Проблемы и практика реализации процессного подхода в управлении персоналом ОАО «Российские железные дороги» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Краснодар, февраль 2018)

Дата публикации: 02.02.2018

Статья просмотрена: 3416 раз

Библиографическое описание:

Власов, А. С. Проблемы и практика реализации процессного подхода в управлении персоналом ОАО «Российские железные дороги» / А. С. Власов, Н. А. Латышева. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 130-133. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/264/13738/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье проанализированы проблемы и практика реализации процессного подхода при управлении персоналом на железнодорожном транспорте. Сделан вывод о необходимости непрерывного обучения руководящего состава ОАО «РЖД» в целях повышения эффективности внедрения процессного подхода на предприятии.

Ключевые слова: процессный подход к управлению, управление персоналом, обучение и развитие персонала, кадровое администрирование.

Качество управленческой работы и ее эффективность во многом определяются правильно подобранными методами, принципами и подходами к решению проблем. Говоря об управлении организацией, стоит выделить три основных подхода, которые легли в основу развития теории и практики управления: ситуационный; системный; процессный.

Ситуационный, в отличие от других подходов, основывается на применении различных методов управления в зависимости от ситуации. В основу этого метода легла идея о том, что для решения проблемы в организации, при огромном количестве различных факторов во внешней и внутренней среде, нет единого верного способа ей управлять. Проблему в управлении можно решить эффективно только тем методом, который подходит в конкретной ситуации. Впервые в направлении ситуационного метода, на примере 20 предприятий, провели исследование английские ученые Т. Бернс и Г. Сталкер [1; 8].

Системный подход подразумевает собой взгляд на организацию, как на единый бизнес-процесс, где задачи, технологии, люди, структура, являются инструментами для достижения ее целей. В первоначальном виде, системный подход применялся в отношении техники и точных наук, и лишь с конца 50-х годов двадцатого века его стали рассматривать с точки зрения подхода в управлении организацией. Стоит отметить, что внедрение системного подхода, базирующегося на основе теории систем, положительно отразилось на развитии школы науки управления. Общая теория систем, как отмечают специалисты, была основана американским биологом немецкого происхождения Лео фон Берталанфи (1901–1971). Он первый из западных ученых (1937 г.) разработал основы общей теории систем, обобщив исследования в этой области, осуществленные на протяжении нескольких веков [2, С. 13].

Процессный подход относится к концепции классической школы управления, а его автором является Л. Файоль, который впервые предложил его в качестве подхода к управлению в 1980 году. Именно в те года наблюдалась обостренная конкурентная борьба, связанная с постоянным ростом и возникновением новых корпораций. Внедрение процессного подхода в организацию, как отмечают специалисты [2; 5; 7], дает возможность провести подробный анализ системы управления, на основе которого оптимизируется и структурируется вся деятельность компании. Применение процессного подхода на практике позволяет уйти от привязки к личным качествам сотрудников и руководителей, и сконцентрироваться на построении правильного бизнес-процесса. Внедрение процессного подхода к управлению — необходимое действие для большинства компаний России. Одна из самых крупных организаций в РФ, внедряющих у себя процессный подход в практике управления, открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД»). Рассмотрим организационную модель «РЖД», состоящую из 5 основных бизнес-блоков [4]:

  1. Пассажирские перевозки и клиентский сервис, данный бизнес блок ориентирован на развитие скоростных и высокоскоростных перевозок, пригородных и внутригородских, традиционных дальних перевозок.
  2. Перевозочный и логистический бизнес-блок, созданный для формирования диверсифицированной продуктовой корзины.
  3. Транспортное строительство и международный инжиниринг. Говоря о перспективе до 2030 года, «РЖД» планирует стать лидером компаний, входящих в данный холдинг и предлагающих на международном рынке: консалтинг; проектирование; поставки материалов; строительство; поставки материалов, машин, оборудования.
  4. Снижение издержек инфраструктуры для возможности создания и организации новых логистических продуктов, с улучшенными характеристиками надежности и скорости, модернизации старых и строительства дополнительных главных путей, приносящих холдингу прибыль.
  5. Социальный блок, влияющий на уровень конкурентоспособности холдинга на рынке труда (возможность привлечь и закрепить наиболее компетентный персонал). Рассматривая персонал, как ключевой ресурс компании, «РЖД» ставит в свои ключевые приоритеты политику социальной ответственности перед работниками, а учитывая свой статус еще и перед обществом и государством.

Одна из важнейших задач социально-кадрового блока ОАО «РЖД» на текущий момент развития компании, это внедрение процессного подхода в практическую деятельность управления. Именно благодаря его внедрению, сотрудники компании смогут максимально правильно выполнять свои обязанности, а руководящему звену будет проще их контролировать и обучать новых. Схему реализации процессного подхода в ОАО «РЖД» можно представить следующим образом (см. рис. 1)

рис. 1.jpg

Рис. 1. Реализация процессного подхода в управлении персоналом ОАО «РЖД» [6]

Внедряя процессный подход управления персоналом, ОАО «РЖД» потребовалось структурировать всю социально-кадровую деятельность в виде бизнес-процессов. Структурирование проводилось руководителями подразделений в рамках сетевого совещания. В 2016 году было проведено обучение по особенностям внедрения процессного подхода в управлении персоналом, оно проводилось исключительно для руководящего звена. Его цель, описать бизнес-процессы по уровням, начиная от конкретных шагов, выполняемых при осуществлении ежедневной работы и заканчивая общими направлениями деятельности социально-кадрового блока рис. 2 [6].

001249

Рис. 2. Декомпозиция бизнес-процессов социально-кадрового блока ОАО «РЖД»

Основные вопросы по управлению персоналом отображены на рисунке 3. Они называются процессами первого уровня, и включают в себя: организацию труда; обучение персонала; оценку персонала; кадровое администрирование и т. д. [6]

001250

Рис. 3. Целевая модель с процессами 1 уровня

На данном этапе разработки процессного подхода к управлению для ОАО «РЖД» были разработаны и утверждены девять регламентов в сфере управления персоналом и оплаты труда. Каждый из регламентов создан для описания бизнес-процесса начального уровня целевой модели социальных и кадровых процессов. После их написания и утверждения главной задачей остается — внедрение и соблюдение в ежедневной практике работы каждого из подразделений.

Проведя анализ текущей системы управления персонала и процесса перехода к процессному подходу, было выявлено несколько основных проблем: недостаток времени; нехватка персонала; не одновременный переход различных подразделений к новым бизнес-процессам; недопонимание технологии с точки зрения персонала. Для того чтобы, вся документация в организации в течение сжатых сроков была приведена в соответствие новым регламентам, были задействованы все имеющиеся ресурсы подразделений. Оказалось, что текущих ресурсов персонала недостаточно для выполнения этой задачи в конкретные сроки, именно поэтому на данном этапе потребовалось введение дополнительной штатной единицы. Для решения вопроса недопонимания новой технологии и перехода к процессному подходу, было решено проводить регулярные обучающие семинары и тренинги не только для руководителей, но и для каждого из сотрудников отдела управления персоналом.

В силу того, что подразделения ОАО «РЖД» отдалены друг от друга, возникает проблема разницы часовых поясов, а это значит, что проведение общих образовательных программ невозможно, даже в режиме online. Для решения этой проблемы обучающие мероприятия проводились централизованно внутри каждого их филиалов, для всех сотрудников из отделов управления персоналом.

Безусловно, переход к процессному управлению непростой и затратный в плане использования ресурсов процесс, но именно он позволил получить для ОАО «РЖД» следующие важные изменения: повышение управляемости предприятия; стандартизация бизнес-процессов; снижение количества ошибок со стороны сотрудников; масштабирование бизнеса; внедрение новых подходов для управления и мотивации персонала.

Литература:

  1. Барков, С.А., Зубков, В. И. Социология организаций. — М. Издательство Юрайт, 2013.
  2. Барков С. А. Сетевые отношения как организационная инновация и основа экономической и социальной безопасности // Логистика и безопасность России / Под ред. Т. М. Степанян. — М.: МАКС Пресс, 2016.
  3. Бирюкова О. Ю., Охотников И. В. Социально-экономическое прогнозирование: учебное пособие. — М.: МАКС Пресс, 2017.
  4. Официальный сайт ОАО «РЖД». URL: http://ar2013.rzd.ru/ru/.
  5. Охотников И. В. Процессный подход к организации планирования и моделирования потоков в логистических системах и цепях поставок // Устойчивость и безопасность в современном мире: экономико-социальные и управленческие тенденции: сборник статей по материалам международной научно-практической конференции (май 2017 г.) / Под ред. Т. М. Степанян. — Москва-Ярославль: Канцлер, 2017.
  6. Процессный подход в управлении персоналом ОАО «РЖД». — М.: ЦКАДР, 2015.
  7. Юрлова А. А. Внедрение процессного подхода в России: проблемы и решения // Российское предпринимательство. — 2014. — № 14 (260). с. 61–71.
  8. Управление человеческими ресурсами. В 2 ч. / Под ред. С. А. Баркова, В. И. Зубкова. — М.: Издательство Юрайт, 2016.
Основные термины (генерируются автоматически): подход, управление персоналом, системный подход, кадровое администрирование, общая теория систем, поставка материалов, практик управления, руководящее звено, управление организацией, целевая модель.

Похожие статьи

Анализ проблем управления человеческими ресурсами и методов их эффективного решения на примере ОАО «РЖД»

В статье анализируются методы управления человеческими ресурсами на примере ОАО «Российские железные дороги». Сделан вывод о необходимости совершенствования методов управления персоналом на основе внедрения системного подхода к формированию кадровой ...

Совершенствование корпоративного профессионального обучения на основе внедрения комплексного подхода к управлению компетенциями персонала

В статье рассмотрена система непрерывного корпоративного профессионального образования персонала ОАО «Российские железные дороги». Сделан вывод о необходимости дальнейшего развития корпоративной системы обучения на основе внедрения комплексного подхо...

Кадровая политика как инструмент стратегического управления персоналом ОАО «РЖД» в условиях экономических реформ

В статье проанализированы стратегические приоритеты кадровой политики российских железных дорог. Сделан вывод о необходимости укрепления связей между Компанией и образовательными учреждениями, направленных на совершенствование системы профессионально...

Процессный подход в управлении персоналом в ОАО «РЖД»

Статья посвящена процессному подходу и его применению в компании ОАО «РЖД». Управление персоналом заключается в определении отношений между объектом и субъектом управления. Формирование наиболее эффективных и рациональных взаимоотношений между ними, ...

Совершенствование кадровой политики коммерческого предприятия

В статье рассмотрены понятия, цели, задачи, условия и механизм реализации и оценки кадровой политики, состояние кадровой политики на примере коммерческой организации. Разработаны предложения по совершенствованию кадровой политики на коммерческом пред...

Корпоративная система профессионального образования как основа развития кадрового потенциала ОАО «Российские железные дороги»

В статье проанализирована отраслевая система профессионального образования Холдинга РЖД. Сделан вывод о необходимости развития системы бизнес-образования, в целях обеспечения высококвалифицированными кадрами новых направлений деятельности ОАО «РЖД», ...

Организация управленческого учета и его совершенствование на примере АО «Стройтрансгаз»

В настоящей статье освещены вопросы практической значимости управленческого учета как основы современной системы контроллинга в организациях на примере АО «Стройтрансгаз». Рассмотрены основные прикладные аспекты и характеристики систем управленческог...

Развитие службы управления персоналом на предприятии

В статье рассматривается развитие службы управления персоналом на предприятии, как важнейший этап формирования коллектива и предприятия в целом. В работе проанализированы различные способы отбора и расстановки кадров, рассмотрены методы подготовки пе...

Организация технического аудита и моделирование работы железнодорожной станции в зависимости от качества ее ресурсного обеспечения

В статье рассматривается внедрение технического аудита, что позволит более полно и объективно устанавливать непосредственные причины возникновения аварийности на железнодорожном транспорте Республики Узбекистан. Это достигается за счет оценки не толь...

Совершенствование системы дополнительного профессионального образования корпорации ОАО «РЖД» на основе компетентностного подхода

В статье проанализирован компетентностный подход к управлению системой дополнительного профессионального образования на железнодорожном транспорте. Сделан вывод о необходимости повышения качества профессиональной подготовки персонала ОАО «РЖД» в соот...

Похожие статьи

Анализ проблем управления человеческими ресурсами и методов их эффективного решения на примере ОАО «РЖД»

В статье анализируются методы управления человеческими ресурсами на примере ОАО «Российские железные дороги». Сделан вывод о необходимости совершенствования методов управления персоналом на основе внедрения системного подхода к формированию кадровой ...

Совершенствование корпоративного профессионального обучения на основе внедрения комплексного подхода к управлению компетенциями персонала

В статье рассмотрена система непрерывного корпоративного профессионального образования персонала ОАО «Российские железные дороги». Сделан вывод о необходимости дальнейшего развития корпоративной системы обучения на основе внедрения комплексного подхо...

Кадровая политика как инструмент стратегического управления персоналом ОАО «РЖД» в условиях экономических реформ

В статье проанализированы стратегические приоритеты кадровой политики российских железных дорог. Сделан вывод о необходимости укрепления связей между Компанией и образовательными учреждениями, направленных на совершенствование системы профессионально...

Процессный подход в управлении персоналом в ОАО «РЖД»

Статья посвящена процессному подходу и его применению в компании ОАО «РЖД». Управление персоналом заключается в определении отношений между объектом и субъектом управления. Формирование наиболее эффективных и рациональных взаимоотношений между ними, ...

Совершенствование кадровой политики коммерческого предприятия

В статье рассмотрены понятия, цели, задачи, условия и механизм реализации и оценки кадровой политики, состояние кадровой политики на примере коммерческой организации. Разработаны предложения по совершенствованию кадровой политики на коммерческом пред...

Корпоративная система профессионального образования как основа развития кадрового потенциала ОАО «Российские железные дороги»

В статье проанализирована отраслевая система профессионального образования Холдинга РЖД. Сделан вывод о необходимости развития системы бизнес-образования, в целях обеспечения высококвалифицированными кадрами новых направлений деятельности ОАО «РЖД», ...

Организация управленческого учета и его совершенствование на примере АО «Стройтрансгаз»

В настоящей статье освещены вопросы практической значимости управленческого учета как основы современной системы контроллинга в организациях на примере АО «Стройтрансгаз». Рассмотрены основные прикладные аспекты и характеристики систем управленческог...

Развитие службы управления персоналом на предприятии

В статье рассматривается развитие службы управления персоналом на предприятии, как важнейший этап формирования коллектива и предприятия в целом. В работе проанализированы различные способы отбора и расстановки кадров, рассмотрены методы подготовки пе...

Организация технического аудита и моделирование работы железнодорожной станции в зависимости от качества ее ресурсного обеспечения

В статье рассматривается внедрение технического аудита, что позволит более полно и объективно устанавливать непосредственные причины возникновения аварийности на железнодорожном транспорте Республики Узбекистан. Это достигается за счет оценки не толь...

Совершенствование системы дополнительного профессионального образования корпорации ОАО «РЖД» на основе компетентностного подхода

В статье проанализирован компетентностный подход к управлению системой дополнительного профессионального образования на железнодорожном транспорте. Сделан вывод о необходимости повышения качества профессиональной подготовки персонала ОАО «РЖД» в соот...