Роль принципа регионализма при реализации в детском саду экологического проекта «Письма животным КРАСНОЙ КНИГИ Волгоградской области» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Роль принципа регионализма при реализации в детском саду экологического проекта «Письма животным КРАСНОЙ КНИГИ Волгоградской области» / Е. В. Васильева, И. Ф. Воликова, В. Н. Дремлюга [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46.2 (232.2). — С. 22-28. — URL: https://moluch.ru/archive/232/54075/ (дата обращения: 21.11.2024).



Одной из наиболее общепризнанных форм охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения являются Красные книги, имеющие статус справочного и юридического документа. Красная книга Российской Федерации является официальным документом, учрежденным в целях выявления и охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов» [5, 6].

В 1991 году Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» было впервые декларировано создание региональных Красных книг как обязанности субъектов, входящих в состав Российской Федерации.

Красную книга Волгоградской области учреждена в 2004 году постановлением главы Администрации Волгоградской области. В Перечень объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Волгоградской области, включены:

 редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных, постоянно или временно обитающие в пределах Волгоградской области и имеющие международное значение;

 редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных, постоянно или временно обитающие в пределах Волгоградской области, имеющие федеральное значение: виды, занесенные в Красную книгу Российской Федерации и Перечень объектов животного и растительного мира, нуждающихся в особом внимании к их состоянию в природной среде;

 редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных, постоянно или временно обитающие в пределах Волгоградской области, имеющие региональное значение и нуждающиеся в специальных административно-правовых действиях, направленных на установление режима особой охраны и разработку мер по их восстановлению;

 редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды диких животных, постоянно или временно обитающие в естественной природной среде в пределах Волгоградской области, о которых имеются данные, свидетельствующие об опасном сокращении численности, неблагоприятных изменениях условий существования этого объекта или другие данные, подтверждающие необходимость принятия специальных мер по его охране и восстановлению [1, 2,с.4].

Н.А. Рыжова, доктор педагогических наук и кандидат биологических наук, автор программы «Наш дом – природа» пишет: «В работе с дошкольниками предпочтение должно быть отдано принципу регионализма, а не глобализма».

Дошкольное экологическое образование даже больше, чем школьное, должно опираться, на объекты ближайшего окружения, что связано с конкретным мышлением детей данного возраста. Изучение глобальных проблем – кислотных дождей, утончения озонового слоя, информация о которых иногда включается педагогами в содержание непосредственно образовательной деятельности, представляется нецелесообразным. Объяснить сущность глобальных проблем в большинстве случаев воспитатель может только при помощи беседы, без наглядного материала. Все понятия, связанные с глобальными проблемами, остаются для ребенка абстракцией, в чем-то даже сказкой и воспринимаются с трудом. Дошкольник не может осознанно ответить на вопрос о причинах возникновения озоновых дыр. Вряд ли возможно, да и нужно «сформировать у дошкольника чувство ответственности за сохранение зеленого наряда планеты», достаточно ограничиться ближайшими растениями [7, c.99].

С глобальными проблемами должны быть знакомы сами педагоги и родители. Формирование же экологических представлений ребенка (в том числе и об экологических проблемах), экологически грамотного поведения, соответствующего отношения к окружающей среде происходит на основе его знакомства с объектами ближайшего окружения. Для решения задач экологического образования должны быть подобраны объекты, явления, доступные ребенку, сущность которых он может познать в процессе детской деятельности.

Регионализм проявляется и в отборе для изучения объектов живой и неживой природы, прежде всего, своего края, с учетом его историко-географических, этнографических особенностей. Это очень важный момент, так как опыт показывает: многие дошкольники лучше знают представителей животного, растительного мира тропических лесов, арктики и антарктики, тундры и лесотундры, чем обитающих рядом с ними. Проведенный опрос дошкольников показал следующее. На вопрос: «Каких животных ты видел?» – дети отвечают, называя животных, которых видели по телевизору или на планшете, реже в книгах и зоопарке, а еще реже – на даче и в лесу. Практически единицы указали птиц, бабочек, обитающих в городе, рядом с ними. Поэтому крайне важно показать ребенку особенности взаимодействия человека и природы на примерах региона, в котором живет. Вот почему с учетом принципа регионоведения в нашей дошкольной организации реализован совместно с природным парком ООПТ «Волго-Ахтубинская пойма» эколого-просветительский проект «Письма животным, занесенным в КРАСНУЮ КНИГУ Волгоградской области» (в рамках межрегионального проекта «ПИСЬМА ЖИВОТНЫМ» с опорой на приоритетную программу «Дикая природа России: сохранить и увидеть»).

В эколого-просветительском проекте принимали участие:

ДЕТИ: 3 лет – 25

4 лет – 74

5 лет – 73

6 лет – 29

1, 5 – 2 года – 11

Количество мальчиков, принимавших участие в проекте – 101

Количество девочек, принимавших участие в проекте – 120

В проекте принимали участие взрослые (педагоги и родители).

Количество педагогов – 24

Количество родителей – 221

Длительность проекта: долгосрочный.

Объект исследований: животные.

Проект реализован согласно авторской методике ознакомления детей с животными, разработанной Н.А. Рыжовой, с учетом идей экологического образования для устойчивого развития.

В рамках методических рекомендаций проект «ПИСЬМА ЖИВОТНЫМ» был направлен на реализацию интегрированного подхода: детям предлагалось, выполняя задания, наблюдать в природе, а также, используя видеоролики с изображением животными, сочинять (придумывать) тексты писем, рисовать их портреты.

Проект выполнен в детском саду с привлечением сотрудников ООПТ с целью консультирования педагогов и родителей.

Необходимое условие проекта: дети пишут письма животным региона, занесенным в Красную книгу Волгоградской области.

В рамках этого проекта большое внимание уделялось формированию представлений о взаимосвязях в природе региона и последствиях их нарушения, о необходимости сохранения местообитаний животных, о важной роли особо охраняемых и природных территорий. Проект направлен на формирование у дошкольников и взрослых основ экологической культуры, экологически грамотного и безопасного поведения.

Наш проект разработан не только для детей дошкольного возраста, но и для взрослых (родителей и педагогов) дошкольного образовательного учреждения.

ЦЕЛЬ: Создание условий в ДОУ, направленных на реализацию экологического проекта «Письма животным».

ЗАДАЧИ:

 Привлечение внимания детей, родителей и педагогов к биоразнообразию природы Волгоградской области путем их информирования по вопросам экологии, географии, биологии;

 Знакомство всех участников проекта с животными, условиями жизни и вкладом каждого вида в экосистемы Волгоградской области;

 Помощь детям в приобретении опыта написания бумажных писем животным с использованием конвертов, марок и почтовых отделений с целью укрепления идеи межрегионального (национального) объединения для защиты природы Волгоградской области.

В проект «Письма животным» включены письма, классифицированные по целям использования:

  • «ОХРАНА ЖИВОТНЫХ» – животные, нуждающиеся в охране и занесенные в Красную книгу Волгоградской области;
  • «ИЗУЧЕНИЕ СЕЗОННЫХЯВЛЕНИЙ» – животные с хорошо выраженными приспособлениями к сезонным изменениям в природе;
  • «ИЗУЧЕНИЕ ПРИРОДНЫХ СООБЩЕСТВ» – животные, характерные для конкретной экосистемы (луг, водоем, лес), с хорошо выраженными признаками приспособления к ней;
  • «РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ, ПОДДЕРЖКА БИОРАЗНООБРАЗИЯ» – животные разных систематических групп (звери, птицы, рыбы, насекомые и пресмыкающиеся);
  • «ИЗУЧЕНИЕ ГРУПП ПИТАНИЯ» – животные – представители хищников, насекомоядных, травоядных;
  • « ИЗУЧЕНИЕ ПРИРОДЫ РОДНОГО КРАЯ» – животные разных систематических групп, обитающие в регионе, охраняемые животные региона, ООПТ;
  • «ИЗУЧЕНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗОН» – животные, характерные для данной географической зоны;
  • «ИЗУЧЕНИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ К УСЛОВИЯМ СРЕДЫ» – животные с хорошо выраженными приспособлениями к обитанию в определенных условиях среды.

Этапы реализации проекта:

  1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (ноябрь-декабрь, 2017г.)
  • Подготовка к работе педагогов детского сада (основные направления работы сотрудников нами обозначены следующим образом):

-Знакомство педагогов и специалистов с проектом, обучение методике, составление перспективного плана, консультирование педагогов, контроль выполнения задач – старший воспитатель;

-Работа с дошкольниками:

написание писем краснокнижным животным природных парков Волгоградской области, составление рассказов о животных, чтение о них книг, проведение экскурсий в природу с целью наблюдения за объектами, организация подвижных и дидактических игр, выполнение совместных заданий, привлечение к участию в проекте родителей – воспитатели;

- Соотнесение задач и содержания проекта с программой Н.А. Рыжовой «Наш дом-природа», консультирование воспитателей, участие в разработке критериев оценки работы педагогов ДОУ, конкурсов на лучший вариант реализации проекта, посещение станции юных натуралистов – педагог-эколог;

-Подбор песен, танцев, музыкальных произведений о животных (по согласованию с воспитателями); подготовка с воспитанниками пластических этюдов, праздников по (по теме проекта) – музыкальный руководитель;

-Помощь дошкольникам в рисовании марки на конверте, портретов животных в разной технике, и материале и т.д.; помощь в выборе картин известных художников, которые можно использовать в рамках проекта, посещение с ребятами картинной галереи, консультирование родителей – педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности;

-Проведение во время прогулки подвижных игр, включение упражнений, имитирующих разнообразных зверей, птиц, рыб, насекомых в занятия – инструктор по физической культуре;

-Проведение экологических тренингов, релаксаций, занятий с использованием методов анималотерапии и арт-терапии и пр. – педагог-психолог;

-Подбор речевых словесных игр о птицах, рыбах, насекомых; составление воспитанниками небольших писем-рассказов о животных Волгоградской области – учитель-логопед.

Сотрудничество с семьями:

-Для привлечения родителей им надо рассказать о проекте, убедить их в необходимости оказания помощи и серьезного отношения к исследованиям детей.

К сожалению, далеко не все родители понимают необходимость экологического образования в интересах устойчивого развития. Мы убедились в этом на собственном опыте. В настоящий момент МДОУ д/с № 66 «ЛЕБЕДУШКА» реорганизован путем присоединения к нему муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 50 «Василек» г. Волжского Волгоградской области» и муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 51 «Ромашка» г. Волжского Волгоградской области». Так вот к реализации данного проекта присоединился небольшой процент (12%) родителей из присоединенных детских садов. Однако работа в рамках проекта оказалась привлекательной для 83% пап и мам, бабушек и дедушек нашего дошкольного учреждения. Она, несомненно, сблизила их с детьми. Большая помощь оказана при работе с ИКТ, а также при написании писем животным со стороны старших братье и сестер.

С родителями было организовано проведение цикла бесед: «Какие животные содержатся в вашей семье?», «Каких животных вы видели во время отдыха в природе, во время поездок на природу?», «Какие заповедники, национальные парки посещали?». Родителям был рекомендован для знакомства сайт природного парка «Волго-Ахтубинская пойма», чтобы помочь ребенку найти нужную информацию о любимом животном.

Далее родителям было предложено организовать в домашних условиях просмотр телепередач, фильмов, мультфильмов об исследуемых животных, поход в зоопарк, музей, участие в экскурсиях, в ООПТ и экологических акциях, организованных в защиту природы.

Подготовка материалов и оборудования:

 Бумага для написания писем,

 Бумага для изготовления конвертов, фотобумага,

 Карандаши, фломастеры,

 Фотографии, репродукции картин с изображением животных,

 Костюмы разных животных для праздника,

 Детская научно-популярная и художественная литература,

 Лупы для наблюдения,

 Интерактивная доска,

 Компьютер (ноутбук).

Чтобы усилить интерес воспитанников к занятиям и внести в проект дополнительный игровой момент, педагоги, совместно с детьми, оформили специальный почтовый ящик. Дети оформили его фотографиями с изображением редких животных Волгоградской области. По мере написания писем животным, дети опускали их в этот почтовый ящик.

Прежде, чем писать письма животным, педагоги провели подготовительную (предварительную) работу с дошкольниками с целью создания условий для продления детской инициативы.

Актуализировав опыт детей, педагоги обсудили с ними ряд вопросов:

 Какие животные вам нравятся, и почему?; какие не нравятся, и почему?;

 Каких животных видели в городе? Где это было? Кто из ребят был в зоопарке?

 Какие животные запомнились?

 Кто из детей видел животных в заповеднике, национальном парке или заказнике?

 Какие животные обитают в ближайшем микрорайоне, на территории детского сада?

 У кого из вас есть домашние питомцы?

 Что бы вы хотели узнать о животных?

Где можно найти информацию о животных?

Далее воспитатели предложили детям выбрать свое любимое животное, о котором будет собрана информация. Основным условием выбора животного должна быть следующая информация: животное является обитателем ареалов Волгоградской области и занесено в Красную книгу! Также это могут быть животные, обитающие рядом с детьми!

C:\Users\Лебёдушка\Desktop\Е.Н. Печать- 66\ДРЕМЛЮГА ПИСЬМА\насекомые фото\P1040526.JPG

C:\Users\Лебёдушка\Desktop\Е.Н. Печать- 66\ДРЕМЛЮГА ПИСЬМА\насекомые фото\P1040455.JPG

C:\Users\Лебёдушка\Desktop\Е.Н. Печать- 66\ДРЕМЛЮГА ПИСЬМА\насекомые фото\P1040525.JPG

  1. ОСНОВНОЙ ЭТАП:

Организация переписки с животными.

Следующий этап проекта – составление вместе с воспитанниками писем (писем – приглашений или писем-отказов) выбранным животным. В нашем случае дети выбрали следующих животных, обитающих в природных зонах (степной и полупустынной) Волгоградской области:

 Осетр,

 Дрофа,

 Сапсан,

 Бабочка «медведица-госпожа»,

 Мышь летучая,

 Бабочка-зорька,

 Бабочка «махаон обыкновенный»,

 Богомол,

 Жук-бронзовка,

 Уточка «мраморный чирок»,

 Полоз желтобрюхий,

 Жаворонок,

 Суслик,

 Куропатка,

 Фазан,

 Пчела-плотник,

 Уточка поганка,

 Тушканчик карликовый,

 Стрекоза,

 Лисица-корсак,

 Журавль-красавка,

 Птица-змееяд,

 Пеликан кудрявый,

 Моллюск «толстая перловица»,

 Жук-носорог,

 Бабочка «павлиный глаз»,

 Сельдь волжская,

 Гадюка,

 Пеликан розовый,

 Выхухоль,

 Филин,

 Кулик-сорока,

 Жужелица,

 Бабочка бражник-прозерпина,

 Тушканчик мохноногий,

 Шмель степной,

 Еж ушастый,

 Орлан-белохвост,

 Ящерица круглоголовка-вертихвостка,

 Жук-олень.

C:\Users\Лебёдушка\Desktop\Е.Н. Печать- 66\ДРЕМЛЮГА ПИСЬМА\насекомые фото\P1040459.JPGВСЕГО ВОСПИТАННИКАМИ ВЫБРАНО – 40 объектов.

Послание животным дошкольники составляли в устной форме, а педагог и родители записывали высказывания, на основе которых составлялось письмо, адресованное, выбранному детьми, животному.

C:\Users\Лебёдушка\Desktop\Е.Н. Печать- 66\ДРЕМЛЮГА ПИСЬМА\насекомые фото\P1040471.JPGДалее в рамках сюжетно-ролевой игры «Почта» воспитатели познакомили детей с почтовым ящиком, разнообразными по оформлению конвертами, открытками, телеграммами, коллекциями марок, в том числе, с изображением животных.

В беседе с воспитанниками педагоги выяснили следующее: чтобы написанное письмо попало к животному, необходимо сделать совместно со взрослыми (педагогами и родителями) конверт, в котором письмо будет доставлено адресату. Педагог по изобразительной деятельности совместно с воспитанниками старшего дошкольного возраста разработал эскизы различных по оформлению конвертов и марок для них, ведь без них письмо не дойдет до места назначения. Потом воспитанники рисовали портреты животных, обращая внимание на особые приметы изображаемого животного. Педагоги объяснили детям, что письмо попадет к животному в том случае, если на конверте будет написан адрес, ведь у каждого животного есть свое место для проживания: пойма, степь, полупустыня, природный парк, заказник, водоем, дубрава и т.д.

C:\Users\Лебёдушка\Desktop\Е.Н. Печать- 66\ДРЕМЛЮГА ПИСЬМА\насекомые фото\P1040463.JPG C:\Users\Лебёдушка\Desktop\Е.Н. Печать- 66\ДРЕМЛЮГА ПИСЬМА\насекомые фото\P1040466.JPG

Таким образом, «местообитание» и будет являться адресом животного. Следующее задание помогло сформировать у ребят первоначальные представления о местах обитания животных и о том, где они распространены: дети учились составлять и писать (печатать) адрес на лицевой стороне конверта (как это делается в жизни). Взрослыми (педагогами и родителями) было обращено внимание детей на то, что адрес должен быть написан (напечатан) правильно, ведь письмо с неправильным адресом будет долго искать получателя. Чтобы письмо выглядело как настоящее, мы вместе с детьми указывали на конверте адрес детского сада; некоторые дети предлагали написать номер группы.

Нередко дети младшего возраста придумывали животному «имя» и даже «фамилию», так такой подход помогал усилить личностное восприятие животного.

Письма животным дети составляли с учетом определенных правил – это «письма-приглашения» и «письма – вежливый отказ» (с объяснением причины отказа).

Дети в своих письмах приглашают животное только в том случае, если смогут создать для него условия, к которым оно привыкло в природе. Если нет, то тогда дети писали «письмо – вежливый отказ», в котором объясняли, что в нашем городе Волжском нет подходящей пищи и соответствующих условий для его проживания (обитания).

Реализуя проект «Письма животным Волгоградской области», воспитанники детского сада направили свои усилия на общение с редкими животными региона, занесенными в Красную книгу» Волгоградской области (РФ).

При работе над проектом особое внимание уделялось следующим темам:

 «Охрана животных»,

 Изучение природы своего края»,

 «Изучение природных зон».

Эти темы включали следующие вопросы:

 Необходимость существования в природе любого вида;

 Причины сокращения численности животных;

 Вымирание некоторых видов под влиянием человека;

 Меры, принимаемые для спасения животных;

 Что может сделать каждый человек для сохранения биоразнообразия и поддержки охраняемых видов в своем регионе и на планете в целом;

 Особенности охраны животных в нашем регионе.

Педагоги и воспитанники решили ограничиться видами, занесенными в Красную книгу региона, еще и потому, что, познакомившись с реально охраняемыми животными родного края, необходимо научить дошкольников объяснять причины их охраны и своевременной заботы о них.

В письмах, «присылаемых» краснокнижными животными детям, объяснялись причины их исчезновения: одной из причин является непосредственное уничтожение животных человеком во время охоты, отстрела, гибели на автострадах; другая причина, на которую педагоги обратили внимание детей, заключается в уничтожении их мест обитаний, что ведет к сокращению кормовой базы, цепей питания.

Также в ответах от животных, прежде всего, мы постарались объяснить детям, почему необходимо охранять животных, понимая то, что более эмоциональное воздействие на ребенка окажет непосредственно обращение самого животного с просьбой о защите.

Для нас, педагогов, было главным то, чтобы дети почувствовали сопричастность к судьбе каждого исчезающего животного.

Работая над составлением писем для животных, воспитатели старались акцентировать внимание детей на отличительных признаках разных систематических групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери), разнообразии животного мира и необходимости его охраны для сохранения природы родного края.

Чтобы животные убедились, что дети о них кое-что знают, и чтобы почтальон быстрее нашел получателя, необходимо совместно с воспитанниками составить анкету и меню каждого адресата. В анкете необходимо указать «профессию» животного, его особые приметы, «Одежду» и врагов; также разработать на каждого животного индивидуальное меню.

В нашем случае, при реализации проекта, дети, разлившись парами, а некоторые, объединившись с родителями, не только составляли письма, но и с огромным желанием оформляли конверты, рисовали марки и портреты животного-адресата.

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

Обсуждение писем и ответов от животных.

Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что процесс обсуждения и чтения писем детей и ответов от животных, вызвал огромный интерес не только у участников проекта, но и у взрослых (младших воспитателей, родителей, гостей). Дело в том, что информация о животных, которую нашли взрослые и дети, оказалась настолько увлекательной, что пополнила пробелы в познаниях не только у дошкольников, но и воспитывающих их взрослых. А оформление конвертов и писем поразило своей яркостью, индивидуальностью и разнообразием!

ЧТО ПРОЕКТ ДАЛ ВОСПИТАННИКАМ ДЕТСКОГО САДА:

В рамках проекта дети познакомились животными – обитателями своего региона, с их отличительными признаками, приспособленностью к определенным условиям проживания; с разнообразием природных условий местности;

 Воспитанники узнали о разнообразии фауны родного края, об охраняемых видах животных и причинах и сокращения их численности и исчезновения;

Важно отметить, что дети закрепили знания о том, что в Волгоградской области, как в любой другой местности, представлены различные систематические группы животных, научились объяснять, почему именно эти животные обитают в нашем регионе; где еще можно встретить подобные виды животных

 Проект реализован в рамках ФГОС ДО посредством интеграции образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и «Физическое развитие».

Н.А. Рыжова в книге «Экологическое образование в детском саду» пишет: «Вырастая, дети переносят свои отношения на объекты природы.»

Мы же, в свою очередь, советуем всем тем, кто проживает на планете Земля, помнить мудрость из китайской народной сказки: «Если с человеком нельзя общаться как с птицей, то и с птицей нельзя общаться как с человеком»…

Литература:

  1. Архипов Е.М., Божанский А.Т. Красная книга Волгоградской области Т.1.Животные – Волгоград: Издательский Дом «Инфолио», 2008 – 176 с.
  2. Архипов Е.М., Божанский А.Т. Красная книга Волгоградской области Т.1.Животные – Волгоград: ООО «Издательство Волгоград», 2004 – 172 с.
  3. Альфред Брем Жизнь животных.Т.2. Атлас животных. – Издательство АСТ, М., 2001.
  4. Красная книга Российской Федерации: Животные. – М., 2001
  5. Национальная стратегия сохранения биоразнообразия России. М., 2003.
  6. Рыжова Н.А. Экологическая тропинка в детском саду. – М.: КАРАПУЗ, 2001.
  7. C:\Users\Лебёдушка\Desktop\ПИСЬМА ЖИВОТНЫМ\картинки\7fde7cdb31a889831121bccc69b306df.jpgРыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду.
Основные термины (генерируются автоматически): Волгоградская область, животное, ребенок, детский сад, Красная книга, педагог, письмо, проект, родитель, угроза исчезновения.


Похожие статьи

Разработка образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в младшей группе детского сада «Нет любимей, краше Родины нашей»

Организация социально-педагогической деятельности по повышению уровня социальной адаптации воспитанников дошкольного возраста детского дома на примере «Детского дома им. К. Либкнехта (Владимирская область)

Развитие индивидуализации дошкольника в образовательной организации посредством технологии «Активный час»

Конспект совместной образовательной деятельности по ознакомлению с предметным миром для детей старшего дошкольного возраста «Наши помощники дома и в детском саду»

Взаимодействие воспитания и обучения в педагогической системе образования младших школьников на примере реализации целей и задач акции «Покормите птиц зимой»

ООД по формированию экологической культуры у воспитанников среднего дошкольного возраста с использованием метода проблемного изучения «Путешествие с Лесовичком»

Формирование у детей старшей группы детского сада основ ЗОЖ в рамках проекта «Мы выбираем здоровье!»

Практическая значимость духовно-нравственного воспитания учащихся КГУ «Риддерский многопрофильный колледж» как профилактики суицидальности (из опыта работы)

Система гражданско-патриотического воспитания учащихся на базе школьного музея в рамках муниципальной апробационной площадки МБУ «Школа имени С. П. Королёва» «Юнармейцы Тольятти»

Использование цифровой интерактивной среды «Наустим» в экспериментально-инженерной деятельности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Похожие статьи

Разработка образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в младшей группе детского сада «Нет любимей, краше Родины нашей»

Организация социально-педагогической деятельности по повышению уровня социальной адаптации воспитанников дошкольного возраста детского дома на примере «Детского дома им. К. Либкнехта (Владимирская область)

Развитие индивидуализации дошкольника в образовательной организации посредством технологии «Активный час»

Конспект совместной образовательной деятельности по ознакомлению с предметным миром для детей старшего дошкольного возраста «Наши помощники дома и в детском саду»

Взаимодействие воспитания и обучения в педагогической системе образования младших школьников на примере реализации целей и задач акции «Покормите птиц зимой»

ООД по формированию экологической культуры у воспитанников среднего дошкольного возраста с использованием метода проблемного изучения «Путешествие с Лесовичком»

Формирование у детей старшей группы детского сада основ ЗОЖ в рамках проекта «Мы выбираем здоровье!»

Практическая значимость духовно-нравственного воспитания учащихся КГУ «Риддерский многопрофильный колледж» как профилактики суицидальности (из опыта работы)

Система гражданско-патриотического воспитания учащихся на базе школьного музея в рамках муниципальной апробационной площадки МБУ «Школа имени С. П. Королёва» «Юнармейцы Тольятти»

Использование цифровой интерактивной среды «Наустим» в экспериментально-инженерной деятельности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Задать вопрос