Статья транслирует опыт учителя математики по психологической подготовке обучающихся к единому государственному экзамену по математике.
Ключевые слова: СтадГрад, единый государственный экзамен, ИКТ — компетенции
Одно из условий успешной сдачи экзамена — овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками по предмету, адекватное реалистичное мнение о экзаменационной процедуре, а также, психологическая подготовка обучающихся к единому государственному экзамену.
Литературы, посвященной этой теме, еще не так много, но в настоящее время выделяют три основных компонента психологической подготовки, а также вытекающие из них трудности. Это: познавательные, личностные и процессуальные компоненты.
Познавательные трудности связаны в первую очередь с недостаточным объемом знаний или недостаточной степенью их усвоения и систематизации, недостаточным развитием общеучебных навыков.
Личностные трудности, связаны с отсутствием поддержки со стороны взрослых, самостоятельности учащегося, что может приводить к повышенному уровню тревожности, наличию предрассудков о ЕГЭ, неадекватной самооценке.
Процессуальные трудности связаны с недостаточным представлением о самой процедуре экзамена, с отсутствием навыка четкого порядка действий при сдаче ЕГЭ.
Поэтому каждый педагог ищет и применяет в своей работе наиболее эффективные технологии обучения. Одна из основных идей работы нашего методического объединения — повышение качества математической подготовки школьников на основе использования в выбранных технологиях различных форм и предложений математического содержательного контента.
Наша школьная учебная литература, а именно учебник С. М. Никольский, М. К. Потапов, конечно, достаточно полно раскрывает тематику предмета, но также нужно использовать и дополнительную литературу, отражающую специфику предстоящего экзамена. К ней относятся контрольно-измерительные материалы, методические разработки, учебные пособия, электронные учебные курсы. Книги от ФИПИ — самые проверенные и самые приближенные к реальному ЕГЭ.
На своих уроках, учителя-предметники нашего лицея, применяют следующие принципы:
1) тематический принцип: заключается в том, что
— система подготовки проводится по выбранным темам, от простых к сложным.
— для развития мышления учащихся, необходимо систематически разбирать различные типы задач с нарастающей трудностью
— повторение организуется, так что однотипные задания располагаются группами, это дает возможность научить учащихся правильным рассуждениям при решении задач и освоить основные приемы их решения, но не натаскивание, а отработка навыков.
2) принцип сложности: работа по подготовке к ЕГЭ должна проходить на высоком уровне сложности. То есть, не нужно бояться включения в задания на уроке таких вопросов, которые выходят за рамки школьного курса, а также включать задания из олимпиадных заданий.
Если смысловые компетенции формируются в «тематическом принципе», то формирование ИКТ-компетенций, происходит через арсенал различных средств для формирования необходимых навыков и подготовки к успешной сдаче ЕГЭ по каждому предмету. А именно; всевозможные пособия с тестами для самоподготовки, различные онлайн тренажеры, обучающие компьютерные программы. Рассмотрим основные направления:
- На уроках используется система презентаций и видео-уроков
- Дистанционная обучающая система для подготовки к экзамену «РЕШУ ЕГЭ» (http://решуегэ.рф). Этот информационный ресурс можно использовать для организации: тематического повторения; текущего контроля знаний; итоговых работ; прохождения тестирования и т. д.
- Хочется остановиться на сайте СтатГрад, с которым я уже работаю более семи лет и активно внедряю в работу методического объединения учителей математики.
Опыт показывает, что детям, как правило, начинается нравиться учиться и заниматься в частности математикой, когда они ее понимают. Но при этом надо понимать, что у каждого ребенка есть свой «потолок», свой уровень компетентности. Выход в область некомпетентности часто влечет за собой потерю интереса к математике. Занижение «потолка», решение слишком простых задач для данного ребенка приводит к тому, что он «стоит на месте».
Завышение «потолка» влечет за собой потерю интереса к математике: «я все равно ничего не понимаю и ничего не смогу». Поэтому на занятиях мы стараемся найти баланс между целью, которую ставит ребенок или его родитель (сдать ЕГЭ на нужный балл, подтянуть предмет) и тем, что в реальности можно требовать и ждать от конкретного ребенка.
Я не разбираю десятки однотипных задач, но при этом стараюсь показать школьнику полный спектр задач, умение решать которые необходим для успешной подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. От простого — к сложному. От внимания школьника не ускользнут самые коварные задания, которые могут встретиться на экзамене. Поэтому я использую подборку заданий и тесты с сайта СтатГрад.
Особое внимание в процессе деятельности по подготовки учащихся к ЕГЭ, занимает мониторинг качества обученности, который должен быть систематическим и комплексным [1]. В этих целях я провожу входную диагностику, диагностические контрольные работы, тренировочные работы, все это я беру в системе СтатГрад.
Чтобы зайти на данный сайт, необходимо получить доступ: логин и пароль у администрации школы. Доступ имеют только учителя. Тесты, составленные на данном сайте, очень приближены к реальным. Задания можно скачать бесплатно, но только по математике, причем за любой год. Вариантов четыре, развернутые ответы имеются только ко второй части, профильного теста. К вариантам так же скачивается база Excel, в которую необходимо учителю вбить фамилию ученика, его вариант и ответы, с бланка, который сдал ученик. И сразу мы получаем картинку результата. Может минус, а может плюс в том, что дети не имеют доступа к данному ресурсу, а также «решебника»: ответы к базовому уровню и первой части профильного уровня отсутствуют.
Отдельное важное направление подготовки к экзамену — формирование эффективной стратегии деятельности ребенка на экзамене. Прежде всего, конечно, речь должна идти о выявлении уже существующих особенностей учебной деятельности выпускников. В этом могут помочь и диагностика психолога, и самоанализ самого ученика (он важен не только для получения полезной информации, но и как одно из средств повышения активности и ответственности ребенка), и экспертные оценки педагогов, хорошо знающих ребенка [3].
Для формирования у детей эффективной стратегии деятельности на экзамене в нашем Лицее периодически проводят «пробники» ЕГЭ, варианты берутся с сайта СтатГрад. После завершения, уже через час, дети и учителя уже знали результаты, не только оценку, но и могли посмотреть именно по заданиям, где они допустили ошибки. Затем на основе статистики выявляются и отрабатываются западающие темы, что способствует повышению сопротивляемости стрессу, развитию навыков самоконтроля, осознанию собственной ответственности, анализу своих установок.
У нас в лицее, нынешние 11-е классы, а в том году это 10-е классы, раз в неделю пишут варианты ЕГЭ — базовый и профильный уровень по математике. И в конце того учебного года, некоторые обучающиеся набирали 17–18 баллов на базовом уровне. Все тренировочные тесты проводятся с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя: за какое время сколько заданий они успевают решить. Тренировочные тесты проводятся с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя: за какое время сколько заданий они успевают решить. Привыкнув к этому, учащиеся чувствуют себя на экзамене намного спокойнее, увереннее, целеустремленнее.
Все это, безусловно, способствует не только формированию предметных универсальных учебных действий и повышению обученности и качества знаний обучающихся, но и развивает личностные универсальные учебные действия, позволяет ставить цели по самодиагностике, самооценке, повышает психологическую устойчивость выпускников, снижает напряжение и тревожность у детей накануне экзамена.
Использование информационно-коммуникационных технологий значительно облегчает работу учителя при организации учебного процесса, являются важным элементом, способствующим более качественной подготовке к единому государственному экзамену.
Литература:
- Болотов В. А. Единый государственный экзамен. Сборник статей. М.: Логос, 2007.
- Шаповал В. В., Митрофанов К. Г., Саплина Е. В. Правила и приёмы успешной сдачи экзаменов М., 2007.