Педагогический проект «Животный и растительный мир озер Вологодской области»
Авторы: Кузьмина Светлана Николаевна, Халезова Алла Вениаминовна, Зиновьева Вера Федоровна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (74) апрель 2024 г.
Дата публикации: 26.03.2024
Статья просмотрена: 47 раз
Библиографическое описание:
Кузьмина, С. Н. Педагогический проект «Животный и растительный мир озер Вологодской области» / С. Н. Кузьмина, А. В. Халезова, В. Ф. Зиновьева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 4 (74). — С. 52-54. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/265/9104/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье авторы показывают важность вовлечения родителей в активную образовательную деятельность, направленную на ознакомление с животным и растительным миром озер Вологодской области и природоохранной деятельностью человека.
Ключевые слова: дети, озеро, обитатели, родители, Вологодская область.
- Цель проекта: Привлечение родителей к воспитанию у дошкольников основ экологической культуры в процессе ознакомления с животным и растительным миром озер Вологодской области и природоохранной деятельностью человека.
- Задачи проекта:
1) Обратить внимание родителей на проблемную ситуацию — недостаточность у детей знаний о живой природе.
2) Создать условия для включения родителей и детей в обсуждение ситуации, способствовать формированию у детей умений выражать свою мысль, доказывать свою точку зрения.
3) Способствовать сближению всех членов семьи за счет совместного поиска информации о флоре и фауне озер Вологодской области.
4) Вовлечение родителей и детей в активную образовательную деятельность, направленную на сохранение природных богатств.
5) Познакомить детей с водоплавающими животными и растительным миром озер Вологодской области, а также с обитателями озера, занесенными в Красную книгу Вологодской области;
6) Расширение представлений о значении озер в жизни человека.
7) Воспитывать бережное отношение к природе.
- Актуальность проекта
Рассматривая карту Вологодской области, дети отметили, что на карте много синего цвета. Синим цветом, обозначена вода, это озера и реки. В нашей области насчитывается более четырех тысяч озер. Дети отметили, что озера на карте отличаются друг от друга. У них разная форма (круглая, вытянутая, изогнутая), есть большие озера и маленькие. Большинство озер образовались в очень далекие времена, когда на нашей территории начал таять ледник. В них разнообразная и богатая жизнь, в озере обитают различные живые существа, жизнь которых связанна с водой. Это звери, птицы, рыбы, насекомые и растения. Озеро — их общий дом. Озера всегда привлекали к себе людей. Люди отдыхают у озера, нередко оставляя за собой мусор. Рыбаки вылавливают рыбу в больших количествах. Охотники устраивают охоту за дичью, истребляя птиц и животных водоема. По озеру ходят большие и маленькие судна, загрязняя воду.
Неразумное использование водных ресурсов приводит к экологическим проблемам. У детей возник интерес к обитателям озер, им захотелось узнать, как они приспособились к условиям жизни озера, научиться разумно, пользоваться водными ресурсами. Что бы узнать, необходимо привлечь внимание детей и родителей к проблеме правильного разумного отношения к природе, к богатству родного края. Можно ли все это сохранить, взаимодействуя с природой? Какие правила необходимо соблюдать? Исходя из проблемы, возникло противоречие между необходимостью помочь детям изучить животный и растительный мир озер, и узнать, как правильно взаимодействовать с природой (озером), чтобы не навредить, и невозможность сделать это со стороны родителей (нет времени, отсутствие необходимых знаний, отсутствие возможности выехать на озеро), подтолкнуло на поиск действенных форм включения родителей воспитанников к сотрудничеству с ДОУ. Разобраться с этим вопросом поможет образовательная деятельность, осуществляемая в ходе реализации проекта «Животный и растительный мир озер Вологодской области».
Описание проекта. Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста и их родителей. Работая над проектом, дети получают новые знания об озере, его флоре и фауне, о местонахождении (внешний вид, география, вода), о позитивной и негативной деятельности человека на озере.
Образовательная деятельность с воспитанниками по реализации проекта при ознакомлении строится с учетом интеграции образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Реализация проекта предусматривает поэтапное решение проблемы через различные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, изобразительную, познавательно-исследовательскую и др.
Дети постепенно приобретают знания об озере, его многообразной природе, учатся, бережно относится к природным богатствам озер.
Взаимодействие всех участников проекта: детей, родителей, педагогов, предусматривает реализацию цели и задач по поставленной проблеме. Итогом проектной деятельности является продукт: настольный макет«Озеро и его обитатели»
- Участники проекта: дети подготовительной логопедической группы, педагоги, родители.
- Сроки реализации проекта: февраль-март
Работа над данным проектом велась в течение двух месяцев. Планирование работы осуществляется с учетом реализуемой программы.
- Этапы работы
№ |
Деятельность педагогов с детьми |
Деятельность родителей с детьми |
Деятельность педагогов с родителями |
I |
Подготовительный этап (февраль) |
||
Беседы «Как разные животные живут в одном озере?» «Как люди вредят природе? |
Чтение познавательной литературы, поиск информации в сети интернет. |
Анкетирование «Что знают ваши дети об обитателях озер Вологодской области? Обсуждение вопроса на родительском собрании (распределение обязанностей). |
|
II |
Основной этап (февраль-март) |
||
Чтение книг: Авдеева Н. Н., Степанова Г. Б. Экологическое воспитание дошкольников: 2003, Ярославль. Бурова Л.И, Грищенко Н. Е., Логовеева Г. П. Родной край.- Москва: 1998. Работа с картой Вологодской области Мастерская. Изготовление экспонатов для макета: рисование рыб, птиц, животных, растений. Презентация на тему: «Животный и растительный мир озер Вологодской области» (в приложении) Паспорт макета Игровые ситуации по макету. Оформление макета « Озеро и его обитатели ». |
Встреча с интересными людьми (работник библиотеки, мама воспитанницы нашей группы). Беседа о природе родного края. Мастер-класс Рисование три Д ручкой атрибутов для макета (мама воспитанницы). Творческая мастерская. Изготовление экологических знаков для макета (мама воспитанницы). |
Наглядная информация для родителей папка- передвижка «Берегите озера!» Квест. «Тайна Белого озера» Экскурсия в музей Природы. Экспозиция «От рыбинки к рыбинке» Городская акция. «Береги свою планету с теплым именем Земля» Создание плаката. Создание альбома. Обитатели озер, занесенные в Красную книгу Вологодской области. |
|
III |
Завершающий этап (март) |
||
1.Конечный продукт. Настольный макет «Озеро и его обитатели» 2.Презентация макетавгруппе ВКонтакте «Звездочки». |
|||
- Практическая значимость.
В результате проделанной работы у детей увеличился запас знаний о животном и растительном мире озер Вологодской области. Они узнали, как животные озер приспособились друг к другу, к природным условиям, узнали их повадки и образ жизни в различные времена года, а также как бережно относиться к природе.
У родителей повысилась компетентность в вопросе приобщения детей к бережному отношению к природе родного края и ответственного поведения с живыми объектами озера. Для выявления эффективности проделанной работы, провели наблюдение за детьми и опрос родителей. В результате данного проекта вместе с родителями и детьми было принято решение продолжать работу в данном направлении, знакомясь с другими природными сообществами родного края (лес, поле, луг, болото и др.)
- Используемые ресурсы.
1) Информационные ресурсы — поиск в интернете, домашняя и городская детская библиотека, музей Природы.
2) Материально-технические ресурсы — канцтовары, файлы, три Д ручка, принтер, бумага, ламинатор.
- Продукт проекта.
Настольный макет «Озеро и его обитатели» .
Литература:
- Детский сад — эталон экологической культуры // Вестник экологического образования в России. — 2004. — N 2.
- Иванова Г. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. — 2004. — N 7.
- Казаручик Г. И. Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. — 2008. — N 2.
- Николаева С. Формирование начал экологической культуры // Дошкольное воспитание. — 1998. — N 5.
- Павлова Л. Ю. Экологическое воспитание: практическая деятельность детей // Ребенок в детском саду. — 2004. — N 1.
Похожие статьи
Педагогические условия организации эффективного эколого-краеведческого воспитания младших школьников на уроках дисциплины «Окружающий мир»
В данной статье рассмотрены педагогические условия организации эффективного эколого-краеведческого воспитания младших школьников. Выявлена и обоснована необходимость использования эколого-краеведческого воспитания на уроках «Окружающий мир».
Организация образовательной деятельности на экологической тропе дошкольной образовательной организации с детьми младшего и среднего возраста
В статье речь идет об организации экологической тропы для дошкольников в детском саду, ее роли в воспитании у дошкольников любви к природе.
Формирование знаний о животных у детей дошкольного возраста
В данной работе представлен опыт работы и определены наиболее эффективные педагогические условия по формированию знаний о животных у детей дошкольного возраста. Данный материал может быть полезен в работе педагогам дошкольных образовательных организа...
Профориентационная работа с младшими школьниками
Статья обобщает опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, путем вовлечения детей в активную познавательную творческую деятельность, а также родителей в жизнедеятельность класса.
Воспитание маленьких патриотов на основе ознакомления с военной историей города
В статье рассматривается актуальность темы нравственного и патриотического воспитания старших дошкольников — одной из важнейших задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и ро...
«Мы в природе — природа в нас». Реализация экологического воспитания в детском саду
В статье представлена работа по формированию у дошкольников экологической культуры. Воспитать ребенка гуманной личностью, способной понимать и любить окружающий мир, природу и ответственно относиться к ней.
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с промыслами мордвы
В статье раскрываются актуальность и эффективные условия экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с промыслами мордвы.
Проект как средство экологического образования младших школьников
Статья посвящена проблеме экологического образования в школе посредством проектной деятельности. Автором разработан комплекс проектов экологической направленности, направленный на повышение у младших школьников уровня экологических знаний и формирова...
Концепция создания этнографического парка «Древняя Русь» на территории Вологодской области
В данной статье главное внимание обращено на необходимость инновационного подхода к развитию этнографического туризма в Вологодской области. Рассмотрены некоторые из существующих объектов, деятельность которых связана с этнографическим туризмом. Пред...
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического пособия «Волга — матушка-царица»
В статье авторы знакомят с авторским дидактическим пособием для детей старшего дошкольного возраста на экологическую тематику.
Похожие статьи
Педагогические условия организации эффективного эколого-краеведческого воспитания младших школьников на уроках дисциплины «Окружающий мир»
В данной статье рассмотрены педагогические условия организации эффективного эколого-краеведческого воспитания младших школьников. Выявлена и обоснована необходимость использования эколого-краеведческого воспитания на уроках «Окружающий мир».
Организация образовательной деятельности на экологической тропе дошкольной образовательной организации с детьми младшего и среднего возраста
В статье речь идет об организации экологической тропы для дошкольников в детском саду, ее роли в воспитании у дошкольников любви к природе.
Формирование знаний о животных у детей дошкольного возраста
В данной работе представлен опыт работы и определены наиболее эффективные педагогические условия по формированию знаний о животных у детей дошкольного возраста. Данный материал может быть полезен в работе педагогам дошкольных образовательных организа...
Профориентационная работа с младшими школьниками
Статья обобщает опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, путем вовлечения детей в активную познавательную творческую деятельность, а также родителей в жизнедеятельность класса.
Воспитание маленьких патриотов на основе ознакомления с военной историей города
В статье рассматривается актуальность темы нравственного и патриотического воспитания старших дошкольников — одной из важнейших задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и ро...
«Мы в природе — природа в нас». Реализация экологического воспитания в детском саду
В статье представлена работа по формированию у дошкольников экологической культуры. Воспитать ребенка гуманной личностью, способной понимать и любить окружающий мир, природу и ответственно относиться к ней.
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с промыслами мордвы
В статье раскрываются актуальность и эффективные условия экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с промыслами мордвы.
Проект как средство экологического образования младших школьников
Статья посвящена проблеме экологического образования в школе посредством проектной деятельности. Автором разработан комплекс проектов экологической направленности, направленный на повышение у младших школьников уровня экологических знаний и формирова...
Концепция создания этнографического парка «Древняя Русь» на территории Вологодской области
В данной статье главное внимание обращено на необходимость инновационного подхода к развитию этнографического туризма в Вологодской области. Рассмотрены некоторые из существующих объектов, деятельность которых связана с этнографическим туризмом. Пред...
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического пособия «Волга — матушка-царица»
В статье авторы знакомят с авторским дидактическим пособием для детей старшего дошкольного возраста на экологическую тематику.