Природа — не бесконечный склад, запасы её истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охраняющей и созидающей.
Разумное отношение к природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.
Познание ребёнком природы затрагивает не только образ ума, но и область нравственных чувств. Настоящая любовь к природе возникает тогда, когда ежедневно перед ними пример положительного отношения к природе взрослого, семьи. Опираясь на семью, только совместными усилиями можно воспитать человека экологически грамотного, нравственного.
Прививать с раннего возраста необходимо по двум причинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, сострадания, добропорядочности, сочувствия.
Поведение ребёнка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут цветы и тут же бросают их, «мучают» животных).
Ошибочно думать, что эмоциональное воздействие природы является естественной основной для воспитания положительного к ней отношения. Из внешнего, поверхностного отношения к природе не рождаются нравственные чувства к ней, а только глубокие осознанные чувства могут способствовать неподдельной любви и развитию гуманного отношения к природе.
Необходимо руководство взрослого, чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно — эстетическое чувство, предполагающее активную, действенную позицию ребёнка.
Мы заметили, что у детей недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы. Ребёнок не обидит на улице котёнка, но и не поможет ему; не будет ломать ветки деревьев, но и не подвяжет сломанные. Решение таких задач как воспитание гуманного отношения к окружающему миру, развитие навыков ухода за животными и растениями, зависит от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи.
Семья для ребёнка — это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить здоровое, духовно — нравственное поколение, то должны решать эту проблемы совместно, вариативно, «всем миром»: детский сад, общественность, семья. Поэтому для решения данной проблемы решали следующие задачи:
– выработать у каждого родителя умение организовать с ребёнком деятельность по приобщению к природе;
– раскрыть перед родителями роль семьи в воспитании познавательного интереса и положительного отношения к природе;
– формировать знания детей об отличительных признаках растительного, животного мира и сезонных изменений в природе (погоде) посредством бесед, наблюдений, проблемных ситуаций, экскурсий и прогулок.
– развивать эмоционально — положительное отношение к естественной красоте природы; использовать средство художественной выразительности: репродукции известных художников, литературу, музыку и т. д.
– воспитать экологическую культуру и нравственные качества личности у дошкольников.
Педагогическую работу по экологическому воспитанию дошкольников мы организовали по двум направлениям: работа с родителями и работа с детьми.
Основное влияние на формирование нравственных представлений оказывает семья. Без участия семьи невозможно заложить фундамент нравственности в детях. И в этом велика роль природы.
Чтобы выяснить отношение родителей к проблеме экологического воспитания, было проведено анкетирование. Ответы родителей помогли выяснить их понимание проблем, связанных с экологическим воспитанием.
Очевидно и весьма важно в процесс экологического воспитания вовлекать не только детей, но и в не меньшей степени нуждаются в нём взрослые, не умеющие или не желающие видеть экологических проблем, равнодушные к гуманным побуждениям детей.
Эффективное средство работы с родителями — образовательные экологические афиши, информационные постеры, экологические стенды. В помощи родителям мы оформили «Экологический вестник» здесь и высказывания знаменитых людей, афоризмы известных философов, учёных, статьи, заметки, призывающие к добрым чувствам, милосердию, бережному отношению к природе, дающие конкретные экологические знания. В помощь родителям создана рубрика «Кладовая природы», где родители знакомятся с тайнами природы и её загадками, где размещены словесные игры, стихи, песенки для познавательных занятий с детьми дома. Подготовили ряд консультаций для родителей: «Использование игры в экологическом воспитании дошкольника в семье», «Берегите лес от пожара», «Доктора леса».
Для активного включения родителей в экологическое воспитание детей предлагалось им сходить в лес к реке, послушать пение птиц. Так как туры выходного дня путешествие всей семьёй по живописным метам родного края обязательно помогут раскрыться детям и взрослым духовно и нравственно.
Родителям было предложено принять участие в изготовлении новых игр экологического содержания. Провели конкурс среди родителей «Лучшая экологическая игра», в ходе которого увидели активное участие пап и мам в изготовлении игр. Данный конкурс позволил собрать богатый материал для проведения экологических занятий с детьми.
Очень важно привлечь родителей к участию в конкурсах, развлечениях, праздниках, выставках и они не остаются равнодушными, а сразу откликаются и с удовольствием участвуют в конкретных мероприятиях. Дома, вместе с детьми родители готовят рисунки по данной тематике, фотографии, игры, поделки из природного материала.
Так были проведены выставки «Осенние мотивы», «Весенний вернисаж», «Зимние чудеса природы», «Берегите матушку природу», «Тайны леса», «Не рвите цветы».
Неотъемлемой частью воспитательной и образовательной работы с детьми, является проведение совместных семейных экологических праздников. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности каждого ребёнка. Экологические праздники и развлечения несут в себе определённую нагрузку в соответствии с определённым содержанием. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, отгадывание загадок, сколько включенность детей в переживание событий, в осознании экологических проблем доступных пониманию детей.
Практический опыт работы показывал, что дети любят активно участвовать в экологических праздниках. Тематика праздников и развлечений, используемых в работе с детьми очень разнообразно: «Мы — друзья птиц», «Не обижайте бабочек», «Земля — наш общий дом», «День рождения родного края», «Красота родной земли», «Люблю природу русскую» и т. д.
В повседневной работе с детьми мы совершаем с ними экскурсии и целевые прогулки, где происходит ознакомление с многообразием окружающего мира, проводятся наблюдения за объектами живой и неживой природы, явлениями природы, дети учатся правилам поведения в природе.
Во время прогулок показываем детям растения, занесённые в красную книгу, знакомим с лекарственными растениями, рассказываем почему их так называют после таких бесед они бережно относятся к растениям, даже широко распространённым.
В ходе прогулок напоминаем детям, что надо беречь растения, не топтать клумбы, не рвать цветы, не ломать ветки деревьев и кустарников. Наблюдая с детьми труд взрослых, особо подчеркиваем ценность труда в природе, его необходимость.
Кормить птиц с детьми начинаем ещё в средней группе, а в подготовительной группе дети уже руководствуются «вкусами» птиц и соответственно кормят их с удовольствием: синичку — кусочками сала, снегирей — ягодами рябины и т. д. Наблюдения за птицами помогают детям расширить представления об их образе жизни, воспитывают любовь к «пернатым».
Доброй традицией стали проведения в начале апреля проведение праздников, посвященных птицам с участием родителей. «День птиц» детям запоминается на долго, а готовятся к нему с воодушевлением. В этот день звучат стихи, песни о птицах, проводятся викторины, конкурсы и игры по данной теме, мастерят скворечники.
Важное место в своей работе мы отводим игровой деятельности. Игра — одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольников, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребёнку установить контакт с окружающим миром. В процессе игры экологического содержания дети уточняют, закрепляют и расширяют свои знания и представления о предметах и явлениях природы, животных и растениях. При этом в игры дети не только подражают действиям, но и отношениям, чувствам, переживаниям. Без такого переживания невозможно сформировать нравственные понятия и духовные ценности.
В своей практике мы используем настольно — печатные игры: «Птицы», «Как весна наряжалась?», «Насекомые», «Животные пяти континентов», «Кто живёт в лесу?», «Обитатели южного полюса», «Север и его обитатели», «Лекарственные растения», «Полевые цветы», «Комнатные растения», «В саду и в огороде» и т. д. Творческие игры экологического содержания: «Зоолечебница», «Животноводы», «Мы на ферме» и т. д.
Такое построение работы помогает нам обеспечить системный подход в нравственном и экологическом воспитании дошкольников, только в тесном сотрудничестве детского сада и семьи мы пришли к положительным результатам в данном направлении. Дети подготовительной к школе группы, показали высокий уровень знаний по экологии и экологической культуре. Они стали более наблюдательными к природе у них развито экологическое мышление, они приобрели экологические умения и оправданное поведение. Это позволит им успешно использовать накопленные знания при дальнейшем обучении в школе. А самое главное, что ребята в отношениях между собой стали внимательнее и доброжелательнее друг к другу, появились чувства сострадания и уважения не только к сверстникам, но и к родственникам, это отмечают родители. А значит можно сделать вывод, что мы на правильном пути. Но мы не собираемся останавливаться на достигнутом, а будем искать новые пути сотрудничества с семьями воспитанников.
Мы надеемся, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать всё живое, будут людьми экологически грамотными, достойными гражданами нашей Родины. Ведь всем известно, что какой человек, такой и мир он создаёт вокруг себя. А наша цель неизменна — воспитать будущих созидателей жизни!
Литература:
- Шорыгина Т. А. Деревья. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. — М.: ГНОМ и Д, 2004;
- Шорыгина Т. А. Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. — М.: ГНОМ и Д, 2000;
- Шорыгина Т. А. Ягода. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. — М.: ГНОМ и Д, 2007;
- Несмеянова М. А. Здравствуйте, цветики — цветочки. — М.: Наука, 2007;
- Николаева С. Н. Теория методика экологического образования детей. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.