Создание экологического мини-музея «Волшебный мир деревьев» c детьми 5–6 лет
Автор: Новик Наталья Александровна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
III международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Казань, март 2018)
Дата публикации: 06.03.2018
Статья просмотрена: 1856 раз
Библиографическое описание:
Новик, Н. А. Создание экологического мини-музея «Волшебный мир деревьев» c детьми 5–6 лет / Н. А. Новик. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 115-117. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13950/ (дата обращения: 17.12.2024).
Ключевые слова: мини-музей, мир деревьев, экспериментально-исследовательская деятельность.
В зависимости от возраста человека музей воспринимается по-разному. Для взрослого — это хранилище истинных культурных ценностей, а для ребенка — мир невиданных вещей и открытий. Музей обладает большим образовательным потенциалом. Выступая в качестве источника информации о живой и неживой природы, он способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности.
Работа началась с того, что однажды Настя принесла в группу деревянную заколку для волос. Мы вместе рассмотрели её, и у детей возникли вопросы: Какие можно сделать украшения из дерева? Какие еще бывают деревянные изделия? Зачем нужны деревья?
Цель: формирование у детей познавательного интереса к разнообразию деревьев через организацию мини-музея.
Задачи:
образовательные:
‒ расширить представление детей о пользе деревьев для человека
‒ сформировать знание ребят об условия, без которых дерево не может прожить, на ее связи с окружающей средой, с птицами, насекомыми.
развивающие:
‒ — развивать творческие способности детей;
воспитательные:
‒ — воспитывать бережное отношение к природе.
Первым шагом в намеченной работе с детьми стало создание мини — музея «Волшебный мир деревьев». Мною были определенны темы разделов в мини — музее.
Первый раздел — «Как дерево дышит, питается, растет», здесь используется рисунок дерева в разрезе.
Второй раздел — «Лесная аптека доктора Айболита», в этом разделе поместила пакетики с березовыми почками, с шишками ольхи.
Третий раздел — «Ветки и кора», здесь находятся кора сосны, березы, тополя, карагача, тополя и дуба.
Четвертый раздел — «Плоды и семена», помещены мини корзиночки с различными семенами и плодами разных деревьев.
Пятый раздел — «В корне вся сила дерева», это самый интересный для детей раздел в котором лежит корень двухлетней рябины.
Шестой раздел — «Дерево в жизни человека».
Седьмой раздел — «Как человек использует дерево».
Восьмой раздел — «Такие разные деревья», здесь представлены альбомы для детей: «Деревья», «Деревья в живописи», «Русские народные инструменты из дерева», «Листья и деревья на гербах городов России», «Деревянное кружево Самарских улочек», «Деревья — памятники живой природы», «Удивительные деревья планеты Земля».
Девятый раздел — «Дерево спасатель», здесь помещен распил бревнышка вдоль и наклеены насекомые, которые живут под корой дерева и птицы со зверями, которые обитают на коре дерева.
Десятый раздел — «Дерево загадок», мною сделан коллаж дерева на ветках которого висят листья-загадки.
Одиннадцатый раздел — «Игры на опушке леса», размещены картотека дидактических игр, а также настольно-печатные игры.
Двенадцатый раздел — «Сказки и рассказы», здесь лежит вся художественная литература о деревьях: А Лопатина «Жизнь дерева», «Мудрость дерева», М Скребцова «Липкины дары», В. А. Сухомлинский «Красота — радость жизни».
Тринадцатый раздел — «Дерево во все времена года», сделана модель дерева, которая показывает, как выглядит лиственное дерево в разное время года.
Четырнадцатый раздел — «Макет леса», на макете леса расположены виды деревьев, с которыми знакомились дети.
В своей работе я использовала целевые экскурсии с детьми к деревьям на территории детского сада. Особое внимание уделялось особенностям внешнего вида деревьев сходству и различию по внешнему облику. Также дети побывали на виртуальной экскурсии, на фабрику изготовлению бумаги [6] и в мастерской по изготовлению деревянной игрушки. [7]
Дети сами попробовали роль экскурсовода, когда проводили экскурсию по мини — музею для своих родителей и для детей параллельной группы.
Проводила беседы с детьми: «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой», «Для чего нужны деревья?», «Почему болеют деревья? Как им помочь?», «Как деревья помогают человеку», «Деревья- наше богатство», «Жители дерева».
В нашей группе оформлена выставка творческих работ детей с использованием материалов из мини — музея «Волшебный мир деревьев». Например: тополиный пух использовался в аппликации «Заяц». Сосновые шишки в поделке «Ёжик». Желуди в поделке «Лось». Семена — крылатки клена в аппликации «Ромашка». Листья деревьев в аппликации «Птицы». Стружку дерева в аппликации «Дерево осенью».
Знания, которые дети получают в образовательной деятельности по ознакомлению с деревьями, закрепляются в игровой деятельности: дидактические игры («С какой ветки детки», «Отгадай дерево», «С какого дерева листок», «Веточки деревьев», «Найди дерево по описанию»); подвижные игры («Посади дерево», «Тополь», «Высокий дуб», «Липкие пеньки», «Веревочка», «Во поле береза стояла») и сюжетно — ролевые («Айболит лечит дерево», «Поездка в лес»).
Во время экскурсий по участку детского сада дети заметили, что не все деревья растут на нашем участке. Ваня принес саженец русского клёна, который он с мамой вырастил у себя дома. Мы с детьми посадили этот саженец на своём участке, и даже выбрали ему имя. Моя задача была в том, как привить любовь к этому дереву и поэтому дать ему имя, значит стать дереву настоящим другом. У детей появился интерес к росту этого дерева, к его изменениям. Они на каждой прогулке с удовольствием поливали, рыхлили землю вокруг саженца.
После этого мною было предложено просмотреть фильм «Как из желудя вырос дуб» [5] и попробовать вырастить свои саженцы дубков. Дети посадили каждый свой жёлудь в стаканчик, и вот чудо: появились ростки, детской радости было безгранично.
Совместно с детьми была организована экспериментально — исследовательская деятельность по знакомству с деревьями.
Исследования:
- 1.«Строение семени тополя». Рассматривая под лупой семена тополя, детям рассказывала о значении пуха. Семена тополя покрыты длинными шелковистыми волосками (пухом) и они быстро впитывают влагу, создавая тем самым хорошие условия для прорастания семян.
- «Строение колец жизни дерева». Во время прогулки находим пень спиленного дерева. Объясняем детям, что деревья спиливают, когда они становятся старыми и в любой момент могут упасть, угрожая жизни людей. Задаем вопрос детям: «А как можно точно узнать, сколько лет было дереву?». Рассматриваем на пне годичные кольца. Объясняем детям, как они образуются. Рассматриваем через лупу годичные кольца. Каждое кольцо соответствует одному году жизни дерева. [1, с.14]
Эксперименты:
1.«Как солнечный свет влияет на листья дерева?». Во время прогулки к живому листочку нужно приложить кусочек фольги. Фольгу закрепить скотчем. Через 5–7 дней снять фольгу. Дети увидели, что та часть листа, которая была закрыта фольгой, стала желтого цвета. Вывод: в листьях растений под влиянием света вырабатывается хлорофилл, который питает листочки. Он зеленого цвета. Вот почему осенью, когда солнечного света становится все меньше, листья желтеют и опадают. [1, с.12]
2. «Как можно использовать опилки?».
а) Приготовить ванночки с водой и налить туда немного клея и крахмала, после попросить детей добавить небольшое количество древесных опилок. Дети все перемешивают и получают однородную массу в виде пластилина. Дальше дать волю фантазии у детей, что можно слепить из этой массы. Вывод: из древесных опилок можно вылепить разные фигурки.
б). Положить опилки в неглубокую посуду и пропитать их эфирным маслом. Когда опилки высохнут, можно положить их в тканевый мешочек и завязать. Можно этот мешочек положить в детский шкафчик для приятного запаха. Вывод: благодаря отличным впитывающим свойствам опилки можно использовать как натуральный ароматизатор.
В образовательную деятельность были вовлечены и родители воспитанников. Вместе с детьми они, фотографировались с деревьями, которые растут во дворах, а после приносили фотографии в группу и рассказывали о том почему данное дерево их так впечатлило. Родители с детьми, делали открытки с пожеланием для полюбившегося дерева. Собирали коллекцию плодов, семян и листьев деревьев.
Таким образом, при создании мини — музея и работы в нём, идёт постоянное обогащение представлений детей о мире деревьев, идёт развитие умения работать в группе, практических навыков речевого общения, любознательности, гордости за результат труда. Перед детьми раскрываются новые представления о красивых величественных деревьях.
Литература:
- Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014 г.
- Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста — СПб.: «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2015г.
- Рыжова Н. А. Программа «Наш дом — природа» М.: «КАРАПУЗ — ДИДАКТИКА», 2005г.
- Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог» Система работы в старшей группе детского сада. — М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2016г.
- https://www.youtube.com/watch?v=7aifswI0MmY
- https://www.youtube.com/watch?v=YKIWfxo2qGc
- https://www.1tv.ru/shows/dobroe-utro/reportazh/kak-delayut-derevyannye-igrushki
Похожие статьи
Формирование основ естественно-научной грамотности детей старшего дошкольного возраста через организацию проекта «Юные метеорологи»
В статье представлен практический опыт организации экологического проекта с детьми старшего дошкольного возраста, приводится описание метеостанции на участке детского сада, содержание работы с детьми.
Сценарий экологического развлечения в подготовительной группе «Мы помощники природы»
Данный сценарий является частью проектной деятельности по теме: «Юные экологи».
Проект «Волшебные свойства соли» в старшей группе детского сада
В статье описан опыт работы педагогов детского сада по организации и проведению познавательно-исследовательского проекта. Акцент делается на экспериментальную и игровую деятельность.
Мастер-класс для детей старшего дошкольного возраста «Птица дружбы»
Мастер-класс по приобщению воспитанников дошкольной организации к традиции изготовления русской народной игрушки птицы-свистульки с использованием элементов сказкотерапии.
Педагогический проект «Животный и растительный мир озер Вологодской области»
В статье авторы показывают важность вовлечения родителей в активную образовательную деятельность, направленную на ознакомление с животным и растительным миром озер Вологодской области и природоохранной деятельностью человека.
От мини-музеев детского сада к музею-заповеднику «Мариинск исторический»
Статья представляет описание опыта работы дошкольного учреждения по приобщению дошкольников к культурному наследию своего края, Родины через использование музейной педагогики, где одним из механизмов сбережения и трансляции достижений культуры выступ...
Похожие статьи
Формирование основ естественно-научной грамотности детей старшего дошкольного возраста через организацию проекта «Юные метеорологи»
В статье представлен практический опыт организации экологического проекта с детьми старшего дошкольного возраста, приводится описание метеостанции на участке детского сада, содержание работы с детьми.
Сценарий экологического развлечения в подготовительной группе «Мы помощники природы»
Данный сценарий является частью проектной деятельности по теме: «Юные экологи».
Проект «Волшебные свойства соли» в старшей группе детского сада
В статье описан опыт работы педагогов детского сада по организации и проведению познавательно-исследовательского проекта. Акцент делается на экспериментальную и игровую деятельность.
Мастер-класс для детей старшего дошкольного возраста «Птица дружбы»
Мастер-класс по приобщению воспитанников дошкольной организации к традиции изготовления русской народной игрушки птицы-свистульки с использованием элементов сказкотерапии.
Педагогический проект «Животный и растительный мир озер Вологодской области»
В статье авторы показывают важность вовлечения родителей в активную образовательную деятельность, направленную на ознакомление с животным и растительным миром озер Вологодской области и природоохранной деятельностью человека.
От мини-музеев детского сада к музею-заповеднику «Мариинск исторический»
Статья представляет описание опыта работы дошкольного учреждения по приобщению дошкольников к культурному наследию своего края, Родины через использование музейной педагогики, где одним из механизмов сбережения и трансляции достижений культуры выступ...