Урок рождается непросто:
Порой — с наивного вопроса,
Порой — со странного ответа.
Он долго зреет в тайне где-то.
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся. Необходимо добиваться, что бы ученик стал активным участником учебного процесса, а учитель, забыв о роли информатора, являлся организатором познавательной деятельности ученика.
На уроках химии управлению обучением способствуют многие факторы: четкое планирование и эффективное проведение урока, умелое сочетание и применение методов и приемов работы, использование различных средств наглядности и, прежде всего, химического эксперимента.
В организации процесса обучения учащихся ориентируюсь на введение трех стандартов:
- обязательной общеобразовательной подготовки (уровень, которого должен достичь каждый ученик);
- повышенной подготовки, определяющейся заданной глубиной овладения содержанием учебного предмета;
- обучение на уровне углубленного изучения предмета для интересующегося, способного ученика. Обучение происходит на индивидуальном максимально возможном уровне трудности.
Интеллектуально-творческие игры (ИТИ) стимулируют развитие познавательных интересов учащихся, способствуют развитию их интеллектуально-творческих способностей, дают возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя в интеллектуально-творческой сфере через игру, помогают восполнить дефицит общения. ИТИ могут быть использованы не только во внеклассной и внеурочной работе, но и на уроках (при изучении нового материала, повторении пройденного, контроля знаний учащихся и т. д.).
По теме «Кислоты» провожу внеклассное мероприятие «Путешествие в мир кислот».
Например, приведу ряд вопросов:
1. Какая кислота разъедает стекло?
2. Какие кислоты входят в состав царской водки?
3. Какая кислота содержится в желудочном соке?
4. Какую кислоту (твердую при нормальных условиях) добавляют в напитки для придания им кислого вкуса?
5. Какое вещество содержится в минеральной воде и вулканических газах?
6. Могут ли в составе кислотного остатка содержаться атомы металлов?
7. Какие кислоты содержатся в кислотных дождях?
8. Какая разница между сульфатом и сульфитом?
9. Какая разница между карбонатом натрия и гидрокарбонатом натрия?
10. Химический знак металла, входящий в состав поваренной соли?
11. Молярная масса фосфорной кислоты.
В игровой форме провожу чаще уроки в 8–9-х классах, уроки-соревнования. Технология игрового обучения помогает достичь прочного усвоения учащимися знаний по предмету.
Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) открывает новые перспективы и поразительные возможности для обучения химии. ИКТ можно использовать на различных этапах урока: для проведения химической разминки, на этапе объяснения нового материала, для коррекции знаний, умений, навыков.
Информационные технологии делают уроки яркими и содержательными, развивают познавательные способности учащихся и их творческие силы. Учащиеся имеют возможность принимать активное участие в создании уроков (поиск и систематизация информации), тем самым, формируя навыки самостоятельной работы по предмету, а так же навыки владения информационными компьютерными технологиями. Используя учебное электронное пособие «Химия 8–11 класс. Виртуальная лаборатория», с помощью компьютерного сопровождения можно проводить демонстрации химического эксперимента, который в силу опасности для здоровья детей или трудности выполнения в условиях школьной лаборатории, не может быть проведен на уроке.
По мнению Соловейчика Симона Львовича, российского публициста и журналиста, теоретика педагогики, есть три силы, заставляющие детей учиться: послушание, увлечение и цель. Химия — один из самых трудных школьных предметов, а между тем, химическое образование необходимо для создания у школьников отчетливых представлений о роли химии в решении многих проблем человечества.
Усилить практический аспект подготовки школьников можно за счет использования теории практико-ориентированного обучения, основная цель которой — подготовка учащихся к решению задач, возникающих в практической деятельности человека, сформировать готовность к применению знаний в процессе жизнедеятельности.
Для успешного выполнения учебных практико-ориентированных заданий необходимо не только знание фактического материала, сколько умение логически мыслить и химическая интуиция. А это шаг к воспитанию творческой личности (2).
Приведу некоторые примеры таких заданий:
1. Известно, что избыточное потребление сладостей способствует развитию кариеса. Как это можно объяснить? Предложите способ защиты зубов, позволяющий любителям сладкого не ограничивать себя в лакомстве.
2. Клюква и брусника очень долго хранятся в свежем виде без сахара, так как этому способствует наличие в них прекрасного консерванта — бензойной кислоты. Установите молекулярную формулу кислоты, если массовые доли элементов в ней составляют: углерода — 68,85 %, водорода — 4,92 %, кислорода — 26,23 % (М=122 г/моль).
Особенность таких заданий (необычная формулировка, связь с жизнью, межпредметные связи) вызывают повышенный интерес учащихся, способствуют развитию любознательности, творческой активности. Учащихся захватывает сам процесс поиска путей решения практико-ориентированных заданий. Они получают возможность развивать логическое и ассоциативное мышление.
В этом году я начала работать в профильном классе и поэтому стало необходимым введение новых технологий в процессе обучения. Метод проектов я использую на уроках химии для развития творческих способностей учащихся и подготовки их к дальнейшей профессиональной деятельности (1).
Работа над проектом включает следующие этапы:
- постановка цели;
- выявление проблемы, противоречия, формулировка задач;
- обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов;
- самообразование при помощи учителя;
- продумывание хода деятельности, распределение обязанностей;
- исследование: решение отдельных задач, компоновка;
- обобщение результатов, выводы;
- анализ успехов и ошибок, коррекция.
По теме «Углеводы» в 10 классе химико-биологического профиля предусмотрено проведение проекта «Сладкая жизнь».
Цель проекта: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Углеводы». Расширить знания учащихся об углеводах, их заменителях, о роли углеводов в обмене веществ и организме, о сбалансированном питании.
На проект отводится 3 часа учебного времени. Учащимся на первом уроке будет предложено выбрать ролевую функцию для работы: биолог, химик, диетолог, психолог и социолог. После того, как будут определены задачи для каждого учащегося, начинается работа с дополнительной литературой, журналами, газетами, заранее приготовленными к уроку.
На втором уроке каждый учащийся подготавливает текстовый и иллюстративный материал, таблицы и диаграммы, уравнения химических реакций, готовится к защите проекта.
Третий урок — защита проекта.
Ценность такого опыта применения формы системно-деятельностного подхода в изучении новой темы состоит в том, что учитель имеет возможность организовать работу по формированию ключевых компетенций учащихся: предметных, общеучебных, коммуникативных и т. д.
Таким образом, все перечисленные виды учебной деятельности способствуют развитию творческой активности и мыслительных способностей учащихся, повышают интерес к предмету, придают яркую эмоциональную окраску урокам химии, что делает процесс обучения увлекательным и интересным.
Литература:
- Бахтиярова Е. М. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении //Школьные технологии, 2001, № 2.
- Бурая И. В., Аранская О. С. Интеграция знаний и умений как условие творческого саморазвития личности //Химия в школе. — 2001. № 10.