Создание проекта интерактивного музея «Семья Боратынских: век в Казани» учащимися колледжа. Роль музея в пространстве экобиополитики.
Автор: Черкунова Евгения Викторовна
Рубрика: Биоэкономика и экополитика регионов
Опубликовано в Биоэкономика и экобиополитика №1 (2) сентябрь 2016 г.
Дата публикации: 07.09.2016
Статья просмотрена: 47 раз
Библиографическое описание:
Черкунова, Е. В. Создание проекта интерактивного музея «Семья Боратынских: век в Казани» учащимися колледжа. Роль музея в пространстве экобиополитики. / Е. В. Черкунова. — Текст : непосредственный // Биоэкономика и экобиополитика. — 2016. — № 1 (2). — С. 103-106. — URL: https://moluch.ru/th/7/archive/26/1164/ (дата обращения: 16.11.2024).
Keywords: interactive museum, college, students, ecobiopolitic.
Сегодня особенно актуально духовно-нравственное воспитание школьников и студентов, развитие у них патриотических чувств, повышение интереса к бесценной сокровищнице русской и национальной литературы.
Большинство учебных заведений подходят к образованию узко специализированно, что не позволяет раскрыться многим талантам и интересам учащихся. В то же время сегодня молодые люди очень много времени проводят в интернете, где часто тратят время впустую. Наш интерактивный литературный музей позволит развивать способности учащихся в полной мере, создаст благоприятные условия для повышения мотивации к учебе, заложит фундамент профессиональной и культурной деятельности в будущем. Кроме того, великолепный пример жизни и деятельности членов семьи Боратынских может стать ориентиром в современной сфере экобиополитики, так как эти люди достигли высоких результатов в сфере ведения хозяйства, экологической целесообразности, экономической и политической сферах. Все это подтверждается многочисленными архивными документами.
В Казани есть уникальный музей русского поэта Е. А. Боратынского, расположенный в историческом центре и содержащий уникальные экспонаты, связанные с казанской жизнью этого тончайшего мастера философской лирики и русской элегии. Кроме этого, в музее имеются ценные материалы (архивы, личные вещи и др.), связанные с жизнью и творчеством потомков великого поэта — его детей, внуков и правнуков.
Сам Евгений Абрамович жил в Каймарах, имении своей супруги Анастасии Львовны Энгельгардт, а в казанском доме жили его потомки, прославившие род Боратынских в веках.
Николай Евгеньевич Боратынский (1836–1898), сын поэта, был личностью незаурядной. В течение девяти лет (1865–1874) он был предводителем дворянства Казанского уезда, много занимался вопросами строительства, принимал участие в Научно-промышленной выставке в Казани в 1890 году, являлся попечителем Мариинской гимназии. Это был тип настоящего барина, безупречно честного и порядочного. «Мой отец был из тех помещиков, про которых крестьяне говорят: «У нас барин сурьезный, справедливый», — вспоминала его дочь Ксения Николаевна. Как человек творческий, Николай Евгеньевич, любил театр, музыку, литературу, сам писал романсы, организовывал хоры.
Потомки Боратынского придали Серому Дому в Казани (так они его называли) новый, уникальный вид. Дом представлял собою одушевленное пространство, населенное людьми и вещами, наполненное воспоминаниями и связями с далекими предками и недавно ушедшими родными. Дом был общей животворной средой существования; миром, устроенным разумно, красиво и уютно; миром, несущим тепло и любовь. Дом символизировал гармонию и счастье, выступал одной из важнейших постоянных величин жизни всех членов семьи. Вот такие замечательные строки о нем написала правнучка поэта Ольга Ильина-Боратынская:
В этой длинной белой зале
Были темные портреты,
Были белые колонны
И лепные потолки,
И пришельца окружали
Стародавние заветы,
Эти стражи просветленно-
Поэтической тоски.
Сын Николая Евгеньевича, Александр Николаевич, продолжил семейные традиции: при нем городская усадьба Боратынских стала настоящим культурным центром Казани, который притягивал к себе российских и зарубежных художников, музыкантов, писателей — все они были очарованы уютом и гостеприимством этого дома.
Александр Николаевич Боратынский был уездным предводителем дворянства Казанского и Царевококшайского уездов, в 1909–1912 годах — членом III Государственной Думы, земским деятелем. Многие годы он работал в Учительской семинарии и считал «народное образование» главным делом своей жизни. В своем доме Александр Николаевич регулярно устраивал учительские съезды, в которых принимали участие земские учителя. Большим успехом также пользовались в Казани театральные и литературные вечера в этой усадьбе.
Но чаще всего в дом Боратынских приходили за помощью, потому что знали: помогут — советом, деньгами, добрым словом. Свое жизненное кредо Александр Николаевич Боратынский высказал однажды в разговоре с дочерью Ольгой: «Я убежден, что только тот может говорить о бессмыслице жизни, кто не имеет смысла в самом себе. Так же, как только тот, в котором торжествует зло, может верить в окончательное торжество зла. Мы принуждены судить мир только по самим себе. Стремиться к идеалу, значит прокладывать себе дорогу к самому центру жизни, к той творческой силе, на отдаленных ответвлениях которой человек живет. Эта сила является первопричиной нашего существования и называется она — Бог».
Его родная сестра, Ксения Николаевна Боратынская, также посвятила всю жизнь служению людям: она основала школу для крестьянских детей, ввела множество новых методик преподавания и стала выдающимся педагогом своего времени. Многое из жизни семьи мы можем узнать из ее великолепной книги «Мои воспоминания». Созданная ею семейная хроника учит Вере, Надежде, Любви, которые так необходимы людям современной России.
В этой уникальной семье также взошла звезда поэзии и прозы — Ольга Боратынская, дочь Александра Николаевича. После революции она вместе с мужем и ребенком эмигрировала в США и уже там создала свою великолепную прозу, которая вся была посвящена жизни ее семьи, воспоминаниям о трагических судьбах людей, попавших в водоворот военных действий («Канун 8-го дня», «Белый путь»). Также Ольга Ильина (ее фамилия по мужу) создала множество прекрасных стихотворений, выпускала сборники поэзии (например, «Молчание звезд»). Она всегда вспоминала ее родной Серый Дом в Казани, и мечтала, чтобы ее произведения были изданы на русском языке. Мечта ее сбылась — ее проза была переведена и опубликована, и сегодня ее книги есть в казанском музее.
И вся эта богатейшая духовно-культурная, общественная, литературная жизнь семьи Боратынских будет отражена на сайте интерактивного музея. Далеко не у каждого есть возможность посетить сам музей, а в интернете он будет открыт каждому.
Новизна нашего проекта заключается в следующем:
— деятельностный подход в организации, то есть активное вовлечение студентов к участию в жизни интерактивного музея (написание статей для сайта, разработка викторин, тестов и др.);
— активное сотрудничество с сайтами других музеев, ссылки на их деятельность (музей имени Е. А. Боратынского в Казани, выставочный центр «Радуга» в Чебоксарах, Музей русской культуры в Сан-Франциско США);
— размещение материалов на русском и английском языках;
— проведение конкурсов с последующим награждением участников виртуальными сертификатами;
— размещение материалов для подготовки к ЕГЭ по литературе.
Основными задачами проекта являются:
— развитие познавательного интереса школьников и студентов к изучению литературы;
— повышение интеллектуального уровня молодежи;
— стимулирование интереса к духовному богатству России и Татарстана;
— развитие эмоциональной сферы студентов как основы формирования «культуры чувств»;
— развитие творческих способностей;
— воспитание эстетического вкуса;
— формирование исследовательских умений, навыков;
—развитие грамотного экобиополитического мировоззрения на примере изучения хозяйственно-экономической и политической деятельности потомков Е. А. Боратынского в Казани.
Основными направлениями работы интерактивного музея станут:
Экскурсионно-обзорное: составление текстов экскурсионных программ, виртуальные тематические экскурсии (например, «Е. А. Боратынский в Финляндии», «Экономическая и политическая деятельность А. Н. Боратынского» и др.).
Исследовательское: написание статей, творческих работ, сочинений учащимися и публикация лучших из них на сайте.
Культурно-развлекательное: размещение конкурсов, тестов, викторин.
Познавательное: размещение образовательных видео-лекций, материалов для экзаменов.
Интерактивное: создание страницы музея в Facebook для тесного контакта с аудиторией.
Желаемые результаты проекта:
— формирование психологических качеств личности: самостоятельность, любознательность, наблюдательность, трудолюбие;
— воспитание патриотизма и духовно-нравственных качеств;
— расширение кругозора посетителей интермузея, активное вовлечение их в жизнь организации;
— повышение успеваемости учащихся в гуманитарной сфере;
— вовлеченность школ и институтов в деятельность музея (продвижение сайта среди школ и вузов Татарстана);
— развитие художественно-творческих и эстетических способностей, воображения, памяти учащихся;
— создание позитивной творческой и интеллектуальной атмосферы среди молодежи и взрослого населения.
Подводя итоги, мы можем сказать, что создание данного виртуального музея явится прекрасной возможностью проявить творческие и интеллектуальные способности учащихся, укрепит их навыки работы с компьютерными программами и интернет-пространством, что в дальнейшем пригодится им в их профессиональной деятельности.
Похожие статьи
Мини-музей как форма эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи
В статье авторы описывают выбор форм эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в условиях мини-музея.
От мини-музеев детского сада к музею-заповеднику «Мариинск исторический»
Статья представляет описание опыта работы дошкольного учреждения по приобщению дошкольников к культурному наследию своего края, Родины через использование музейной педагогики, где одним из механизмов сбережения и трансляции достижений культуры выступ...
Мини-музей истории родного края в группе ДОУ
В статье раскрывается актуальная тема патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством создания мини-музея «Край чувашский, край родной» в группе ДОУ.
Образовательный web-квест «Пешком в прошлое»
В статье рассматривается вопрос внедрения новой формы игры по краеведению — web-квест для учащихся образовательных организаций в системе дополнительного образования. Использование данной технологии описано в моей работе. В качестве примера предлагает...
Сценарий экологической квест-игры «Приключения на весенней полянке» для детей старшего дошкольного возраста
В статье авторы представляют опыт работы по формированию у дошкольников экологических знаний по теме «Насекомые» посредством технологии квест-игры.
Активные методы в обучении истории Сибири в профессиональной подготовке будущих журналистов в Институте филологии, массовой информации и психологии Новосибирского государственного педагогического университета
В статье рассматривается опыт применения активных методов обучения в процессе подготовки журналистов, обучающихся в Институте филологии, массовой информации и психологии (ИФМИП) ФГБОУ ВО «НГПУ», на примере преподавания дисциплины «История Сибири в на...
Похожие статьи
Мини-музей как форма эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи
В статье авторы описывают выбор форм эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в условиях мини-музея.
От мини-музеев детского сада к музею-заповеднику «Мариинск исторический»
Статья представляет описание опыта работы дошкольного учреждения по приобщению дошкольников к культурному наследию своего края, Родины через использование музейной педагогики, где одним из механизмов сбережения и трансляции достижений культуры выступ...
Мини-музей истории родного края в группе ДОУ
В статье раскрывается актуальная тема патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством создания мини-музея «Край чувашский, край родной» в группе ДОУ.
Образовательный web-квест «Пешком в прошлое»
В статье рассматривается вопрос внедрения новой формы игры по краеведению — web-квест для учащихся образовательных организаций в системе дополнительного образования. Использование данной технологии описано в моей работе. В качестве примера предлагает...
Сценарий экологической квест-игры «Приключения на весенней полянке» для детей старшего дошкольного возраста
В статье авторы представляют опыт работы по формированию у дошкольников экологических знаний по теме «Насекомые» посредством технологии квест-игры.
Активные методы в обучении истории Сибири в профессиональной подготовке будущих журналистов в Институте филологии, массовой информации и психологии Новосибирского государственного педагогического университета
В статье рассматривается опыт применения активных методов обучения в процессе подготовки журналистов, обучающихся в Институте филологии, массовой информации и психологии (ИФМИП) ФГБОУ ВО «НГПУ», на примере преподавания дисциплины «История Сибири в на...