого качественного образования. Исследователи пришли к выводу, что цифровые технологии изменили парадигму во всей системе образования [3].
Управление обучением должно использоваться на всех уровнях образования во время сложных препятствий, таких как цифровое распределение, человеческие ресурсы, связанные с компьютерной и интернет-грамотностью. Оптимизированное использование цифровых устройств может дать сообществу множество преимуществ, особенно в сфере образования, как одна из приоритетных целей. Цифровая трансформация показывает, что она улучшает некоторые из наиболее востребованных навыков в новом обществе знаний (поиск и обработка информации, цифровая коммуникация и общение или работа с текстом). Точно так же он играет важную роль в снижении затрат, связанных с образованием, а также в ухудшении способностей к личному общению [4, 5].
В этой связи давайте рассмотрим несколько подходов к обучению, сформированных в связи с поддержкой обучения с помощью информационно-коммуникационных технологий.
- Computer-supported collaborative learning (CSCL) — совместное обучение с компьютерной поддержкой.
- Give your own device (GYOD) — предоставьте свое собственное устройство.
- Bring Your Own Device (BYOD) — возьмите с собой свое собственное устройство.
- Choose Your Own Device (CYOD) — в ыберите свое собственное устройство.
Понятие информационно-коммуникативных технологий характеризует обширный комплекс цифровых технологий, включающий компьютерную технику, программное обеспечение, системы телекоммуникаций, связанные со сбором, производством, обработкой, транспортировкой, распространением, хранением, использованием, защитой информации.
В настоящее время в сфере системы образования широко обсуждается и используется понятие «цифровая образовательная среда (digital learning environment)» (ЦББО), в частности, поисковая система Яндекса по ключевому слову «digital learning environment» насчитывает 6 млн. долл. показал результат. Понятия ЦББО»...совокупность ресурсов, обеспечивающих управление организацией профессионального образования и учебный процесс» [3].
При цифровом обучении содержательный компонент и взаимодействие переносятся в цифровую образовательную среду, и схема с точками пересечения сторон приобретает вид: преподаватель — преподаватель — цифровая образовательная среда. Но необходимым условием успешного построения процесса обучения во взаимодействии субъектов в рамках цифровой среды является обоснованное и методически грамотное использование педагогических технологий (рис.1).
Рис. 1. Дидактический тетраэдр [4]
Дидактический тэтраэдр, предложенный авторами, может быть разработан с помощью следующей схемы реализации учебной деятельности в сетевой среде, определенной Э. Битемом, Р. Шарпом. [5] определение, работа с другими, обобщение, объединение, написание, редактирование, генерация и обмен идеями, решение проблем при разработке технологий (рис.2).
В современных условиях оцифровка, развитие виртуального пространства-процесс, формирующий новую среду взаимодействия, успешную цель и деятельность, для которой необходимо развивать соответствующие знания и навыки. Развитие интернета, дистанционных образовательных технологий способствует расширению перспектив получения образования, устраняя временные, временные и иные ограничения доступа к различным информационным и образовательным ресурсам. Это связано с тем, что содержание человеческого капитала, особенно в части знаний, компетенций, определяется социальными, экономическими, политическими и культурными процессами того времени, когда происходит его формирование. Соответственно, изменение среды, формирующей спрос на определенные свойства, влияет на изменение человеческого капитала, что позволяет расширить представления о нем в зависимости от меняющегося социально-экономического контекста.
Рис. 2. Возможности цифровой образовательной среды в реализации учебной деятельности
В этой связи посредством реализации обучения в цифровой среде повышается возможность получения знаний, умений, навыков, интеллекта, продуктивного труда и качества жизни, необходимых для удовлетворения многоплановых потребностей человека и общества в целом.
Исследование профинансировано Комитетом науки, Министерством науки и высшего образования РК (AP13067801).
Литература:
- Шунк Дейл Х. Оқыту теориясы: Білім беру көкжиегі. — Алматы: «Ұлттық аударма бюросы» қоғамдық қоры, 2019 жыл. — 608 б.
- Goodyear, P., Avgeriou, P., Baggetun, R., Bartouluzzi, S., Retalis, S., Ronteltap, F., et al. (2004). Towards a pattern language for networked learning. Proceedings of Networked Learning. Retrieved September 30, 2005, from http://www.shef.ac.uk/nlc2004/Proceedings/ Individual_Papers/Goodyear_et_al.htm
- Haleem A. et al. Understanding the role of digital technologies in education: A review //Sustainable Operations and Computers. — 2022.
- Лапин В. Г. Цифровая образовательная среда как условие обеспечения качества подготовки студентов в среднем профессиональном образовании // Инновационное развитие профессионального образования. 2019. № 1 (21). С. 55–59.
- Kaputa V. et al. Digital transformation in higher education institutions as a driver of social oriented innovations //Social innovation in higher education. — 2022. — С. 61–85.
- Вайндорф-Сысоева М. Е., Субочева М. Л. Цифровая дидактика: особенности организации обучения в образовательной организации. Человеческий капитал, 2021, № 12(156) том 2. –C.15–22.
- Битэм Э., Шарп Р. Педагогиканы цифрлық дәуірде қайта зерделеу. ХХІ ғасырдағы оқыту дизайны. — Алматы: «Ұлттық аударма бюросы» қоғамдық қоры. — 2019 жыл. — 328 б.