Анализ причин затруднений учащихся при сдаче экзамена по математике в формате ОГЭ
Авторы: Побегуца Светлана Владимировна, Попова Наталья Владимировна, Ефременко Алла Владимировна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 30.11.2017
Статья просмотрена: 14792 раза
Библиографическое описание:
Побегуца, С. В. Анализ причин затруднений учащихся при сдаче экзамена по математике в формате ОГЭ / С. В. Побегуца, Н. В. Попова, А. В. Ефременко. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 141-142. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13426/ (дата обращения: 16.12.2024).
Основными проблемами этапа подготовки экзамена по математике в формате ОГЭ являются:
- сложность самой математики как науки. Математика — один из предметов, которые требуют понимания, практики и систематизированных знаний. Математика — одна из самых сложных школьных дисциплин, вызывающая трудности у многих учащихся;
- психофизиологические возрастные особенности учащихся 9 класса. Особенность девятого класса заключается в пересечении возрастных черт — подростковых и юношеских [7].
Структура контрольно-измерительных материалов ОГЭ по математике за последние годы существенно изменилась. Начиная с 2014 года к модулю «алгебра», добавились модуль «геометрия» и модуль «реальная математика». Изменился характер проведения экзамена. Возросло количество заданий. Соответственно, значительно возрос объем повторяемого материала, включающего математику 5–6 классов, алгебру и геометрию, изменились требования к сдаче экзамена, возросли интеллектуальные и психологические нагрузки учащихся [4].
Следует отметить колоссальное умственное и психическое напряжение, ярко выраженную мотивацию, ответственность за результат и серьезность при подготовке к экзамену. Причем, это проявлялось не только у успешных девятиклассников, собирающихся продолжить образование, но и у другой группы учеников, которые к началу 9 класса окончательно потеряли всякую ориентацию в алгебре и геометрии, давно уже не понимающие, о чем говорят и чего от них требует учитель.
Причинами низких результатов тестирования при сдаче пробного ОГЭ по математике можно назвать:
– недостаточная самоподготовка обучающихся по математике дома;
– слабый контроль со стороны родителей;
– излишняя самоуверенность на экзамене;
– допущение вычислительных ошибок;
– у обучающихся слабые навыки самоконтроля.
Учитывая неудовлетворительные результаты пробного тестирования по математике, с учащимися 9-х классов провожу следующие занятия по ликвидации пробелов в знаниях:
1) психологическая помощь выпускникам по подготовке к ОГЭ, памятка выпускнику;
2) работа с родителями, выступление на родительском собрании, индивидуальные беседы;
3) повторение основных теоретических вопросов курса математики (5–9 классы);
4) практические занятия по материалу повторения;
5) решение заданий ОГЭ (работа в парах, группах, индивидуальные консультации).
Учитывая ошибки, допущенные на пробном экзамене, разработан индивидуальный план занятий с учащимися класса по отдельным темам [1].
В своей работе применяю следующие принципы подготовки к экзамену:
Первый принцип — тематический.
Разумно выстраиваю подготовку, соблюдая правило — от простых типовых заданий до заданий второй части. Если они не умеют, показываю ученикам, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, на кухне и т. д. [5].
Второй принцип — логический.
Нужно учиться использовать наличный запас знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения» для получения ответа наиболее простым и понятным способом.
Третий принцип — тренировочный.
Готовлю различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий).
Четвертый принцип — индивидуальный.
Работа с каждым обучающимся по коррекции знаний, умению выстраивать свои индивидуальные ассоциации по подходам к решению, выявление собственной подготовки по предмету, способности к самопроверке дает положительный результат.
Пятый принцип — временной.
Помогаю детям распределить темы подготовки по дням.
Советую детям во время экзамена обратить внимание на следующее:
– пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
– внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования — не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
Шестой принцип — контролирующий.
Постоянный контроль, анализ результатов, коррекция деятельности обучающихся — залог успешной сдачи ОГЭ [3].
При подготовке к экзамену необходимо отрабатывать вычислительные навыки и знание теоретического материала. С этой целью использую различные приемы:
– работа в парах (при заучивании математических формул, заучиваем первые 3–4 формулы, добавляя каждый урок еще по одной, доводим 10–12 формул на тему);
– использование опорных конспектов;
– работа с тренажерами (презентация с подробным решением задания);
– разноуровневые зачетные работы.
– тесты и др.
Предлагаю учащимся и использую сама ресурсы сети Интернет: сайт Ларина, сайт Незнайка, решу ОГЭ. Используются сборники для подготовки к экзаменам, рекомендованные ФИПИ [2].
Работа с родителями нацелена на повышение осведомленности родителей и формирование реалистичной картины, экзамена, снижение родительской тревоги. На родительских собраниях были даны рекомендации по организации режима дня старшеклассников, поддержке и помощи детям в период до, во время и даже после экзаменов, розданы советы и рекомендации в виде листовки [6].
В заключении, хочется отметить, что экзамен не должен быть «головной болью» только учителей математики. В этом процессе важно задействовать всех педагогов и все предметные методические объединения. Независимо от того, вынесен тот или иной предмет на основной государственный экзамен или нет.
Сложно подготовить обучающихся к ОГЭ, это большой труд. Но не нужно этого бояться. Хорошо зная свой предмет, объясняя и любя его и своих учеников, обязательно сможете подготовить их к экзамену.
Литература:
- Кульневич С. В. Не совсем обычный урок/ С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина — Воронеж: издательство «Учитель», 2009.-176с.
- Манвелов С. Г. Конструирование современного урока математики.- М.: Просвещение, 2008г., 175 с.
- Миронов Г. В. Приемы активизации учебной деятельности школьников.журнал «Математика в школе». № 3–2013г., с. 12
- Мухина С. А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении/ С. А. Мухина, А. А. Соловьёва-Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008.-384с.
- Современное физико-математическое образование: проблемы, поиски находки. Хорошавинские чтения.- Белгород, БелГУ, 2009.-255с.
- Шоган В. В. Технология личностно-ориентированного урока/ Шоган В.В-Ростов н/Д: издательство «Учитель», 2009.-160с.
- Юсуфбекова Н. Р. Общие основы педагогических инноваций: Опыт разработки теории инновационного процесса в школе. [Текст]./Н. Р. Юсуфбекова. — М: Педагогика, 2011. — 213с.