По мнению Древних Мудрецов душа человека, в том числе и ребенка, является точкой пересечения личного, семейного, человеческого и космического. Важным фактором формирования души является психическое поле семьи как системной триады, в которой все элементы равны и влияют друг на друга. Полноценное семейное психическое поле порождается при наличии трех элементов системы (отец, мать, ребенок), которые создают синергетический эффект. В результате мы получаем нечто большее, чем сложение трех составляющих — новое качество жизни. Это «новое качество» питает и формирует душу каждого члена семьи, это влияние на психику ребенка становятся определяющими. Так же ребенок много времени проводит в детском дошкольном учреждении, вступая в общение с взрослыми-педагогами, сверстниками. Часть всего того, что созревает и рождается во внутреннем мире ребенка, в зависимости от условий, целесообразности и действия свободной воли, он будет проявлять и утверждать во внешнем мире, в жизни среди людей.
Поэтому, общение педагогов с семьями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. В данной статье рассматривается один из аспектов этого вопроса — поиск действенных путей сотрудничества. Родителям — для того, чтобы научиться понимать удивительный мир детства и собственно ребенка, педагогам — чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Только вместе родители и воспитатели могут лучше узнать его, а узнав, направить общие усилия на его духовно-нравственное развитие.
Известные социологи Собкин В. С., Марич Е. М. отмечают, что «в сложившихся социально-культурных и экономических условиях взаимодействие с семьей относятся к важному направлению деятельности детского сада, который способен выполнять интегральную функцию в развивающей личность ребенка сложной системе «семья, улица, детский сад» [1, с. 207].
Так жепроблемой организации взаимодействия педагогов ДОУ и семьи в современной педагогике занимаются российские ученые Е. П. Арнаутова, Т. Н. Доронова, Т. А. Маркова, Л. В. Виноградова, А. В. Козлова, О. В. Солодянкина. В своих работах учёные предлагают формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи (Т. Н. Доронова, Т. А. Маркова, Е. П. Арнаутова), раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей (А. В. Козлова, Е. П. Арнаутова), предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй (Е. П. Арнаутова, Т. Н. Доронова, О. В. Солодянкина). Актуальным является включение семьи в жизнь ребенка в детском саду. И здесь удачной находкой оказалась технология проектирования в детском саду. «В основе технологии лежат концептуальные идеи доверия к природе ребенка, к потенциально большим возможностям его развития, к его личному опыту» [2, с. 3].
Метод проектов — это обучение через поисково-познавательную деятельность, которая направлена на результат, полученный при решении той или иной проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности. Внутренний результат — опыт — становится бесценным достоянием ребенка. Такая совместная проектная деятельность педагогов, родителей и детей способствует не только сплочению внутрисемейных отношений, а также коллектива родителей группы. Они получают возможность познакомиться и узнать поближе интересы других семей, посещающих группу, и даже подружиться.
Наше муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад № 66 «Лебедушка» города Волжского занимается экологическим образованием с 1995 года и является базовым образовательным учреждением Волгоградской области с экологической специализацией. Реализация с 2006 года региональной программы «Воспитание маленького волжанина» предполагает наличие разнообразной предметно-развивающей среды не только внутри здания детского сада, но и на его территории. Мы понимали, что на данный момент времени предметно-развивающая среда в группах удовлетворяет запросам воспитанников, в то время как развивающая среда на территории ДОУ не удовлетворяла отсутствием разнообразных видовых точек.
Поэтому мы решили объединить свои усилия, усилия родителей и детей в единой долгосрочной проектной деятельности, обозначив целью своей работы организацию совместной деятельности детей и взрослых (родителей, педагогов, представителей общественных организаций, администрации городского округа) по изменению к лучшему нашей окружающей среды и создании на экологической тропинке дошкольного учреждения МИНИ — БОТАНИЧЕСКОГО САДА в рамках городского проекта «Волжский — город Ботанический сад».
Нашими задачами стали:
— Развитие духовной общности детей и родителей в процессе формирования ландшафтного дизайна территории дошкольного учреждения.
— Знакомство детей с растениями различных видовых точек Волгоградской области, их взаимосвязи с окружающей средой; формирование понимания ценности природы в жизни человека, умения видеть, слышать природу, любоваться ею и беречь.
— Реализация идей устойчивого развития на основе деятельного подхода, через различные виды деятельности и вовлечение дошкольников в различные исследования.
— Помочь родителям лучше узнать интересы, потребности и способности своего ребенка в ходе совместной работы.
— Помочь проблемным семьям выстроить внутрисемейные отношения, ориентируясь не только на материальные блага, но и на духовностный комфорт ребенка.
Проектная деятельность опиралась на 7 принципов:
— уважение прав ребенка;
— поддержка разнообразия культур;
— переоценка системы ценностей;
— повторное использование вещей;
— мы можем сделать больше при меньших затратах;
— кто-то может использовать это еще раз;
— обеспечение равного доступа к ресурсам.
В начале работы совместно с педагогом-психологом детсада, мы выделили типы семей воспитанников, обозначив тем самым ожидаемый результат и направления работы с каждой семьей, провели анкетирование.
Типология семей по уровню социальной адаптации
Кол-во семей в группе |
Благополучные |
Группы риска |
Неблагополучные |
Ассоциативные |
30 |
24 |
6 |
0 |
0 |
Выводы анкетирования:
Вопросы анкеты |
Ответы |
|
да |
нет |
|
Природа и ее само ценность занимают важное место в семейном воспитании? |
66 % |
34 % |
Достаточно ли вы знакомы с природой, историей родного края, города, чтобы открыть их тайны для ребенка? |
16 % |
84 % |
Считаете ли вы главной функцией семьи духовное развитие детей? |
67 % |
33 % |
Принципами взаимодействия с родителями являлись:
— доброжелательный стиль общения педагогов с родителями;
— индивидуальный подход;
— сотрудничество, а не наставничество;
— серьезная предварительная подготовка;
— динамичность [3, с.21].
Основным девизом нашей совместной работы по данному проекту явились слова: «Услышу — забуду, увижу — запомню, сделаю — пойму». Процентный показатель усвоения и принятия материала, заинтересованности на каждом из этих этапов составляет соответственно 25 %, 50 % и 75 %.
Объем работы по созданию «Уголка природной флоры» наметился нешуточный. Это понимали и педагоги детского сада. Как же объять необъятное? Кто же поможет? Конечно же, талантливые и неравнодушные родители наших воспитанников! Именно они и стали авторами чудесных работ первого этапа нашего экологического проекта «Эскизы видовых точек». Сколько необычных способов оформления видовой точки «Уголок природной флоры», сколько оригинальных идей мы получили в ответ! Когда же дети и их родители рассказывали нам о своих эскизах, задумках и «изюминках» ландшафтного оформления, они невольно обратились к воспоминаниям из своей жизни. Им хотелось словами выплеснуть те эмоции, те знания, те мысли, которые сопровождали их творческие изыскания. Так у нас зародился следующий этап работы «Словотворчество детей и взрослых». Сколько приятных минут коллектив единомышленников нашего детского сада провел за чтением рассказов, стихов, сказок, созданных талантами наших родителей! Родителям захотелось рассказать малышам о своем детстве, о своих чувственных переживаниях от встречи с природой. Ребята открыли ля себя то, что их взрослые родители когда-то тоже были детьми, у них были похожие чувства, мысли. С каким интересом пересказывали они истории из детства своих родителей!
Они же, родители, были главными героями и авторами следующего этапа работы над проектом «Уголок природной флоры» — «Родительский форум». Родители подбирали интересную информацию о растениях, характерных для каждой видовой точки, легенды и сказки о них.
В результате кропотливой, творческой деятельности коллектива взрослых и детей нашего детского сада, у нас накопился большой, нужный и интересный материал о растениях различных видовых точек. Мы решили поделиться этой информацией с другими людьми — родителями, бабушками и дедушками, гостями нашего детского сада. Нами были приготовлены и интересно оформлены мини-брошюрки по темам: «Как создать альпийские горки на дачном участке?», «Уголок лекарственных растений», «Мини-водоем для вашей дачи».
После первых подготовительных этапов работы, родители воспитанников приняли участие в непосредственном создании уголков природной флоры: «Зеленый водопад» (клематисы), альпийская горка «Волшебный очиток», японский «Сад камней», «Уголок природной флоры родного края», «Разноцветная радужка» (сортовые розы), «Мини-водоем». И теперь с наступлением весны и до поздней осени дети и воспитатели ухаживают за посаженными растениями, проводят наблюдения, разнообразную опытническую деятельность.
Я считаю, что в этой совместной работе мы, взрослые, смогли разглядеть природно-творческую суть ребенка и помочь ему начать подниматься от биологического начала к творческому. Так, чем младше ребенок, тем больше ему надо давать ощущать объект через телесные, тактильные исследования, далее, через сенсорные понятия. В старшем возрасте добавляются ступени интеллектуального и духовного познания мира. К сожалению, в наше время работа с детьми и в детском саду, и в школе ведется больше на интеллектуальном уровне, слабо развита чувственная ступень. Грамотный путь становления природно-творческой сущности ребенка выглядит как следующая цепочка: физическое — сенсорное — интеллектуальное — духовное.
Наш педагогический коллектив не первый год работает с использованием метода проектирования в работе с родителями. Так какие же результаты мы получили в результате участия воспитывающих взрослых и дошкольников масштабном проекте, как создание на экологической тропинке дошкольного учреждения МИНИ — БОТАНИЧЕСКОГО САДА? По диагностическим данным налицо повышение активности родителей, их желания овладеть необходимыми знаниями. Так в 2011 году этот уровень составлял 64 %, в 2013 году — 73 %, в 2015 году — 86 %, что соответствует высокому рейтингу работы с родителями.
Использование технологии проектирования в работе с родителями позволило создать такие детско-родительские отношения, которые позволили семье и детскому саду быть вместе, быть нацеленными на общий результат, поддерживать друг друга в решении возникающих проблем, что позволяет преодолеть существующие барьеры в отношениях, выступающие препятствием в развитии ребенка и взрослого.
От будущей работы, которая еще предстоит, коллектив педагогов нашего детского сада ждет духовного единения с родителями воспитанников, творчества, активности, создания и использования новых, не менее интересных, гуманных форм работы, призванных помогать и поддерживать в жизни самое главное — наших детей.
Литература:
- Социология семейного воспитания: дошкольный возраст. Труды по социологии образования. Том. VII. Выпуск XXII. — М.: Центр социологии образования РАО, 2002.
- Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. Волгоград, 2005.
- Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Воспитываем вместе с семьей. Волгоград. 2006.