Опыт управления инновационным процессом в ДОУ по экологическому образованию дошкольников
Автор: Семенова Елена Владимировна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
III международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Казань, март 2018)
Дата публикации: 05.03.2018
Статья просмотрена: 811 раз
Библиографическое описание:
Семенова, Е. В. Опыт управления инновационным процессом в ДОУ по экологическому образованию дошкольников / Е. В. Семенова. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 122-124. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13919/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье рассматриваются вопросы управления экологическим образованием детей в дошкольном образовательном учреждении, описывается модель управления экологическим образованием, которая позволила коллективу МБДОУ «Детский сад № 174» г.о. Самара добиться высоких результатов в экологическом воспитании и образовании воспитанников.
Ключевые слова: экологическое образование дошкольников, управление, развивающая предметно-пространственная среда, функции управления, управление качеством экологического образования.
Правильно построенная система управления экологическим образованием в детском саду формирует экологическое мышление педагогов, культуру видения и использования природы, поднимает уровень духовной, творческой активности. Реализация творческого потенциала педагогов в области экологического образования детей, по мнению С. Н. Николаевой, осуществляется через управление, которое ориентировано на индивидуальные особенности личности, её направленность, темперамент и способности [1].
С января 2016г. наше учреждение стало работать в cтатусе городской проектной площадки по теме «Формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к миру природы в разнообразных видах деятельности».
Коллектив детского сада поставил перед собой цель: формирование у воспитанников начал экологической культуры, осознанно правильного отношения к объектам природы непосредственного окружения. Для её достижения были определены следующие задачи:
‒ создать условия для экологического образования дошкольников;
‒ формировать у воспитанников представления об объектах природы и её многообразии, целостности живых организмов, их потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни, основы безопасного поведения в природе, готовность к совместной деятельности;
‒ повысить эколого-педагогическую компетентность педагогов и родителей; -транслировать опыт работы педагогов ДОУ на городских, региональных, всероссийских семинарах, конференциях, форумах;
Для решения этих задач была выбрана программа «Юный эколог» С. Н. Николаевой.
Работа осуществлялась поэтапно.
Целью первого этапа внедрения программы экологического образования дошкольников стало создание условий для её реализации (январь –сентябрь 2016г.) Функция управления была направлена на анализ образовательной ситуации в детском саду, диагностику готовности педагогов и родителей к экологическому воспитанию дошкольников, распределение функциональных обязанностей членов коллектива, создание эколого-развивающей среды в группах и на участке детского сада.
Значимым в деятельности руководителя является создание материальных условий для оптимальной организации развивающей предметно-пространственной среды. Были организованы: экологические центры в каждой возрастной группе, экологическая лаборатория, где находятся материалы для познавательно- исследовательской деятельности, занимательные экологические игры, дидактические пособия. В группах были организованы мини-музеи «Кладовая земли», «Волшебный мир дерева», «Музей хлеба».
В холле оборудован зимний сад ««Жигулевские горы», где представлена информация по экологическому воспитанию для родителей, проходят тематические выставки для воспитанников. На территории ДОУ имеется экологическая тропа, выполняющая познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции, наиболее интересные объекты: огород с различными культурами, фито –аптека с лекарственными растениями(мать-и-мачеха, тысячелистник, подорожник, мята, ромашки), метеоплощадка, дорожка «Здоровья».
Наряду с созданием эколого- развивающей среды изучалась методика её включения в образовательный процесс, осваивались современные технологии работы с воспитанниками. С этой целью проводились открытые НОД; методические марафоны, педагогические Советы, в форме выпуска журнала «Бережное и сознательное отношение к природе»; квест-игры, смотры-конкурсы «Лучший центр по познавательно-исследовательской деятельности», «Лучший участок детского сада»
К числу современных образовательных технологий, используемых педагогами, можно отнести лэпбук. В старших группах воспитателями совместно с воспитанниками и родителями созданы лэпбуки «Комнатные растения», «Сказки В. Сутеева», «Красная книга Самарской Луки», «Мы — метеорологи», «Такие разные деревья».
Главный результат управления деятельности на данном этапе проявился в создании мотивации коллектива, определении цели и задач экологической работы с воспитанниками.
На втором этапе (сентябрь 2016- апрель 2017г.) управленческая деятельность была направлена на повышение эколого-педагогической компетентности педагогов и эколого-педагогическое просвещение родителей воспитанников.
Сегодня в дошкольных учреждениях востребован педагог-новатор, педагог-исследователь, поэтому так необходимо включаться в активную инновационную деятельность и повысить свой статус и статус образовательной организации.
На мой взгляд, эффективная расстановка кадров — залог успеха работы учреждения. Штат укомплектован на 100 %, все педагоги имеет педагогическое образование по направлению «Дошкольная педагогика», с высшей квалификационной категории — 8 педагогов, с первой квалификационной категорией — 14 человек. Получить новые знания в области экологического образования дошкольников педагоги ДОУ смогли, участвуя: — в методическом марафоне в ДОУ «Организация специфических детских видов деятельности как эффективное средство в формировании экологических представлений у воспитанников», — в экологических акциях «День Земли», «Чистая планета начинается с чистого двора!», -проводя консультации: «Использование художественных техник в процессе создания выразительных образов животных», «Как организовать уголок природы», «Формирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста при организации наблюдений на прогулках».
Педагоги повышают свою профессиональную компетенцию через курсы повышения квалификации в ЦРО г. о. Самара, СИПКРО, участвуют в городских методических марафонах, конкурсах профессионального мастерства «Воспитатель года- 2015, 2017». За последние 3 года прошли курсовую подготовку по экологическому образованию воспитанников 4 педагога. Накопленный опыт экологического воспитания в детском саду позволил:
‒ поучаствовать в городском заочном туре регионального конкурса «ЭкоЛидер-2016» и получить 3-е место;
‒ организовать и провести в апреле 2017 года городской семинар «Развитие у детей дошкольного возраста основ экологической культуры»;
‒ поучаствовать в городском и региональном этапе всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета-2016, 2017» и получить 1-ое место;
‒ 2 педагога стали призёрами городского конкурса на лучшую методическую разработку образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями в сети Интернет, номинация «Познаём мир вместе!», за образовательные маршруты «Самарская Лука», «Волшебный мир деревьев»;
‒ принять участие в XIII региональной Ярмарке социально-педагогических инноваций в г. Отрадном (4 чел.).
Повышению экологической культуры родителей способствовало их непосредственное участие в различных мероприятиях экологической направленности: экологических КВНах, семинарах-практикумах, совместных акциях.
В марте 2017 года родители приняли участие во Всероссийской акции в защиту водных ресурсов Земли — флэшмоб «Голубая лента-2017».
В течение учебного года мы проводили конкурсы совместного творчества родителей и воспитанников на лучший букет из цветов, овощей, фруктов, конкурс совместного творчества родителей и воспитанников «Подарки из вторичного сырья», на которых конкурсанты проявляют выдумку, фантазию и нестандартный подход в оформлении поделок.
Доброй традицией стало проведение Театрального фестиваля, который ежегодно проводится в конце марта — начале апреля каждого года. С 2016 года фестиваль имеет экологическую направленность. На целую неделю весь детский сад превращается в настоящий театр. В постановках спектаклей задействованы педагоги, родители и воспитанники ДОУ: кто- то артист или режиссер, кто- то костюмер или декоратор, для каждого находится дело по душе. Использование театрализованной деятельности помогает дошкольникам на эмоциональном уровне развивать любовь и бережное отношение к природе, помогает детям быть более уверенными в себе.
На третьем этапе (май 2017–2018г.) целью управленческой деятельности стало внедрение экологического воспитания в образовательный процесс ДОУ. Этому способствовала разработка педагогами ДОУ совместных проектов по экологическому воспитанию «Комнатные растения», «Волшебные свойства соли», «Зелёная аптека», «Огород на подоконнике». Проект в старшей группе «Волшебные свойства соли», воспитатель Гаврилова О. В., стал победителем в городском фестивале детских творческих проектов «Я узнаю мир- 2017»., а проект в подготовительной к школе группе «В мире часов», воспитатель Максимова М. Ю., стал победителем городского фестиваля детских исследовательских проектов «Я узнаю мир- 2018».
Успешность реализации задач экологического воспитания в проектах обеспечивается творческим взаимодействием всех участников образовательного процесса: воспитателей, воспитанников, родителей (законных представителей), способствуя созданию творческой атмосферы в ДОУ.
Важным направлением деятельности заведующего по управлению качеством экологического образования воспитанников является сетевое взаимодействие с другими учреждениями и организациями, которые занимаются решением проблем экологического просвещения населения. Осуществляя управленческие функции, администрация ДОУ расширяла содержательные, взаимовыгодные связи с учреждениями дополнительного образования и другими социальными партнерами: администрация Промышленного района г. о. Самара, ТОС «Ладья», филиал детской библиотеки № 2 г.о. Самара, МБДОУ СОШ № 78 г.о. Самара, областной эколого- биологический центр, Молодежный центр «Самарский», Самарский государственный социально- педагогический университет, Самарский государственный колледж сервисных технологий и дизайна, Самарский социально- педагогический колледж.
Воспитанники, педагоги и родители активно участвуют в конкурсах и фестивалях различного уровня:
‒ Городской фестиваль «Педагогический старт»;
‒ Городской фестиваль детских творческих исследовательских проектов «Я узнаю мир»;
‒ Региональная акция «День птиц», проходившая на базе эколого-биологического центра.
Таким образом, создание системы экологического образования в детском саду, экологизация всего образовательного процесса, профессионализм педагогов, эффективная работа с родителями и учреждениями социума позволили интегрировано решать задачи экологического образования.
Продуктивному сотрудничеству педагогического, родительского и детского сообщества способствует создание творческой атмосферы в детском саду, направленной на активизацию личности. Творческая атмосфера побуждает педагогов к собственному педагогическому поиску в экологическом воспитании воспитанников. Педагоги транслируют свой опыт работы в различных периодических изданиях.
Результатом системной целенаправленной работы по экологическому воспитанию стало постоянное участие педагогов в региональных, международных конференциях. За 2 года в конференциях приняло участие 12 человек.
Опыт детского сада показывает, что углубленная работа ДОУ по экологическому образованию воспитанников, её результативность — это итог скоординированного взаимодействия всех участников образовательного процесса! Качество экологического образования дошкольников зависит от качества управленческой деятельности.
Литература:
- Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников, М.: Мозаика-Синтез, 2014. — 128 с.
- Фалюшина Л. И. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ: пособие для руководителей ДОУ, М., 2006.
Ключевые слова
управление, функции управления, экологическое образование дошкольников, развивающая предметно-пространственная среда, управление качеством экологического образованияПохожие статьи
Внедрение современных технологий социализации дошкольников в образовательный процесс ДОО
Данная тема раскрывает современные педагогические технологии, которые способствуют эффективному процессу воспитания и социализации детей в дошкольной организации. Статья адресована воспитателям дошкольных организаций, студентам педагогических колледж...
Современные формы экологического просвещения и воспитания младших школьников
В работе представлены результаты изучения проблемы экологического воспитания младших школьников в МБОУ «СШ № 44 с УИОП им. К. Д. Ушинского» г. Нижневартовскв. В статье рассмотрены современные формы экологического просвещения и воспитания младших школ...
Проблемы развития детского самоуправления в России: анализ практик работы с детским самоуправлением
В статье рассматриваются проблемы ученического самоуправления. Представлен опыт внедрения и развития данной технологии в МКОУ ГО Заречный «СОШ № 7 с углубленным изучением отдельных предметов». Предлагается использование ученического самоуправления ка...
Практические уроки здоровья как здоровьесберегающая технология организации образовательного процесса
В статье раскрывается проблема реализации образовательной области «Физическое развитие» детей в условиях дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС ДО. В рамках взаимодействия ДОУ с общественными организациями разработана новая фор...
Особенности формирования экологической культуры дошкольников среднего возраста в условиях реализации ФГОС ДО
В представленной статье рассматривается одно из важных направлений в системе образования подрастающего поколения — формирование экологической культуры дошкольников среднего возраста. Исследуется ФГОС ДО как важный инструмент регулирования требований ...
Использование технологии «Дети-волонтеры» в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Использование в дошкольном образовании технологии «Дети-волонтеры» (автор: Н. П. Гришаева) позволяет педагогам решать задачи социального развития, коммуникативных навыков и формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Органи...
Развитие начал социальной активности у детей дошкольного возраста
Статья посвящена анализу педагогических основ развития начал социальной активности у детей дошкольного возраста. Социальная активность рассматривается автором как сквозной целевой ориентир государственной социальной политики России. Делается вывод о ...
Поиск эффективных форм и методов духовно-нравственного воспитания детей в процессе взаимодействия ДОО, семьи и общественных организаций
Данная статья раскрывает актуальность и практическую значимость сетевого взаимодействия ДОО с общественными организациями и семьей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, а также спектр наиболее эффективных форм и мето...
Комплексный подход к сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста
В статье рассмотрено понятие, значение, принципы и методы комплексного подхода к сенсорному воспитанию детей младшего школьного возраста и рассмотрены результаты эксперимента исследования эффективности комплексного подхода к сенсорному воспитанию дет...
Целостное развитие личности дошкольника через реализацию дополнительной общеразвивающей программы «Почемучка» в условиях дополнительного образования детей
В статье освещены вопросы реализация модели предшкольного образования в условиях и с учетом специфики дополнительного образования детей, усиления вариативной составляющей образования, полученного в дошкольном образовательном учреждении, способствующе...
Похожие статьи
Внедрение современных технологий социализации дошкольников в образовательный процесс ДОО
Данная тема раскрывает современные педагогические технологии, которые способствуют эффективному процессу воспитания и социализации детей в дошкольной организации. Статья адресована воспитателям дошкольных организаций, студентам педагогических колледж...
Современные формы экологического просвещения и воспитания младших школьников
В работе представлены результаты изучения проблемы экологического воспитания младших школьников в МБОУ «СШ № 44 с УИОП им. К. Д. Ушинского» г. Нижневартовскв. В статье рассмотрены современные формы экологического просвещения и воспитания младших школ...
Проблемы развития детского самоуправления в России: анализ практик работы с детским самоуправлением
В статье рассматриваются проблемы ученического самоуправления. Представлен опыт внедрения и развития данной технологии в МКОУ ГО Заречный «СОШ № 7 с углубленным изучением отдельных предметов». Предлагается использование ученического самоуправления ка...
Практические уроки здоровья как здоровьесберегающая технология организации образовательного процесса
В статье раскрывается проблема реализации образовательной области «Физическое развитие» детей в условиях дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС ДО. В рамках взаимодействия ДОУ с общественными организациями разработана новая фор...
Особенности формирования экологической культуры дошкольников среднего возраста в условиях реализации ФГОС ДО
В представленной статье рассматривается одно из важных направлений в системе образования подрастающего поколения — формирование экологической культуры дошкольников среднего возраста. Исследуется ФГОС ДО как важный инструмент регулирования требований ...
Использование технологии «Дети-волонтеры» в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Использование в дошкольном образовании технологии «Дети-волонтеры» (автор: Н. П. Гришаева) позволяет педагогам решать задачи социального развития, коммуникативных навыков и формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Органи...
Развитие начал социальной активности у детей дошкольного возраста
Статья посвящена анализу педагогических основ развития начал социальной активности у детей дошкольного возраста. Социальная активность рассматривается автором как сквозной целевой ориентир государственной социальной политики России. Делается вывод о ...
Поиск эффективных форм и методов духовно-нравственного воспитания детей в процессе взаимодействия ДОО, семьи и общественных организаций
Данная статья раскрывает актуальность и практическую значимость сетевого взаимодействия ДОО с общественными организациями и семьей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, а также спектр наиболее эффективных форм и мето...
Комплексный подход к сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста
В статье рассмотрено понятие, значение, принципы и методы комплексного подхода к сенсорному воспитанию детей младшего школьного возраста и рассмотрены результаты эксперимента исследования эффективности комплексного подхода к сенсорному воспитанию дет...
Целостное развитие личности дошкольника через реализацию дополнительной общеразвивающей программы «Почемучка» в условиях дополнительного образования детей
В статье освещены вопросы реализация модели предшкольного образования в условиях и с учетом специфики дополнительного образования детей, усиления вариативной составляющей образования, полученного в дошкольном образовательном учреждении, способствующе...