Реализация межпредметных связей при проведении уроков по экологии и биологии в 6-м классе
Автор: Анисимова Юлия Викторовна
Рубрика: Методическая копилка: разное
Опубликовано в Школьная педагогика №2 (28) март 2023 г.
Дата публикации: 22.01.2023
Статья просмотрена: 73 раза
Библиографическое описание:
Анисимова, Ю. В. Реализация межпредметных связей при проведении уроков по экологии и биологии в 6-м классе / Ю. В. Анисимова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2023. — № 2 (28). — С. 29-31. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/244/7986/ (дата обращения: 18.07.2024).
Ключевые слова: урок биологии, пословицы, проблемная ситуация, актуальные проблемы биологии и экологии.
В современной системе образования в связи с введением обновлённых ФГОС как и прежде остаётся актуальным вопрос о реализации межпредметных связей при проведении уроков, в том числе и биологии. В стандарте отмечается, что необходимо сформировывать: «умение использовать приобретённые знания и навыки для здорового образа жизни <…>; умение выбирать целевые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих» [5, с. 117]. На наш взгляд, рассказать о нравственных установках, касающихся охраны окружающей среды, непросто без привлечения дополнительного материала. Предполагаем, что целесообразно использовать пословицы и поговорки, связанные с экологией и защитой природы, т. к. целевые установки по отношению к живой природе складывались не сразу: люди размышляли о значимости всего живого ещё до возникновения привычной для нас науки о всём живом. Использовать паремии (т. е. пословицы и поговорки) полезно и в связи с тем, что учащиеся как раз изучают эту тему в начале учебного года в рамках предмета «Литература», поэтому целью статьи будет разработка вводного компонента к одному из уроков.
В курсе биологии в 6 классе изучается тема «Охрана растительного и животного мира» [3, с. 216–219], где целью урока является следующее: «дать представление о необходимости охраны растений и природных сообществ вообще» [2, с. 367], при этом А. А. Калининой предлагается использование метода подготовки докладов обучающимися для этого урока на темы «Степь», «Широколиственный лес», «Смешанный лес», «Тайга», «Лесотундра, тундра» [2, с. 368–369], а затем предлагается провести урок-лекцию о Красной книге, необходимости охраны окружающей среды и заповедниках; после чего следует опрос по изученной теме [2, с. 369–340].
Нами предлагается эвристическая беседа, связанная с паремиями русского языка. Целью такого задания, которое можно использовать и в качестве проблемной ситуации, и в качестве самостоятельной работы, будет соотнесение значения пословицы с экологической проблемой/значением природы для человека/необходимостью сохранения природы. Учащимся будет необходимо объяснить как само значение пословицы, так и провести параллель с актуальными проблемами современной экологии. Особенной сложностью в задании будет отсутствие наглядности, характерной для урока биологии, и наличие интерпретации паремий, характерных для уроков литературы.
Идея внедрения паремий в уроки биологии не нова. Интересный метод использования пословиц на уроках биологии представлен в разработке «Крылатые фразы, пословицы, поговорки, слоганы», размещённой на сайте «Биология в медицинском вузе». Авторы предлагают использовать распространённые, известные пословицы и видоизменять их в соответствии с изучаемой темой. Так, например, для описания особенностей генофонда применяется пословица «От перестановки генов генофонд не меняется»; для описания митоза — «Не говори “гоп”, митоз, пока свёрточные точки не пройдёшь» и пр. [4]. Разработка с использованием пословиц «Подборка пословиц и поговорок о растениях» на уроке биологии также принадлежит Р. Б. Умалатовой: работа содержит 30 пословиц, которые автор советует использовать. Она отмечает: «Пословицы о растениях помогают запомнить, когда следует сеять зерно, сажать овощи и удобрять землю, а когда — собирать урожай, приучают детей к труду, вырабатывают качества, такие как терпение и усердие, отучают от лени» [6]
Для данной статьи путём сплошной выборки были выбраны паремии из сборника пословиц и поговорок, составленных В. И. Далем. Мы использовали данный сборник потому, что он знаком учащимся из курса русского языка и/или литературы. Первые части паремий были помещены в первый столбик. Затем были в произвольном порядке представлены актуальные проблемы экологии, которые необходимо соотнести с получившейся пословицей (см. таблицу). Всего было выделено пять блоков биологических проблем, описываемых в пословицах: «Нехватка природных ресурсов», «Особенности приспособления разных животных», «Проблема выживания в неблагоприятных условиях», «Особенности пищевой цепочки: выживает только приспособленный», «Недолговечность жизни». Ниже представлена таблица, в которой пословицы, найденные нами в сборнике В. И. Даля, сопоставлены с отмеченными нами проблемами:
Таблица 1
Начало пословицы |
Актуальная проблема экологии/биологии, с которой соотносится пословица |
Что ни хвать, то ёрш да ёж. |
Ограниченность природных ресурсов |
Нет пчёлки без жальца. Нет розы без шипов |
Особенности приспособления разных животных |
Лён не родится — и мочало пригодится. Сена нет, так и солома съедома. |
Ограниченность природных ресурсов |
Всем досыта есть, так и хлеба не станет |
Ограниченность природных ресурсов |
Лес по лесу, что рубль по рублю, не плачет |
Ограниченность природных ресурсов |
Большая рыба маленькую целиком глотает |
Особенности пищевой цепочки: выживает только приспособленный |
В море потоп, в пустынях звери, в мире беды да напасти |
Проблема выживания в неблагоприятных условиях |
И считанную овцу волк съедает |
Особенности пищевой цепочки: выживает только приспособленный |
С одного вола двух шкур не дерут. |
Ограниченность природных ресурсов |
Лошадь с волком тягалась — хвост да грива осталась. |
Особенности пищевой цепочки: выживает только приспособленный |
На хороший цветок летит и мотылёк |
Особенности пищевой цепочки: выживает только приспособленный |
На оглоданную кость и сорока не падка |
Ограниченность природных ресурсов |
На красный цветок и пчела летит |
Особенности пищевой цепочки: выживает только приспособленный |
От одного порченого яблока целый воз загнивает |
Недолговечность жизни |
Какова земля, таков и хлеб. |
Ограниченность природных ресурсов |
Не море топит корабли, а ветры. |
Проблема выживания в неблагоприятных условиях |
В тесноте люди живут, а на просторе волки. |
Проблема выживания в неблагоприятных погодных условиях |
Нельзя исцелить, так можно отрубить. Худое дерево с корнем вон |
Недолговечность жизни |
Заяц от листа, а лягушка от зайца бежит. |
Ограниченность природных ресурсов |
На всех и солнышку не угреть. |
Ограниченность природных ресурсов |
Как щука ни остра, а не возьмёт ерша с хвоста |
Особенности пищевой цепочки: выживает только приспособленный |
С малинника лыки не велики, да ягоды сладки, а с калинника лык надерёшь, да ягод в рот не возьмёшь. |
Ограниченность природных ресурсов |
На безрыбье и рак рыба. В поле и жук мясо |
Ограниченность природных ресурсов |
На то щука, чтоб карась не дремал |
Особенности пищевой цепочки: выживает только приспособленный |
Источник: В. И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа [1].
На наш взгляд, можно использовать данные пословицы в качестве проблемной ситуации к уроку: можно на проекторе или доске представить пословицы и проблемы, к которым можно отнести эти паремии. Так можно будет сделать урок несколько интереснее и реализовать межпредметную связь с литературой.
Литература:
- Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.100bestbooks.ru/item_info.php?id=5162&search=1
- Калинина А. А. Поурочные разработки по биологии к учебникам В. В. Пасечника и И. И. Пономарёвой. М.: Вентана-Граф, 2011. 384 с.
- Калинова Г. С., Суматохин С. В. Биология. 5–6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2022. 220 с.
- Крылатые фразы, пословицы, поговорки, слоганы / Биология в медицинском вузе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.medbio-kgmu.ru/cgi-bin/go.pl?i=2311
- Требования к учебному предмету «Биология» (на базовом уровне) // Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101). Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027?index=118&rangeSize=1
- Умалатова Р. Б. Подборка пословиц и поговорок о растениях (для учащихся 5–7 классов) / Инфоурок [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/podborka-poslovic-i-pogovorok-o-rasteniyah-dlya-uchaschihsya-klassov-2952964.html