Летние семейные проекты (нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (31) апрель 2020 г.

Дата публикации: 24.03.2020

Статья просмотрена: 479 раз

Библиографическое описание:

Иголкина, Л. В. Летние семейные проекты (нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ) / Л. В. Иголкина, Н. В. Быкова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 14-17. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/160/5013/ (дата обращения: 22.11.2024).



Поставленные Федеральным государственным образовательным стандартом задачи перед дошкольной педагогикой направлены на формирование целостной духовно-нравственной личности. Одной из важных составляющих формирования такой личности является экологическое воспитание, поскольку только ребенок, искренне любящий природу, родной край, вырастет настоящим патриотом своей Родины.

Для этого важно пробудить экологическое сознание, которое появляется не вдруг и не сразу, а на протяжении всей нашей жизни, начиная с дошкольного возраста. Какого качества ростки мы посадим в детстве, такие плоды мы и пожнем в зрелом возрасте. Как же воспитать у детей желание беречь и охранять природу?

Ребенок впитывает все: и плохое, и хорошее. Наша задача — помочь дошкольникам отмечать положительные и отрицательные поступки людей в природе, давать им оценку, закладывать у них ростки экологического сознания. А это возможно только на собственном примере (как родителей, так и воспитателей). И, пожалуй, родители здесь играют первостепенную роль, так как их поведение является образцом поведения для ребенка. Недаром В. А. Сухомлинский в свое время сказал: «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье».

Не секрет, что развитие ребёнка-дошкольника осуществляется тем более успешно, чем теснее контакты между детским садом и семьёй. Высокие результаты в развитии детей чаще всего можно наблюдать тех случаях, когда установлено конструктивное взаимодействие в триаде: ребенок- родитель — педагог. Позиция родителей является позицией создателей специальных условий для проявления качеств ребенка с учетом его индивидуальности и возрастных особенностей. Значит, и родителям необходимо владеть педагогической компетентностью: понимать ведущую роль семейного воспитания в становлении и развитии личности ребенка, осознавать связь окружающей среды и здоровья ребенка и не забывать, что развитие ребёнка происходит во взаимодействии с окружающим миром. В настоящее время участие родителей в воспитательно-образовательном процессе не желание какого-либо воспитателя, а требования ФГОС ДО.

В связи с этим мы предлагаем вашему вниманию один из методов активного вовлечения семей воспитанников группы в проектную экологическую деятельность.

Особенности метода:

− Реализация семейных проектов проходит вне дошкольного учреждения.

− Участники проекта: Родители — Дети.

− Педагог выступает в роли консультанта

Этапы реализации проекта:

  1. Анкетирование родителей;
  2. Выпуск информационного буклета для родителей;
  3. Консультация для родителей (постановка целей и задач);
  4. Разработка индивидуального образовательного маршрута по проекту (подбор содержания, выбор деятельности);
  5. Реализация проекта в семье;
  6. Презентация семейных проектов в группе.

Приведем пример семейных проектов «Удивительное рядом» в старшем дошкольном возрасте (к старшему возрасту у дошкольников формируется осознанная исследовательская деятельность: дети могут сделать предположение — гипотезу, поискать методы ее проверки и сделать простейшие умозаключения).

Проект «Удивительное рядом» реализуется в летний период, когда дети не находятся постоянно в дошкольном учреждении, а больше времени проводят с семьей на дачах, в садах, на природе и т. д. Возникает уникальная возможность непосредственного общения ребёнка и его семьи с природой.

Целью проекта является развитие гуманно-ценностного отношения к природе через потребность общения со взрослыми членами семьи.

Итак, первый этап — анкетирование родителей («Летний отдых»).

Второй — выпуск информационного буклета (прописываются примерные задачи, советы воспитателей по организации детской деятельности в летний период и т. д.) Потом, как правило, необходима консультация: воспитатель — родитель. Только после этого можно составить индивидуальный маршрут и приступить к реализации индивидуальных семейных проектов. Презентация проектов проходит в группе (в любой форме и в любом составе).

Например, семейный проект Грачевых.

Выяснив, что семья любит проводить летние каникулы у бабушки в деревне, мы предложили родителям включиться в активную разноплановую деятельность вместе с ребенком и составить для семьи индивидуальный образовательный маршрут. Чтобы маршрут стал увлекательным, сначала выявили предпочтения Евы, увлечения членов семьи и условия, в которых предполагалось реализовывать проект. После чего совместно с родителями вычленили основные задачи и наполнили проект содержанием. Важно отметить, что содержание и используемые приемы и методы могут варьироваться в зависимости от ситуации (настроением, погодой, встречей с новым объектом, появлением новых увлечений и т. п.)

Содержание

Виды деятельности

экспериментирование

наблюдения

экскурсия

игровая

исследования

трудовая

Худ-творческ.

Познавател.

Физкультуно-оздоровительня

...

Вода, вода, водичка

*

*

*

*

В бабушкином огороде

*

*

*

*

*

*

Растут цветы для красоты

*

*

*

*

*

*

Разноцветные лошадки

*

*

*

*

*

Панамка своими руками

*

*

*

*

*

*

*

Здравствуй, сосновый бор!

*

*

*

*

*

*

*

*

*

Я уже большая

*

*

*

*

Вода, вода, водичка

  1. Игры с водой;

2 Поливаю огород;

Интегративные задачи:

− Поощрять детей к самостоятельной экспериментальной деятельности, поддерживать инициативу и речевую активность;

− Развивать наблюдательность, внимание;

− Показать значение воды для жизни человека и всего живого.

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\фотки\Изображение 129.bmp

Игры и эксперименты с водой

В бабушкином огороде

  1. Чтение и заучивание

стихов о ягодах и фруктах;

  1. Исследование «Чьи следы»;
  1. Исследование «Кисло — сладко»;
  2. Аппликация «Мои любимые ягоды и фрукты»

Интегративные задачи:

Развивать исследовательские навыки, умение делать простейшие умозаключения, социально-коммуникативные способности, способствовать развитию двигательной активности, внимания, памяти

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\фотки\Изображение 128.bmp

Исследование

Растут цветы для красоты

  1. Декоративные цветы;

2 Лечебные цветы;

3 Интервью у бабушкиных соседок «Поговорки и прибаутки про цветы и ягоды»

Интегративные задачи:

Развивать познавательную активность; пополнить лексический словарь, вызвать эмоционально-положительный настрой на общение с природой, знакомить с детей новыми методами взаимодействия (Интервьюирование, разучивание фольклорных элементов, участие в традиционных деревенских праздниках и т. п.)

Разноцветныелошадки

  1. Посещение парка с аттракционами;
  2. Рассказ мамы о любимом коне Буянчике;
  3. Раскрашивание «Лошадь с жеребенком»

Интегративные задачи:

Показать положительный пример взаимодействия с животными и их влияние на здоровье человека, способы ухода за лошадьми; развивать умение выражать свое отношение к природе в рисунке (цвет, сюжет, творческий материал)

Здравствуй, сосновый бор!

  1. Прогулка по сосновому бору;

2 Составление гербария;

3 Исследование «Что растет в лесу»;

4 Зарисовки о лесе

5 Интегративные задачи:

Развивать познавательный интерес к окружающей природе, совершенствовать исследовательские навыки, поддерживать беседы детей о лесе, его особенностях (чистый воздух, пение птиц, запахи и пр.); воспитывать любовь к родному краю, используя художественную литературу (стихи, рассказы Чарушина, Пришвина,…)

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\фотки\Изображение 130.bmp

Гербарий

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\фотки\Изображение 131.bmp

Коллаж

Опыт организации такой работы с семьёй показал, что дети стали более осознанно относиться к окружающей их природе, а родители глубже узнали о внутреннем мире ребёнка, стали обращать внимание на следы положительного и отрицательного отношения к природе, привлекая собственным примером к природоохранным действиям и труду в природе, знакомя детей с природой.

E:\My Photos\06-10-2013\DCIM\126_FUJI\DSCF6373.JPG

Презентация проекта в группе

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\фотки\Изображение 126.bmp

Титульная страница альбома-презентации

Основные термины (генерируются автоматически): природа, ребенок, родитель, задача, сосновый бор, бабушкин огород, дошкольное учреждение, индивидуальный образовательный маршрут, информационный буклет, летний период.
Задать вопрос