Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Развитие креативных способностей учащихся на уроках математики

5. Педагогика общеобразовательной школы
08.12.2017
79
Поделиться
Библиографическое описание
Мамадалиев, Б. К. Развитие креативных способностей учащихся на уроках математики / Б. К. Мамадалиев. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 130-132. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13460/.


Математика сама по себе представляет своеобразное явление в системе знаний.

В настоящее время, во-первых, недостаточно литературы, методических пособий. Хотим отметить, что при изучении математики очень существенно решение задач. Ещё Ньютон высказывал мнение, что эта сторона дела важнее, чем усвоение теории. Конечно, полностью с этим согласиться нельзя, но нет сомнения, что для изучения математики одно лишь теоретическое знакомство с материалом было бы недостаточно. Поэтому мы, должны сочетать изучение теоретических материалов с решением задач.

Если многим кажется, что математика — это просто собрание непонятных формул и выражений, которые никогда не понять, то рассмотрение изученных и полученных знаний в примерах и задачах, из повседневной жизни, что помогает расширить кругозор, широко думать поможет взглянуть на «царицу наук» другими глазами.

В математике рассматриваются не только непосредственно абстрагированные количественные отношения и пространственные формы, но и логически возможные, т. е. такие, которые выводятся по логическим правилам из ранее известных отношений и формул.

Решение задач даёт ученикам широко мыслить, что развивает его человеческий мозг, расширяет кругозор. Тем самым развивает креативных способностей учеников. Недаром говорят, что математику называют «гимнастикой ума»

В связи с этим выдвинутой нами, целью решения текстовых задач является укрепление математических знаний, основанных на теоретических и широко использование практических навыков в повседневной жизни.

«Основной целью математического образования должно быть воспитание умения математически исследовать явления реального мира»

Ниже приведённые текстовые задачи могут служить примером использования практических навыков и умений на основе теоретических знаний.

Всем, кто изучает новую тему или повторяет старую, будет полезно освоить их и закрепить в решении текстовых задач. Решая различные типы аналогичных задач, постепенно тренируется память, смекалка, быстрота реакций, а также формируется креативность и любовь к математике. Здесь ограничимся приведением несколько древних задач с решениями, использованных нами в качестве укрепления пройденных материалов на уроках математики.

Задача 1.

Анвару воды в бурдюке хватает на 14 дней, а с братом на двоих на 10 дней. На сколько дней хватит воды в том же бурдюке брату Анвара?

Решение:

Через х обозначим на сколько дней хватит воды брату Анвара; Пусть брату Анвара воды хватит на х дней, тогда за 1 день он выпивает 1/х часть бурдюка, а сам Анвар — 1/14 часть. И им на двоих вода хватает на 10 дней, т. е. 1/10 часть бурдюка в день. Отсюда получим уравнение:

. Решив это уравнение получим х=35

Ответ 35 дней.

Основанием решения задач является применение ранее полученных знаний. В этой задаче закрепили нахождение и приведение к общему знаменателю и арифметические действия над дробями.

Аналогично можно решить и следующие задачи:

‒ Анвару воды в бурдюке хватает на 20 дней, а его брату на 60 дней. На сколько дней хватит воды в том же бурдюке с братом на двоих?

‒ Приготовленный корм для кур хватает на неделю, а для цыплят на ровно 16 дней. На сколько дней хватит этот корм на двоих?

Задача 2:

Моторная лодка по течению от пункта А в пункт В приходит за неделю, а в обратную от пункта В в пункт А против течения — за две недели. За сколько дней придёт лодка без мотора от пункта А в пункт В по течению реке?

Решение:

Через v обозначим скорость течения воды;

Если моторная лодка по течению придёт за 7 дней, то за день пройдёт 1/7 часть пути, а в обратную за 1 день пройдёт 1/14 часть.

Так как требуется найти за сколько дней лодка без мотора дойдёт до пункта В;

Составляя уравнение, от 1/7 части отнимаем v скорость течения реки, которая помогала моторной лодке и уравняем к 1/14 части прибавим v скорость течения реки, которая мешала моторной лодке к прибытию.

Приводя к общему знаменателю получаем .

Ответ: 28 дней.

Задача 3.

Давным-давно жил-был старик, который, умирая, оставил своим трем сыновьям 19 верблюдов. Он завещал старшему сыну половину, среднему — четвертую часть, а младшему — пятую. Не сумев найти решения самостоятельно (ведь задача в «целых верблюдах» решения не имеет), братья обратились к мудрецу.

— О, мудрец! — сказал старший брат. — Отец оставил нам 19 верблюдов и велел разделить между собой: старшему — половину, среднему — четверть, младшему — пятую часть. Но 19 не делится ни на 2, ни на 4, ни на 5. Можешь ли ты, о, достопочтенный, помочь нашему горю, ибо мы хотим выполнить волю отца?

— Нет ничего проще, — ответил им мудрец. — Возьмите моего верблюда и идите домой.

Братья дома легко разделили 20 верблюдов пополам, на 4 и на 5. Старший брат получил 10, средний — 5, а младший — 4 верблюда. При этом один верблюд остался (10+5+4=19). Раздосадованные, братья вернулись к мудрецу и пожаловались:

— О, мудрец, опять мы не выполнили волю отца! Вот этот верблюд — лишний.

— Это не лишний, — сказал мудрец, — это мой верблюд. Верните его и идите домой.

Решение аналогичных задач на уроках математики развивает креативных способностей учеников.

Литература:

  1. Сорокина А. И. Дидактические игры в начальной школе. М. — 1998.
  2. Моро М. И. Учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы. М. «Просвещение» — 2001.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный