Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности с применением личностно-ориентированной технологии (программа психолого-педагогического сопровождения)
Автор: Попова Анна Дмитриевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
II международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2015)
Дата публикации: 27.04.2015
Статья просмотрена: 1172 раза
Библиографическое описание:
Попова, А. Д. Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности с применением личностно-ориентированной технологии (программа психолого-педагогического сопровождения) / А. Д. Попова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 72-75. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7958/ (дата обращения: 16.12.2024).
Личностно-ориентированные технологии развивают индивидуальность ребенка, его социальные возможности, уникальные способности и, как следствие, направлены на становление личности ребенка в обществе, т. е. на социализацию детей.
Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности имеет огромное значение. Через игру дети учатся строить свои личностные жизненные планы, конструктивному взаимодействию с людьми, а также анализируют действия и средства достижения желаемого результата. Играя, и примеряя на себя игровую роль, ребенок видит события с разных сторон, учитывает действия и интересы другого, соблюдает нормы и правила. Именно игровая деятельность позволяет сформировать первые этические установки и моральные ценности, когда ребенок начинает оценивать свои и чужие поступки.
Интегрируя игры с методами и приемами, содержащими игровую ситуацию и направленными на социализацию детей можно реализовать личностно-ориентированную технологию в программе психолого-педагогического сопровождения.
Цель программы: формирование у детей старшего дошкольного возраста социальной подготовленности.
Задачи программы:
1. Развивать представление о нормах и правилах поведения, принятых в обществе, а также рефлексию;
2. Способствовать развитию коммуникативных навыков со сверстниками и взрослыми;
3. Обеспечивать представление о социальном мире и о месте ребенка в нем;
4. Развивать эмпатию и децентрацию у детей;
5. Формировать эмоционально-благоприятные отношения со взрослыми и сверстниками.
Теоретическая основа: работы психологов и педагогов о сущности процесса социализации, об особенностях игровой деятельности и важности старшего дошкольного возраста в процессе социализации: Г. М. Андреева, Е. П. Белинская, Л. С. Выготский, Н. Ф. Голованова, В. В. Давыдов, И. С. Кон, А. В. Мудрик, В. С. Мухина, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин, В. А. Ядов и др.
Практическая основа: в программе использованы игры, упражнения, психогимнастика О. В. Хухлаевой, Р. Р. Калининой, Н. Л. Кряжевой, М. Н. Сигимовой, М. Чистяковой.
Методы и приемы, используемые в программе: развивающие игры, упражнения, тренинги, психогимнастика, рисование, беседы.
Научные подходы, используемые в программе:
1. Культурно-исторический подход (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия) — рассматривает личность как продукт освоения индивидом ценностей культуры. Культурно-исторический подход в качестве единицы выбрал знак, слово, символ, речь, труд. Слово-знак первично как относительно практического действия, так и относительно мышления. Оперируя с этими «культурными» знаками-словами, индивид строит свою личность [2, с. 67].
2. Деятельностный подход (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев Л. А. Венгер и др.) — формирование личности рассматривается с позиций практической деятельности как особой формы психической активности человека. Согласно подходу, внутреннее богатство личности определяется разнообразием видов деятельности, в которые реально включен человек, и тем личностным смыслом, который наполняет он эти виды деятельности [4, с. 95].
3. Личностный подход (Л. И. Божович, А. В. Запорожец, В. А. Петровский и др.) — личность понимается как совокупность внутренних условий, преломляющих все внешние воздействия. Личность — это конкретный человек как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему. Элементы (черты личности), входящие в подструктуру личности, не имеют непосредственных природных задатков и отражают индивидуальное общественное сознание [1, с. 36].
Научные принципы, используемые в программе:
1) Принцип развития: педагог оказывает влияние на развитие социализации у детей;
2) Принцип целостности: обеспечивает единство воспитания, обучения и развития;
3) Принцип единства: необходимо рассматривать социальное развитие в свете других аспектов развития, например, познавательное, личностное и т. д.
4) Принцип относительной самостоятельности: каждый ребенок индивидуален и имеет свой темп развития.
5) Принцип системности — необходимо иметь набор взаимосвязанных элементов и программы по развитию социализации детей.
Содержательная характеристика программы: 5 блоков соотносятся с поставленными задачами. Каждый блок разделен на две недели.
Временная характеристика программы: всего 10 занятий, рассчитанных на проведение 1 раза в неделю в течение 2,5 месяцев (10 недель), по 25–30 минут, в группе до 10 детей старшего дошкольного возраста.
Структура занятия:
1. Ритуал приветствия (дети встают в круг и берут друг друга за руки, все хором говорят: «Здравствуйте!»).
2. Разминка (игры на внимание, память, логику и т. п.).
3. Рефлексия прошлого занятия.
4. Основная часть — методы и приемы.
5. Рефлексия прошедшего занятия.
6. Ритуал прощания (дети встают в круг и берут друг друга за руки, все хором говорят: «До свидания!»)
В таблице 1 представлен план психолого-педагогического сопровождения, состоящий из блоков занятия, задач и форм работы с детьми.
Таблица 1
План психолого-педагогического сопровождения по социализации детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности с применением личностно-ориентированной технологии
Блоки занятия |
Задачи |
Формы работы с детьми |
1. «Как себя вести?» |
1) развивать представление о нормах и правилах поведения, принятых в обществе; 2) развивать рефлексию; 3) проводить коррекцию нежелательного поведения; 4) познакомить детей с правилами поведения во время общения с людьми, учить быть вежливыми; 5) формировать у детей способность использовать агрессивные действия в социально желательных целях. |
1 неделя |
Тренинг «Три подвига Андрея» |
||
Беседа «Как вести себя на улице?» |
||
Психогимнастика. Этюды «Хочу и все», «Вежливый мальчик» |
||
Игра «Петушиный бой» |
||
6 неделя |
||
Упражнение «Почему подрались мальчики» |
||
Беседа «Как вести себя во время разговора?» |
||
Рисование «Конкурс художников» |
||
Игра «Прогони Бабу-Ягу» |
||
2. «Я общаюсь со всеми» |
1) способствовать развитию коммуникативных навыков со сверстниками и взрослыми; 2) способствовать развитию взаимопонимания между детьми; 3) развивать у детей умение сотрудничать; 4) способствовать формированию у детей умения любить окружающих; 5) содействовать улучшению общения со сверстниками. |
2 неделя |
Упражнение «Кого укусил комарик?» |
||
Беседа «Я хочу с тобой подружиться» |
||
Рисование «С кем я дружу» |
||
Игра «Сложи картинку» |
||
7 неделя |
||
Тренинг «Я посылаю любовь» |
||
Беседа «Злая Черная рука» |
||
Психогимнастика «Массаж чувствами» |
||
Игра «Я знаю пять имен своих друзей» |
||
3. «Есть «Я» и мир вокруг» |
1) обеспечивать представление о социальном мире и о месте ребенка в нем; 2) помочь осознать собственную уникальность; 3) развивать позитивное самовосприятие; 4) повышать самооценку детей; 5) способствовать самовыражению и спонтанности детей. |
3 неделя |
Тренинг «Конкурс хвастунов» |
||
Беседа «Моя семья» |
||
Психогимнастика. Этюды «Капитан», «Зачарованный ребенок» |
||
Игра «Я очень хороший» |
||
8 неделя |
||
Упражнение «Мимическая гимнастика» |
||
Беседа «Мой детский сад» |
||
Рисование «Мое взрослое будущее» |
||
Игра «Крылья» |
||
4. «Я сопереживаю» |
1) развивать эмпатию и децентрацию у детей; 2) способствовать формированию у детей сопереживания, сочувствия, содействия; 3) воспитывать у детей любовь к окружающим; 4) развивать умение чувствовать настроение другого человека. |
4 неделя |
Упражнение «У птички болит крылышко — пожалей птичку» |
||
Беседа «Когда природа плачет» |
||
Рисование «Помощь героям картины» |
||
Игра «Обиженный кустик» |
||
9 неделя |
||
Тренинг «Как ты себя чувствуешь?» |
||
Беседа «Мягкое сердце» |
||
Психогимнастика. Этюды «Мое настроение», «Позиции в общении» |
||
Игра «Тень» |
||
5. «Я люблю свою семью, своих друзей и детский сад» |
1) формировать эмоционально-благоприятные отношения со взрослыми и сверстниками; 2) содействовать улучшению общения со сверстниками; 3) способствовать уменьшению обидчивости у детей; 4) тренировать сплоченность действий; 5) познакомить детей со средствами понимания друг друга. |
5 неделя |
Тренинг «Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку!» |
||
Беседа «Подарок для всех» |
||
Психогимнастика. Этюды «Возьми и передай», «Праздничное настроение». |
||
Игра «Цветок дружбы» |
||
10 неделя |
||
Упражнение «Стоп, кулак!» |
||
Беседа «Как нам помочь друг другу?» |
||
Рисование «Пусть всегда будет» |
||
Игра «Мне в тебе нравится, мне в себе нравится» |
Место проведения программы: МБДОУ детский сад № 10 «Колобок».
Сроки проведения программы: 12.01.2015–20.03.2015.
В целом программу психолого-педагогического сопровождения удалось успешно реализовать. Дети с удовольствием играли, беседовали, рисовали. Особенный интерес вызвали блоки «Я общаюсь со всеми» и «Я люблю свою семью, своих друзей и детский сад». Из методов детям больше всего нравилась психогимнастика и рисование.
Разработанная программа по психолого-педагогическому сопровождению может быть реализована в любом дошкольном учреждении. Данную деятельность может осуществлять не только педагог-психолог, но и воспитатель группы детского сада.
Литература:
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб. [и др.]: Питер, 2008. — 398 с.
2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики/Под ред. А. М. Матюшкина. -- М.: Педагогика, 1983. — 368 с.
3. Калинина Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. — СПб.: Речь, 2009. — 156 с.
4. Кряжева Н. Л. Радуемся вместе. Развитие эмоционального мира детей. — М., 2008. — 192 с.
5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. -- М., 1975. — 121 с.
6. Сигимова М. Н. Формирование представлений о себе у старших дошкольников. Игры-занятия — В.: Учитель, 2009. — 166 с.
7. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3–9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. — М.:Генезис, 2006. — 176 с.
8. Чистякова М. И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. — 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 160 с.