Детство — один из главных этапов формирования личности человека. По мнению А. Ш. Шахмановой, именно дошкольный возраст является важнейшим периодом в становлении личности человека. Именно на этом этапе детства ребенок овладевает специфическими человеческими видами деятельности. Дошкольный период является сензитивным для развития всех психических процессов и функций, в этом возрасте у ребенка появляется самосознание, он становится личностью [6, c. 4].
На мой взгляд, дошкольники, которые живут в стенах детских домов лишены потребности в эмоциональном личностном общении, по сравнению с детьми, находящимися в семье. Следовательно, у воспитанников детских домов чаще, чем у детей, воспитывающихся в семье, проявляются такие качества как агрессивность, жестокость, замкнутость, иждивенческая позиция, неумение и нежелание сотрудничать,
Важную роль в решении этой проблемы играет социально-педагогическая деятельность, которая направлена на повышению уровня социальной адаптации.
Под социально-педагогической деятельностью понимают деятельность, которая направлена на решение задач социального воспитания и социально-педагогической защиты [5, c. 5]. Л. А. Беляева и М. А. Беляева рассматривают социально-педагогическую деятельность как «способ гармонизации человека, группы, и среды на основе удовлетворения потребности в социокультурной адаптации и самореализации, осуществляемой на основе развития личности, с одной стороны, и педагогической среды с другой».
Следовательно, деятельность социального педагога в детском доме направлена на создание благоприятных условий для развития личности ребенка: развитие эмоциональной, волевой, когнитивной сфер.
В психологической науке в самом общем виде адаптацию определяют как процесс взаимодействия двух переменных: потребностей живого организма и особенностей среды его адаптации [1, c16].
Центральным звеном для детей дошкольного возраста является физиологическая, психическая(психоэмоциональная), психологическая и социальная адаптация.
Социальная адаптация говорит о приспособлении индивида к социальной среде, предлагающем взаимодействие и постепенное согласование ожиданий обеих сторон. Адаптация к социуму требует подчинения индивидуальных желаний, нормам и запретом дошкольного учреждения. Важно помнить при этом: полное подчинение индивидуальных потребностей требованиям социума приводит к нарушению других видов адаптации. Социальная адаптация — это состояние гармонии между индивидом и социальной средой [1, c. 17].
Критерии адаптации можно разделить на внешние и внутренние. К внутренним критериям относятся: психоэмоциональная стабильность, состояние удовлетворенности, отсутствие дистресса, ощущения угрозы и состояния эмоционально-психологической напряженности. Внешний критерий отражает соответствие реального поведения личности установкам общества, требованиям среды, правилам принятыми социумом, и критериям нормативного поведения [1, c.18].
Опираясь на выделенные критерии социальной адаптации необходимо создать комплекс мероприятий, то есть систему работы по формированию необходимых умений и навыков для жизненного становления. Содержание мероприятий должно быть направлено на формирование достаточных умений и навыков воспитанников дошкольного возраста детского дома.
Рассмотрим деятельность педагогического коллектива ГКОУ «Владимирский детский дом им.Карла Либкнехта».
Государственное казенное образовательное учреждение Владимирской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Владимирский детский дом им. К. Либкнехта» является звеном областной системы образования, обеспечивающее воспитание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предназначение детского дома определяется его местом в государственной системе образования: это дошкольное воспитательно-образовательное учреждение, обеспечивающее право ребенка-сироты на оказание ему помощи в воспитании и обучении детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет, подготовка к проживанию в приемной семье, к дальнейшей жизни [4].
Рассмотрим как, согласно выделенным нами критериев социальной адаптации, осуществляется социально-педагогическая деятельность по повышению уровня социальной адаптации у воспитанников данного учреждения.
Критерии социальной адаптации |
Мероприятия |
Ответственный за мероприятие |
Соответствие реального поведения личности установкам общества, требованиям среды, правилам принятыми социумом, и критериям нормативного поведения. |
Беседы на тему: «Как правильно кушать», «Как правильно пользоваться столовыми приборами». Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Телефон», «Семья». Беседа на тему «Личная гигиена». Занятия «Мое утро», «Что делать если …», «Расскажи кукле Кате как правильно вести себя за столом, на улице», «Безопасное поведение дома». |
Воспитатель, социальный педагог. |
Психоэмоциональная стабильность; состояние удовлетворенности; отсутствие дистресса, ощущения угрозы и состояния эмоционально-психологической напряженности. |
Игры «Клубочек», «Найди друга», упражнение «Дружба начинается с улыбки». Игры «Комплименты», «Кораблик», «Неваляшка», «Два барана», «Курица и петух», «Падающая башня», «Жужа», «Тигр на охоте», «Переезд», «Стойкий солдатик», «Замри», «Спаси птенца», «Заряд бодрости», «Сломаная кукла», «Портрет». «необычное сражение», «Рыбак и рыбка», «Медвежонок», «Детский футбол» [2, c.25]. |
Психолог, воспитатель, социальный педагог. |
Кроме этого в детском доме функционируют следующие кружки:
«Искорка» — кружок ритмической гимнастики и спортивных танцев;
«Пчелка» — кружок ручного труда;
«Теремок» — театрализованная студия;
«Цветик — семицветик» — изостудия;
«Веселые нотки» — музыкальное развитие;
«Непоседы» — по психическому развитию [4].
Организованные кружки способствуют развитию познавательных интересов и художественных способностей детей, дети чувствуют себя социально защищенными. Они свободно общаются со сверстниками и взрослыми, развиваются в соответствии с индивидуальными способностями [4].
Таким образом, чтобы повысить адаптационные возможности воспитанников дошкольного возраста детского дома необходимо чтобы дети были включены в систему мероприятий социально-педагогической деятельности. Данная система мероприятий должна включать в себя различные направления по социальной адаптации воспитанников дошкольного возраста к жизни в семье: коррекция эмоционально-волевой сферы детей, воспитательная помощь по снижению негативного отношения к учебе, преодолению пробелов в знаниях, организация духовно-нравственной и досуговой деятельности.
Литература:
Васильева Н. Л. К вопросу о социально-психологической адаптации // Дошкольное воспитание. — 2010. — № 12. — С. 16–18.
Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Акцент развития, 1996. 208 с.
Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.- 3-е изд. испр. и доп. — М.: Мозаика — Синтез, 2005. — 208 с.
Публичный доклад о воспитательной работе ГКОУ ВО «Владимирский детский дом им. К. Либкнехта» [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vladdd.ru/docs.
Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., стереотип. — М.: Изд. центр «Академия», 2004. — 272 с.
Шахманова А. Ш. Воспитание детей-сирот дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. С. А. Козловой. — М.: Изд. центр «Академия», 2005. — 192 с.