Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности с применением личностно-ориентированной технологии (программа психолого-педагогического сопровождения) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

II международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2015)

Дата публикации: 27.04.2015

Статья просмотрена: 1172 раза

Библиографическое описание:

Попова, А. Д. Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности с применением личностно-ориентированной технологии (программа психолого-педагогического сопровождения) / А. Д. Попова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 72-75. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7958/ (дата обращения: 16.12.2024).

Личностно-ориентированные технологии развивают индивидуальность ребенка, его социальные возможности, уникальные способности и, как следствие, направлены на становление личности ребенка в обществе, т. е. на социализацию детей.

Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности имеет огромное значение. Через игру дети учатся строить свои личностные жизненные планы, конструктивному взаимодействию с людьми, а также анализируют действия и средства достижения желаемого результата. Играя, и примеряя на себя игровую роль, ребенок видит события с разных сторон, учитывает действия и интересы другого, соблюдает нормы и правила. Именно игровая деятельность позволяет сформировать первые этические установки и моральные ценности, когда ребенок начинает оценивать свои и чужие поступки.

Интегрируя игры с методами и приемами, содержащими игровую ситуацию и направленными на социализацию детей можно реализовать личностно-ориентированную технологию в программе психолого-педагогического сопровождения.

Цель программы: формирование у детей старшего дошкольного возраста социальной подготовленности.

Задачи программы:

1.                  Развивать представление о нормах и правилах поведения, принятых в обществе, а также рефлексию;

2.                  Способствовать развитию коммуникативных навыков со сверстниками и взрослыми;

3.                  Обеспечивать представление о социальном мире и о месте ребенка в нем;

4.                  Развивать эмпатию и децентрацию у детей;

5.                  Формировать эмоционально-благоприятные отношения со взрослыми и сверстниками.

Теоретическая основа: работы психологов и педагогов о сущности процесса социализации, об особенностях игровой деятельности и важности старшего дошкольного возраста в процессе социализации: Г. М. Андреева, Е. П. Белинская, Л. С. Выготский, Н. Ф. Голованова, В. В. Давыдов, И. С. Кон, А. В. Мудрик, В. С. Мухина, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин, В. А. Ядов и др.

Практическая основа: в программе использованы игры, упражнения, психогимнастика О. В. Хухлаевой, Р. Р. Калининой, Н. Л. Кряжевой, М. Н. Сигимовой, М. Чистяковой.

Методы и приемы, используемые в программе: развивающие игры, упражнения, тренинги, психогимнастика, рисование, беседы.

Научные подходы, используемые в программе:

1.         Культурно-исторический подход (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия) — рассматривает личность как продукт освоения индивидом ценностей культуры. Культурно-исторический подход в качестве единицы выбрал знак, слово, символ, речь, труд. Слово-знак первично как относительно практического действия, так и относительно мышления. Оперируя с этими «культурными» знаками-словами, индивид строит свою личность [2, с. 67].

2.         Деятельностный подход (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев Л. А. Венгер и др.) — формирование личности рассматривается с позиций практической деятельности как особой формы психической активности человека. Согласно подходу, внутреннее богатство личности определяется разнообразием видов деятельности, в которые реально включен человек, и тем личностным смыслом, который наполняет он эти виды деятельности [4, с. 95].

3.         Личностный подход (Л. И. Божович, А. В. Запорожец, В. А. Петровский и др.) — личность понимается как совокупность внутренних условий, преломляющих все внешние воздействия. Личность — это конкретный человек как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему. Элементы (черты личности), входящие в подструктуру личности, не имеют непосредственных природных задатков и отражают индивидуальное общественное сознание [1, с. 36].

Научные принципы, используемые в программе:

1)                 Принцип развития: педагог оказывает влияние на развитие социализации у детей;

2)                 Принцип целостности: обеспечивает единство воспитания, обучения и развития;

3)                 Принцип единства: необходимо рассматривать социальное развитие в свете других аспектов развития, например, познавательное, личностное и т. д.

4)                 Принцип относительной самостоятельности: каждый ребенок индивидуален и имеет свой темп развития.

5)                 Принцип системности — необходимо иметь набор взаимосвязанных элементов и программы по развитию социализации детей.

Содержательная характеристика программы: 5 блоков соотносятся с поставленными задачами. Каждый блок разделен на две недели.

Временная характеристика программы: всего 10 занятий, рассчитанных на проведение 1 раза в неделю в течение 2,5 месяцев (10 недель), по 25–30 минут, в группе до 10 детей старшего дошкольного возраста.

Структура занятия:

1.      Ритуал приветствия (дети встают в круг и берут друг друга за руки, все хором говорят: «Здравствуйте!»).

2.      Разминка (игры на внимание, память, логику и т. п.).

3.      Рефлексия прошлого занятия.

4.      Основная часть — методы и приемы.

5.      Рефлексия прошедшего занятия.

6.      Ритуал прощания (дети встают в круг и берут друг друга за руки, все хором говорят: «До свидания!»)

В таблице 1 представлен план психолого-педагогического сопровождения, состоящий из блоков занятия, задач и форм работы с детьми.

Таблица 1

План психолого-педагогического сопровождения по социализации детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности с применением личностно-ориентированной технологии

Блоки занятия

Задачи

Формы работы с детьми

1. «Как себя вести?»

1) развивать представление о нормах и правилах поведения, принятых в обществе;

2) развивать рефлексию;

3) проводить коррекцию нежелательного поведения;

4) познакомить детей с правилами поведения во время общения с людьми, учить быть вежливыми;

5) формировать у детей способность использовать агрессивные действия в социально желательных целях.

1 неделя

Тренинг «Три подвига Андрея»

Беседа «Как вести себя на улице?»

Психогимнастика. Этюды «Хочу и все», «Вежливый мальчик»

Игра «Петушиный бой»

6 неделя

Упражнение «Почему подрались мальчики»

Беседа «Как вести себя во время разговора?»

Рисование «Конкурс художников»

Игра «Прогони Бабу-Ягу»

2. «Я общаюсь со всеми»

1) способствовать развитию коммуникативных навыков со сверстниками и взрослыми;

2) способствовать развитию взаимопонимания между детьми;

3) развивать у детей умение сотрудничать;

4) способствовать формированию у детей умения любить окружающих;

5) содействовать улучшению общения со сверстниками.

2 неделя

Упражнение «Кого укусил комарик?»

Беседа «Я хочу с тобой подружиться»

Рисование «С кем я дружу»

Игра «Сложи картинку»

7 неделя

Тренинг «Я посылаю любовь»

Беседа «Злая Черная рука»

Психогимнастика «Массаж чувствами»

Игра «Я знаю пять имен своих друзей»

3. «Есть «Я» и мир вокруг»

1) обеспечивать представление о социальном мире и о месте ребенка в нем;

2) помочь осознать собственную уникальность;

3) развивать позитивное самовосприятие;

4) повышать самооценку детей;

5) способствовать самовыражению и спонтанности детей.

3 неделя

Тренинг «Конкурс хвастунов»

Беседа «Моя семья»

Психогимнастика. Этюды «Капитан», «Зачарованный ребенок»

Игра «Я очень хороший»

8 неделя

Упражнение «Мимическая гимнастика»

Беседа «Мой детский сад»

Рисование «Мое взрослое будущее»

Игра «Крылья»

4. «Я сопереживаю»

1) развивать эмпатию и децентрацию у детей;

2) способствовать формированию у детей сопереживания, сочувствия, содействия;

3) воспитывать у детей любовь к окружающим;

4) развивать умение чувствовать настроение другого человека.

4 неделя

Упражнение «У птички болит крылышко — пожалей птичку»

Беседа «Когда природа плачет»

Рисование «Помощь героям картины»

Игра «Обиженный кустик»

9 неделя

Тренинг «Как ты себя чувствуешь?»

Беседа «Мягкое сердце»

Психогимнастика. Этюды «Мое настроение», «Позиции в общении»

Игра «Тень»

5. «Я люблю свою семью, своих друзей и детский сад»

1) формировать эмоционально-благоприятные отношения со взрослыми и сверстниками;

2) содействовать улучшению общения со сверстниками;

3) способствовать уменьшению обидчивости у детей;

4) тренировать сплоченность действий;

5) познакомить детей со средствами понимания друг друга.

5 неделя

Тренинг «Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку!»

Беседа «Подарок для всех»

Психогимнастика. Этюды «Возьми и передай», «Праздничное настроение».

Игра «Цветок дружбы»

10 неделя

Упражнение «Стоп, кулак!»

Беседа «Как нам помочь друг другу?»

Рисование «Пусть всегда будет»

Игра «Мне в тебе нравится, мне в себе нравится»

 

Место проведения программы: МБДОУ детский сад № 10 «Колобок».

Сроки проведения программы: 12.01.2015–20.03.2015.

В целом программу психолого-педагогического сопровождения удалось успешно реализовать. Дети с удовольствием играли, беседовали, рисовали. Особенный интерес вызвали блоки «Я общаюсь со всеми» и «Я люблю свою семью, своих друзей и детский сад». Из методов детям больше всего нравилась психогимнастика и рисование.

Разработанная программа по психолого-педагогическому сопровождению может быть реализована в любом дошкольном учреждении. Данную деятельность может осуществлять не только педагог-психолог, но и воспитатель группы детского сада.

 

Литература:

 

1.         Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб. [и др.]: Питер, 2008. — 398 с.

2.         Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики/Под ред. А. М. Матюшкина. -- М.: Педагогика, 1983. — 368 с.

3.         Калинина Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. — СПб.: Речь, 2009. — 156 с.

4.         Кряжева Н. Л. Радуемся вместе. Развитие эмоционального мира детей. — М., 2008. — 192 с.

5.         Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. -- М., 1975. — 121 с.

6.         Сигимова М. Н. Формирование представлений о себе у старших дошкольников. Игры-занятия — В.: Учитель, 2009. — 166 с.

7.         Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3–9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. — М.:Генезис, 2006. — 176 с.

8.         Чистякова М. И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. — 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 160 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, психолого-педагогическое сопровождение, старший дошкольный возраст, детский сад, игра, игровая деятельность, неделя, социализация детей, друг друга, правило поведения.

Похожие статьи

Системно-деятельностный подход в формировании познавательной мотивации детей среднего дошкольного возраста (из опыта работы)

Формирование цифровой грамотности обучающихся начальных классов в системе урочной и внеурочной деятельности (элемент проекта «Создание электронного словаря»)

Развитие социально-коммуникативной компетенции дошкольников через использование технологии эффективной социализации — утренний сбор в условиях разновозрастной группы сельского дошкольного образовательного учреждения

Развитие логического мышления в урочной и внеурочной деятельности с применением технологии дистанционного обучения

Адаптация и психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ТНР и СДВГ в дошкольном учреждении компенсирующего вида

Развитие социально-бытового ориентирования у старших дошкольников с нарушением зрения через опытно-экспериментальную деятельность

Формирование навыков эмоциональной саморегуляции у слабослышащих детей младшего школьного возраста на коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке

Оптимизация коррекционно-педагогической работы по формированию восприятия у детей с нарушениями речевого развития в системе ранней помощи

Формирование коммуникативной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Создание психолого-педагогических условий для детей с общим недоразвитием речи в ходе реализации образовательной области «Речевое развитие»

Похожие статьи

Системно-деятельностный подход в формировании познавательной мотивации детей среднего дошкольного возраста (из опыта работы)

Формирование цифровой грамотности обучающихся начальных классов в системе урочной и внеурочной деятельности (элемент проекта «Создание электронного словаря»)

Развитие социально-коммуникативной компетенции дошкольников через использование технологии эффективной социализации — утренний сбор в условиях разновозрастной группы сельского дошкольного образовательного учреждения

Развитие логического мышления в урочной и внеурочной деятельности с применением технологии дистанционного обучения

Адаптация и психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ТНР и СДВГ в дошкольном учреждении компенсирующего вида

Развитие социально-бытового ориентирования у старших дошкольников с нарушением зрения через опытно-экспериментальную деятельность

Формирование навыков эмоциональной саморегуляции у слабослышащих детей младшего школьного возраста на коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке

Оптимизация коррекционно-педагогической работы по формированию восприятия у детей с нарушениями речевого развития в системе ранней помощи

Формирование коммуникативной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Создание психолого-педагогических условий для детей с общим недоразвитием речи в ходе реализации образовательной области «Речевое развитие»