Организация образовательной среды (на примере МДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад № 16 «Белочка» г. Бердска) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Демидова, Ю. С. Организация образовательной среды (на примере МДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад № 16 «Белочка» г. Бердска) / Ю. С. Демидова, Е. Л. Гоголь. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 6-21. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/440/17133/ (дата обращения: 16.12.2024).



Центральная часть Сибирского региона стала колыбелью самого живописного и экологически чистого места на берегу Бердского залива, где расположилось Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка — детский сад № 16 «Белочка».

Историческое начало дошкольного учреждения тесно связаны с историей самого города Бердска. Которое берет свое начало с 1947 года в старом городе, когда были открыты ясли № 3 Горздрава; впоследствии их передали в ведомство радиозавода, в 1962 г. переименовали в ясли-сад № 16. Примечательно, что участок соснового леса, где он располагался изначально, не пострадал во время переноса города на новое место в связи с затоплением при строительстве Новосибирской ГЭС. МАДОУ ЦРР№ 16 находится в живописном месте, на берегу реки Бердь с большим разнообразием древесных и кустарниковых видов растений, обилие цветников, лужайка с водоемом, сад и огород. Земельный участок площадью 2,7 гектара с оборудованными по количеству групп прогулочными площадками, общей спортивной площадкой со спортивно-игровым комплексом.

В настоящее время детский сад — современная образовательная организация, которая пользуется заслуженным авторитетом в городском сообществе.

Предметом особой гордости учреждения является:

– уникальное природное окружение, представленное разнообразием растительного мира: сосновым бором, лугом, цветниками;

– деревянные скульптуры, изготовленные народным умельцем Ивлевым Сергеем Анисимовичем по мотивам персонажей сказок А. С. Пушкина;

– неповторимый облик детскому саду так же, придают холлы, игровые комнаты, спальни и другие помещения, расписанные талантливой художницей, членом союза художников России, Хельгой Владимировной Гамма.

Руководитель: Золотухина Оксана Николаевна. Талантливый руководитель и замечательный стратег. Под ее чутким руководством детский сад процветает.

http://bskdou16.ru/sites/default/files/field/image/417de25c-11bf-492b-891f-8c6b7c86dba6.jpg

Коллектив детского сада гордится своей славной историей, его достижениями и нацелен на новые свершения в контексте современных требований к содержанию и результатам дошкольного образования. Недаром в «Программе развития ДОУ» отмечено, что МАДОУ ЦРР № 16 «Белочка» — «детский сад — для всех, детский сад — для каждого». Здесь каждому входящему всегда сопутствует удача и успех.

В этом году детскому саду исполняется 75 лет!

D:\Documents\ДОУ\интерьер д сада\IMG_2778.jpg D:\Documents\Scanned Documents\122.jpeg

В период инноваций в образовании реформы коснулись и детского сада. Инклюзивное образование послужило основой для формирования педагогической толерантности. Организуются этапы индивидуального подхода к развитию личности ребенка. Модернизация ведет к трансформации системы дошкольного образования в целом, что подразумевает создания благоприятных условий для развития детей в соответствие с их особенностями. Основой при организации образования выступает ориентация на процессы и компетенции, и на развитие совокупности их качеств. Обеспечивая готовность, личностные ориентированности и индивидуальные особенности, в соответствие с федеральным государственным стандартом дошкольного образования сформирована предметно-пространственная среда в дошкольном учреждении СЕГОДНЯ — это комплекс условий, который обеспечивает развитие детей в ДОУ.

Развивающая предметно-пространственная образовательная среда ДОУ состоит из следующих компонентов:

– взаимодействие участников педагогического процесса;

– развивающая предметно-пространственная среда;

– содержание дошкольного образования.

Каждый год повышается число детей с особыми образовательными потребностями, а дошкольное учреждение повышает свои стандарты.

Детский сад сегодня — это просторное светлое здание с современной развивающей предметно-пространственной средой. Каждый день в нем широко распахнуты двери тринадцати групп, в которых детей с нетерпением ждут приветливые и заботливые взрослые. В детском саду имеется:

– 2 — комбинированной направленности для детей с тяжелым нарушением речи, 2 — комбинированной направленности для детей с ЗПР,

– 3- группы оздоровительной направленности для детей с нарушением ОДА и 1 группа оздоровительной направленности для детей с ЧДБ;

– 5 групп общеразвивающей направленности;

– 22 ребенка со статусом ОВЗ.

При построении образовательной среды в учреждении учитываются принципы:

– Принцип взаимодействия — взаимодействие среды и общества разных возрастов. Это взаимодействие обеспечивает гармоничное развитие.

– Принцип развития — взаимосвязь всех сторон личностного развития; включая личностное ориентирование для создания ситуации развития.

– Принцип психологической комфортности и здоровьесбережения — обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия» и комфорта. Формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.

– Принцип доступности — доступность для воспитания в условиях работы ДОУ.

Алгоритм взаимодействия принципов образовательной среды

В современной педагогике стало привычным выражение «личностная ориентированность» что открывает перед нами в новом свете принцип взаимодействия. Подобное взаимодействие профессиональной и личностной ориентированности невозможна без профессионального развития.

Принципы взаимосвязаны и опираются на педагогические каноны в современном дошкольном образовании. Существование одного составляющего невозможно без остальных.

F:\Белочка\развивающая среда\20220406_170718.jpg

В трудах Л. С. Выготского «социальная ситуация развития ребенка» широко освещается система отношений ребенка с окружающим миром в возрастной системе развития. Именно ситуация социального развития обусловлена личностным ростом индивида. Идеальный алгоритм формирования здоровой и полноценной личности, сочетание среды и общества, позволяющие гармонично развиваться.

В детском саду работает слаженный, профессионально грамотный и педагогически образованный коллектив единомышленников.

Детский сад «Белочка» традиционно силен своей методической службой, главным результатом работы которой стало формирование стабильного, высокопрофессионального педагогического коллектива, настроенного на развитие и совершенствование.

F:\Белочка\развивающая среда\20220406_170952.jpg

Качество образовательных услуг обеспечивает солидное программно-методическое сопровождение: Основная образовательная программа ДОУ, рабочие программы по разным направлениям образовательной деятельности, разработанные воспитателями; адаптированные программы для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и нарушением речи.

Мощным средством консолидации педагогического коллектива в режиме инноваций стала реализация долгосрочного профессионального проекта «Моделирование мыслительных действий как средство речевого развития дошкольников с использованием методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ (2013–2018гг.)», предполагающая глубокое осмысление, освоение игровых методов и приемов данной технологии и использование их в образовательной деятельности. Уже сегодня практика показывает правильность выбора данного инновационного направления деятельности и его хорошую результативность. ТРИЗ — это интересно, современно и чрезвычайно перспективно. Детский сад входит в состав областного Центра сопровождения внедрения технологии ОТСМ-РТВ-ТРИЗ в образовательный процесс ДОО с 2016 года. Детский сад сегодня является Региональной инновационной площадкой по изучению и внедрению образовательной технологии ОТСМ-РТВ-ТРИЗ, активно сотрудничает с Международной ассоциацией «Волга-ТРИЗ».

Коллектив МАДОУ ЦРР — неоднократный победитель конкурсов, фестивалей, олимпиад различного уровня. Воспитанники детского сада занимают призовые места и успешны при обучении в школе.

Образовательная среда во многом обуславливает взаимодействие педагогического процесса и формирует содержание.

F:\Белочка\развивающая среда\20220406_170940.jpg

Иными словами, образование и среда ВЧЕРА — СЕГОДНЯ — ЗАВТРА и есть место встречи личности с обществом разных возрастных категорий и согласование общего направления образовательных субъектов, сложившихся исторически. Так же Центр развития ребёнка является благотворной средой для начинающих педагогов и воспитателей.

Важной составляющей образовательной среды ДОУ являются родители воспитанников — полноправные участники образовательных отношений. Взаимодействие с семьями воспитанников осуществляется по четырем основным направлениям: педагогический мониторинг, педагогическая поддержка, педагогическое образование и совместная деятельность педагогов и родителей.

http://bskdou16.ru/sites/default/files/field/image/9b6ea54c-77a8-4e01-9d25-544857399abd.jpg http://bskdou16.ru/sites/default/files/field/image/ed9b9ff9-38e8-4a31-a7f8-acd3e326af6b.jpg

Группы детского сада оснащены всем необходимым для полноценного развития воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС ДО. В каждой возрастной группе дополнительно имеется развивающий центр «Я познаю мир» технологии ОТСМ-РТВ-ТРИЗ и уголки развития В. В. Воскабовича. Дети могут в легкой доступности в режимных моментах применить на практике любое из пособий, они легко трансформируются и имеют широкую направленность развития.

http://bskdou16.ru/sites/default/files/field/image/IMG-20200326-WA0006.jpg

Бассейн — назначение помещение оздоровительная плавательная физкультура. Так же в бассейне под руководством профессиональных специалистов проводятся коррекционные занятия с детьми с ОВЗ по авторской программе «Здоровье в капельках воды».

Музыкальный зал — предназначен для проведения тематических мероприятий, праздников, музыкальных занятий.

http://bskdou16.ru/sites/default/files/field/image/IMG-20200221-WA0134.jpg

Неотъемлемой частью жизни детей в детском саду является музыка, которая встречает каждого ребенка, сопровождает в разных видах деятельности, помогает выразить себя в танце, песне, собственных импровизациях при игре на музыкальных инструментах, в театрализованной деятельности. Умелое взаимодействие музыкального руководителя, хореографа и других педагогов способствует раскрытию творческого потенциала многих детей, дает им бесценный опыт публичных выступлений и возможность прожить «ситуацию успеха», которая окрыляет и не забывается никогда.

http://bskdou16.ru/sites/default/files/field/image/DSC09390.JPG

Кружки — Исходя из интересов семей воспитанников, в детском саду организованы дополнительные образовательные услуги; работают кружковые объединения «Танцуем с радостью» (хореография), «Кисточка-волшебница», «Волшебные шахматы», театральная студия «Радуга». Дети, занимающиеся в них, всегда очень достойно выглядят при проведении городских соревнований, выставок, фестивалей и конкурсов. Показательно, что многие из них, выходя из стен детского сада, продолжают заниматься любимым видом деятельности и добиваются высоких результатов в художественном чтении, музыке, танцах, спорте и изобразительной деятельности.

Зал физической культуры — в ДОУ созданы хорошие условия для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Современный спортивно-оздоровительный комплекс представлен залом для занятий физической культурой, утренней и корригирующей гимнастикой. Это отличное место для проведения физкультурных досугов и спортивных праздников. Дополнительные помещения: для хранения инвентаря, проведения массажа, подготовки педагогов к занятиям с детьми и другие создают атмосферу уюта, удобства и комфорта для взрослых и детей.

http://bskdou16.ru/sites/default/files/field/image/IMG-20200215-WA0006.jpg

Кабинет педагога-психолога и логопеда.

Основное назначение — оказание своевременной консультативно-методической помощи, а также абелитами.

F:\Белочка\развивающая среда\20220406_171126.jpg F:\Белочка\развивающая среда\20220406_171119.jpg

Индивидуальные занятия с логопедом и психологом помогают детям преодолеть неуверенность в собственных силах, почувствовать себя самодостаточными членами детского сообщества. Занятия с использованием светового стола, песочницы; удивительные игрушки и пособия погружают ребенка в мир игры, дарят хорошее настроение и самочувствие, помогают преодолеть имеющиеся проблемы в развитии.

ИЗОстудия предназначена для развития творческого потенциала детей.

IMG_2736

Интересная и разнообразная деятельность ожидает детей в изостудии. Здесь каждый ребенок чувствует себя необычайно успешным и талантливым. Каждому приятно увидеть свою работу на выставке детских рисунков и получить заслуженную похвалу. Рисунки и другие продукты детской деятельности являются важными компонентами развивающей среды и всегда широко представлены в интерьере детского сада. Они являются украшением и предметом гордости детей, содержат богатый образовательный потенциал. Это могут быть индивидуальные и групповые выставки, посвященные великим событиям и датам в жизни страны, и жизнью самого детского сада.

Комната русского быта уникальным местом в детском саду, в котором собраны предметы старины, воссоздан облик «русской избы». Семьи воспитанников внесли свой бесценный вклад в ее оснащение, передав многие семейные реликвии для экспозиции в этом самом настоящем музее русского быта и культуры.

pln_0267

Кабинет логопеда и дефектолога

В кабинете имеется место — зона для индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ребенком, так и место для подгрупповой работы.

F:\Белочка\развивающая среда\20211022_164328.jpg F:\Белочка\развивающая среда\20220406_170559.jpg F:\Белочка\развивающая среда\20211022_164318.jpg

Организация пространства позволяет дошкольникам свободно подобрать для себя занятие по интересам (направление урока), помогает снять эмоциональное напряжение и пробудить познавательный интерес.

F:\Белочка\развивающая среда\20220406_170434.jpg F:\Белочка\развивающая среда\20220406_170417.jpg F:\Белочка\развивающая среда\20220128_163843.jpg

F:\Белочка\развивающая среда\20211022_163926.jpg F:\Белочка\развивающая среда\20211022_163920.jpg

Группы для детей с ЗПР

Для организации пространства в группах для детей с ЗПР в первую очередь учитывались основные потребности и особенности детей.

D:\Desctop\РППС\53ea0bfc-e2fe-4e3d-b9ae-7545af21ba12.jpg

Пространство групп зонировано, оснащено развивающими материалами и дидактическими пособиями.

http://bskdou16.ru/sites/default/files/field/image/ae624a0e-eaab-4ccf-8d91-51f1da85c3c6.jpg

Группы для детей с ТНР

F:\Белочка\развивающая среда\20220406_171315.jpg

При отборе содержания развивающей предметно-пространственной среды для занятий, ориентируемся на «зону ближайшего развития», то есть на потенциальные возможности детей.

Развивающая предметно-пространственная среда насыщается содержанием, рассчитанным на разные уровни речевого развития ребенка. Для мальчиков и для девочек подобран соответствующий игровой материал. Развивающая среда в группах соответствует требованиям ФГОС ДО, и дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

http://bskdou16.ru/sites/default/files/field/image/97921ce7-eea5-40b4-8a41-e1cdfbffe3c6.jpg

http://bskdou16.ru/sites/default/files/field/image/7984f56e-8340-456f-a5a1-e62e5c81f6b1.jpg

Детский сад уникальное учреждение. Начиная со своей истории, которая сформировала удивительный мир детской сказки. И объединяет в себе инновационные платформы развития, исторические фольклорные традиции, функциональную экологическую зону и сплочённый коллектив детского сада. Так же полноправными участниками образовательного процесса в ДОУ являются родители воспитанников, в которых педагоги всегда видят своих помощников и единомышленников.

И, наверное, неспроста хранителем традиций детского сада является «Белочка» — подвижный, юркий рыжеватый зверек, символизирующий изобилие, основанное на трудолюбии!

Всегда быть в ногу со временем, и никогда не терять связь со своим началом, вот ключ к успеху. Таким образом, образовательная среда создает не только комфортные и благоприятные условия для развития ребенка, но и является организатором процесса воспитания успешности, уверенности в безопасности и служит сопровождением в мир знаний.

Похожие статьи

Управление инновационной деятельностью педагогов дошкольной организации (из опыта работы МАДОУ детский сад № 34 «Светлячок» г. Кызыла)

Организация деятельности средней общеобразовательной школы в муниципальном районе РФ (на примере МАОУ СОШ с. Бердюжье Тюменской области)

Инновационные аспекты в управлении ДОУ (на примере МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 50 «Непоседа» города Новочебоксарска Чувашской Республики)

Актуальность методической работы в общеобразовательном учреждении (из опыта работы МБОУ «Гимназия № 1» города Ноябрьска)

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста (опыт МБДОУ «Детский сад № 3» г.о. Самара)

Организация социально-педагогической деятельности по повышению уровня социальной адаптации воспитанников дошкольного возраста детского дома на примере «Детского дома им. К. Либкнехта (Владимирская область)

Система работы с родителями в творческом объединении «Брусница» МБУ ДО «Дом детского творчества № 2» г. Читы

Организация медиаподкаста «Экология языка» как форма экологического образования обучающихся (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Особенности организации и работы экологических отрядов в системе общего образования (на примере МАОУ СОШ № 2 г. Златоуста Челябинской области)

Особенности организации детского экологического театра (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Похожие статьи

Управление инновационной деятельностью педагогов дошкольной организации (из опыта работы МАДОУ детский сад № 34 «Светлячок» г. Кызыла)

Организация деятельности средней общеобразовательной школы в муниципальном районе РФ (на примере МАОУ СОШ с. Бердюжье Тюменской области)

Инновационные аспекты в управлении ДОУ (на примере МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 50 «Непоседа» города Новочебоксарска Чувашской Республики)

Актуальность методической работы в общеобразовательном учреждении (из опыта работы МБОУ «Гимназия № 1» города Ноябрьска)

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста (опыт МБДОУ «Детский сад № 3» г.о. Самара)

Организация социально-педагогической деятельности по повышению уровня социальной адаптации воспитанников дошкольного возраста детского дома на примере «Детского дома им. К. Либкнехта (Владимирская область)

Система работы с родителями в творческом объединении «Брусница» МБУ ДО «Дом детского творчества № 2» г. Читы

Организация медиаподкаста «Экология языка» как форма экологического образования обучающихся (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Особенности организации и работы экологических отрядов в системе общего образования (на примере МАОУ СОШ № 2 г. Златоуста Челябинской области)

Особенности организации детского экологического театра (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)