Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему народу, готовность к любым подвигам во имя Отечества. «Нельзя быть патриотом, не зная, как любили и берегли ее наши предки, как в годы тяжелых испытаний, не жалея жизни, спасали свою страну» [3, с. 11].
В работе с детьми по данному направлению мы используем различные формы работы: беседы о Родине и делах народа, чтение детских книг на патриотические темы, рассказы о героях Великой Отечественной войны, экскурсии к памятникам, мемориалам, соответствующий подбор песен и стихотворений, целенаправленные игры, экскурсии, конкурсы чтецов, участие в шествии «Бессмертный полк», встречи с ветеранами войны. Рассматривание документов и фотографий, представленных в краеведческом музее и музее МБОУ «ООШ № 8», способствует уточнению и дополнению знаний детей. В результате данной работы вырастает познавательный интерес к истории микрорайона, уважение к знаменитым землякам. Отмечая День Победы, мы приглашаем ветеранов Великой Отечественной войны. К сожалению, их становится с каждым годом всё меньше и меньше. Их рассказы дети слушают с ещё большим интересом и волнением.
Одним из наиболее эффективных методов нравственно-патриотического воспитания — проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проектов позволяет задействовать различные виды детской деятельности, способствует развитию собственной познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков; стимулирует развитие самостоятельности и ответственности. Следовательно, именно проектная деятельность в работе с детьми является одним из средств активизации познавательного и творческого развития ребенка.
Технология проектной деятельности ориентирована на исследование как можно большего количества заложенных в ситуации возможностей. Она развивает творческие способности дошкольников, помогает ребёнку почувствовать себя полноправным участником событий, помогает самому педагогу развиваться как творческой единице. [5, с. 41]
В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки — они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными нормами. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей — она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.
Опыт работы с детьми показал, что проектная деятельность создает оптимальные условия для решения задач духовно — нравственного воспитания. Нами был разработан проект «Сохраним память о войне». В процессе работы над проектом дети приобрели практические навыки, адаптируясь к современным условиям жизни, учились добывать нужную информацию самостоятельно. Проектная деятельность способствовала развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность, ответственность, толерантность. Создание проекта позволило максимально привлечь всех детей к обсуждаемой проблеме, расширить их кругозор, словарный запас по заданной теме.
Итогом проекта явилась разработка сценария праздника «Война глазами подростка», на который был приглашен ветеран Великой Отечественной войны Ковалев Владимир Григорьевич. Из воспоминаний нашего земляка дети узнали о довоенном, радостном детстве девчонок и мальчишек. Дети учились, помогали родителям, купались в реке Оскол, смотрели фильмы «Граница на замке», «Чапаев», «Веселые ребята».
Владимир Григорьевич вспоминает: «Война коренным образом изменила жизнь Старого Оскола. Старшая молодежь с великим энтузиазмом приходила в военкомат, чтобы идти добровольцами на фронт. Мальчишки с восторгом провожали братьев и отцов на войну. Им казалось, что Красная армия разобьет фашистов через несколько дней и завидовали уходящим на фронт. Не понимали тогда, что война будет длиться годы. Мальчишкам пришлось заменить ушедших на фронт: я работал в локомотивном депо.
В июле 1942 года наши солдаты стали отступать через слободу Ямскую, Атаманский лес. Бои были упорные. Вечером 2 июля люди сидели в подвалах, услышали, как зазвучала немецкая речь. Фашисты вошли в наш город и сразу же стали требовать: «Матка, курки, яйки, млеко!» Они стали отбирать домашнюю птицу, поросят. Жителей города стали выводить на работу. Заставили делать железнодорожную колею для немецких поездов. За выполнение работы ничего не давали, только горелую рожь со взорванной мельницы. Очень многих людей ни за что расстреляли на Казацких буграх, убивали даже в Казацкой церкви.
В Осколе было 2 лагеря для советских военнопленных. Один — около железнодорожной школы, другой — во рву на улице Прядченко. Держали наших солдат в нечеловеческих условиях. Почти все они были раненые и больные. Кормили только брюквой, и тогда мы, мальчишки и девчонки, собирали продукты по домам и несли все это нашим солдатам. Они ждали нас за колючей проволокой. Немцы забирали продукты, выливали суп и высыпали хлеб на землю. Как эти проклятые фашисты смеялись, когда наши солдаты бросались к еде, вся пища была в грязи.
В захваченном городе наши люди никаких прав не имели. Жили все впроголодь, постоянно думали о еде. Мальчишки ловили рыбу и обменивали ее у немцев на хлеб, который у них был в пергаментной бумаге 1935 года. Он был невкусный. С наступлением холодов фашисты становились все злее и злее. Полицаи отбирали теплую одежду: фуфайки, полушубки, валенки, носки.
В январе 1943 года фронт стал приближаться к нашему городу.
Утром 5 февраля 1943 года в город вошли наши войска. У них были белые полушубки, хорошее вооружение. Они сильно отличались от солдат 1941 года. Видно, что шли победители. Оскольчане бежали к солдатам и несли им, кто что мог, даже самое последнее. Началось восстановление города: механического завода, кондитерской фабрики, мельницы, железной дороги. Постепенно город преображался. Приближалась Великая Победа! [2, c. 5]
В конце мероприятия дети благодарили Ковалева В. Г., подарили подарки, сделанные своими руками.
Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
Патриотические чувства не возникают у людей сами по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Уже в дошкольном возрасте ребенок может и должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран, что нашему государству в каждом столетии своей истории приходилось сражаться с врагами, что лучшие люди отдали свои жизни во имя того, чтобы его детство было безоблачным [1, с. 21].
Литература:
- Война глазами фронтовиков — белгородцев. Белгород, 2005.
- Ковалев В. Г. Дневник воспоминаний.
- Память поколений. По материалам музеев. Белгород, 2008
- Леонова, Н. Н. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой творческий практико-ориентированный проект / Н. Н. Леонова, Н. В. Неточаева. — М.: Учитель, 2014.
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. — 64с.