Прекрасное рядом: экологическое воспитание младших дошкольников в летний оздоровительный период
Автор: Купянская Ирина Ивановна
Рубрика: Вопросы воспитания
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (47) ноябрь 2021 г.
Дата публикации: 07.10.2021
Статья просмотрена: 33 раза
Библиографическое описание:
Купянская, И. И. Прекрасное рядом: экологическое воспитание младших дошкольников в летний оздоровительный период / И. И. Купянская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 10 (47). — С. 9-12. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/208/6636/ (дата обращения: 17.12.2024).
Сегодня все чаще происходит замена реальной природы виртуальной, ребенок все больше времени проводит за компьютерными играми, телевизором, гаджетами. Многие дети нередко испытывают страх перед природой. Возникают противоречия между естественными потребностями ребенка, как живого существа в общении с природой и отчуждением его от природы, что осложняет процесс экологического образования. Устранить существующее противоречие нужно путем максимального удовлетворения потребности ребенка в общении с природой, которое необходимо для развития личности младшего дошкольника.
И, конечно, начинать знакомство с природой в дошкольном возрасте необходимо с ближайшего окружения и лето является самым подходящим для этого периодом. Взяв за основу фактор природного окружения — утопающую в зелени благоустроенную территорию детского сада, прогулочного участка и время года — лето, мы решили показать нашим дошколятам красоту, которая всегда рядом и ее только надо научить видеть и правильно наблюдать, не принося вред.
В процессе экологического воспитания детей на занятиях в группе и на природе я использую различные методы: наглядные (наблюдение, демонстрация); практические (игра, труд); словесные (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений, беседы) и экспериментальные (опыт).
Но, именно наблюдение является основным методом ознакомления детей младшего дошкольного возраста с природой. Именно наблюдению за живой природой уделяла особое внимание в летний период.
В первую очередь, обратила внимание детей на красоту и разнообразие бабочек, которые прилетали в цветник на прогулочном участке, просила детей не шуметь и не пугать нежных гостей, рассказывая о строении и особенностях бабочек.
Наблюдение продолжилось рассказами о «Волшебном мире бабочек». Дети узнали, что существует великое множество бабочек. Увидев заинтересованность темой, предложила стать юными исследователями-натуралистами… Посмотрели презентацию, активно обсудили имеющийся опыт и полученные знания о бабочках.
Применив нетрадиционную технику рисования (рисование солью) вместе с детьми мы создали коллекцию бабочек. Каждая бабочка получилась уникальной, а дети были в восторге от их красоты.
Не остались равнодушными к нашим исследованиям и родители. Был объявлен родительский конкурс в группе «Лучшая бабочка из ткани». А затем и торжественное награждение, победитель был выбран голосованием самих родителей.
Далее мы решили с нашими маленькими исследователями провести праздник, посвященный бабочкам, который требовал подготовки: перевоплощение в бабочек — поэтому мы решили сделать маски. В изготовлении масок дети принимали непосредственное участие, каждый выбрал для себя свою бабочку.
Когда маски были готовы, настало время развлечения! Праздник бабочек состоялся, наш прогулочный участок превратился в огромный цветник. Игры, танцы, конкурсы для наших маленьких бабочек были не только веселыми, но и познавательными.
Следующим объектом наших юных исследований стали божьи коровки. Все также мы начали с осторожных наблюдений и рассказов о полезности и уникальности этих насекомых. Подготовили презентацию и решили сделать божьих коровок, чтобы остался кусочек лета, когда наступит осень и зима.
Родители активно включились в реализацию наших идей, принесли скорлупки от грецких орехов, а мы совместно с детьми сделали полянку для божьих коровок. На следующий день мы раскрасили божьих коровок, дали им высохнуть и уже вечером, заполнили пластилином и наши божьи коровки стали жить на вечной летней полянке.
Также летом нам повезло, и к нам в цветник на участке забрел ежик. Наблюдение получилось эмоциональным, дети восхищались, а я рассказала детям об интересных данных о ежиках. И, конечно, мы решили сделать на память и ежиков. Но, мы решили также подключить к нашим впечатлениям родителей и пригласили их на мастер-класс по нетрадиционной лепке «Маленький ежик четверо ножек», для которого нам понадобились пластилин и ватные палочки. Ежики получились замечательные, счастливы были и дети, и их родители.
В течение двух недель такой творческо-исследовательской работы с детьми младшего дошкольного возраста у них стало положительной привычкой, в первую очередь, выходя на прогулку подходить к цветнику и рассматривать не только ее обитателей, но и находить изменения в цветах: там расцвела астра, головки цветов поворачиваются к солнцу в течение дня.
В заключении хочется отметить, что экологические знания сегодня становятся основой экологического воспитания. Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботить о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленькой божьей коровки и красавицы-бабочки).
Опыт работы показывает, что целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников, в интересной, занимательной форме, помогает малышам увидеть всю красоту природы, раскрыть все ее тайны и законы, воспитает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру.